Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Краны-манипуляторы для военных

Военным предложили
новые автокраны
и краны-манипуляторы

Поиск на сайте

"Мы все изгнанники и на своей родине"

"Мы все изгнанники и на своей родине"



Ставить памятники иногда значит,что нет надежды на то, что потомство  не забудет.
А мерой времени является память, эта мера проявляется не в общем потоке,а в частности-маленьком истоке родничка из заболоченной враньем сиюминутной необходимости.

Есть профессии,где религия такая  повседневность впитанная буднями жизни,что и не понятно для чего церковь.Избранность дела,которое будет твоим на всю оставшуюся жизнь.

Мое понимание избранности началось на плацу Высшего Военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола.
Медь оркестра,блеск надраенных блях, белизна перчаток,сияющее солнце в блеске палашей,знамя и  чувство молодеческой удали,которое готово взорваться гулом асфальта от ножки строевого шага.
Начальник училища Герой Советского Союза вице   адмирал Египко Николай Павлович,прохаживаясь вдоль строя  поглядывает на часы.Главком опаздывает.
Это опоздание-олицетворение времени и мы замершие в строю будем ждать вечность.
Потом мы поймем и примем данность-начальство не опаздывает, это для нас станет правилом,аксиомой.
Через много лет на поле аэродрома под Севастополем я буду ждать того же Главкома,мучаясь от 40 градусной жары в шерстяной парадной форме номер три.В машине была приготовлена форма номер два и еще рубашка,на всякий случай если Главком выйдет из самолета в рубашке.Форма одежды определялась,тем как одет Главком

Но это не для них,выросших в иное время постижения собственного достоинства.
То время   назовут тюрьмой,сталинской диктатурой,репрессиями,но вот человек
из того времени,остановившись в центре парадного строя, голосом в котором сквозит извинение ко всем замершим в строю, обращается к своему заму:
"Встречай нашего Наполеона,я свое прождал,пойду сосну в адмиральский часок"
Можно по-разному отнестись к этому "сосну",но то что в этом   собственное достоинство, несомненно.

Обесценивается все,что в избытке даже героизм. В наше время,когда ушли герои клоуны заняли их место.
Всегда мучил один вопрос соразмерности ответственности за принятие решения и личный героизм броска на амбразуру. Командир- всегда принятие решения в котором бросок на амбразуру только начало.

Испания.Дневник дона Матисса.
"13 июня. Принимал лодку в море. Находились в 15-20 милях от берега, в надводном положении. Было темное время суток, рядом с нами проходила международная трасса, где хорошо видны яркие огни и флаги курсировавших кораблей. Находясь вдвоем с Бурмистровым на мостике, мы вдруг увидели на фоне огней силуэт мятежного крейсера "Альмиранте Сервера". Боевая тревога! Иван Алексеевич дает команду: "Аппараты 1 и 3, товсь!" Я ему советую подойти поближе к фашистскому крейсеру. Но Бурмистров считает, что уже пора, и командует: "Аппараты, пли!" Мы идем в надводном положении по направлению стрельбы и видим, как одна из наших торпед вылетела из аппарата и, оставляя за собой яркий фосфоресцирующий след в прозрачной воде моря, вдруг неожиданно повернула и пошла на циркуляцию вокруг нашей лодки. Хорошо, что радиус циркуляции оказался не очень маленьким, и торпеда прошла примерно в 50 метрах от кормы. Наше внимание было приковано и ко второй торпеде, которая сразу после залпа сделала резкий поворот и через несколько секунд взорвалась, ударившись под нашим кораблем в грунт. Крейсер мятежников уже был далеко, а мы, подавленные происшедшим, пытались найти причины неудачи. Одна из них, несомненно, заключалась в нежелании офицера, обеспечивающего стрельбу, топить свой же испанский корабль".

"19 июля. Вышли на поиск крейсера "Альмиранте Сервера". Несколько часов шли под водой и затем всплыли на перископную глубину. Посмотрел в перископ и увидел знакомые очертания вражеского крейсера. Срочно привел подводную лодку на боевой курс и скомандовал: "Кормовые аппараты, товсь!" Расстояние до корабля составило 4 кабельтовых (740 метров), были хорошо видны фигуры матросов и развернутые по борту орудия. Рядом со мной стоял штурман, и я с целью более точного опознания корабля пригласил его к перископу. Взглянув в перископ, он выкрикнул слово: "Сервера!" Боцман, сидевший на рулях, внезапно переложил их на погружение. Лодка провалилась на глубину. Кто-то, очевидно, штурман, нажал на кнопку опускания перископа, и тяжелый удар пришелся мне по голове, я упал, потеряв сознание, а подводная лодка уходила все глубже и глубже. Я пришел в себя и с настойчивостью в голосе подал команду: "Рули на всплытие!" Однако всплытие под перископ продолжалось неестественно длительно. В перископ я увидел сверкающее море и уходящие мачты и трубы "Альмиранте Сервера"...

"Беспокоила нас четверка анархистов,  - в то время стремление организации анархистов в Испании к самостоятельности и нежелание подчиняться центральному правительству вносили серьезный разлад в обеспечение снабжения из Каталонии и ведение целенаправленной борьбы. К тому же родиной мирового анархизма была Барселона, находившаяся в Каталонии. Наши анархисты, как я потом узнал, составляли боевую ячейку, которая подчинялась анархистскому центру и штабу, находящемуся в Хихоне. Их целью было подготовить восстание и захватить военные корабли, чтобы уйти во Францию с огромными запасами золота и ценностей.
Мы находились в боевом походе, когда поздно ночью ко мне явился взволнованный Паоло (комиссар лодки). Он подслушал разговоры анархистов о спрятанном на подводной лодке оружии, захвате корабля и аресте командира. Я решил вооружить верных ребят и с глазу на глаз поговорить с анархистами. Когда их окружили в отсеке, я твердо заявил, что нам известны все их планы, а также где спрятаны запасы оружия. Я сообщил, что если команда узнает об их террористических замыслах, то немедленно выбросит их за борт. Моя уверенность так повлияла на молодых и ершистых ребят, что испуг появился у них на лицах. Они сознались во всем, рассказали о планах хихонской организации анархистов, сообщили пароль и шифр. Принесли четыре ручных пулемета, револьверы, гранаты. С Паоло мы решили этот инцидент оставить от команды в тайне. Анархисты затихли...".

Каждое погружение рабочий момент риска,война в условиях терроризма в прочном корпусе-самоубийство.
И этот героизм самоубийства сопровождал каждый выход в море прорастая достоинством,которое  позволяло не соглашаться с мнением даже Сталина,когда вся челядь ближнего круга,не то что возразить,шевельнуться боялась.

Почему Сталин проиграл испанскую кампанию?
Дело как выясняется, вовсе не в том, что испанская троцкистская организация ПОУМ (не менее сорока тысяч вооруженных до ушей головорезов) пакостила республиканскому правительству, как только могла,устраивая в тылу мятежи и путчи. Все гораздо сложнее...может быть проще,когда вспоминаются испанские
имена Павлов,Штерн...и первые дни войны,так похожие на испанские военные будни.

В конце августа начале сентября 1941г. немцы вышли на берег Финского залива в районе Петергоф-Стрельна, захватили Шлиссельбург и вышли к Неве. Началась зловещая и трагичная блокада Ленинграда.

В это время родился отчаянный план спасения части подводных лодок путем их перебазирования на Северный флот,разработанный Николаем Павловичем.

29 августа на Балтийский флот прибыл Нарком ВМФ  Н. Г. Кузнецов, он ознакомился с состоянием флота после "Таллинского перехода" и именно во время его пребывания в Ленинграде 31 августа немцы вышли к Неве у Ивановских порогов. Угроза падения города была реальной.
Получив предложения Военного совета КБФ, Н. Г. Кузнецов на нем написал: "Пройдут ли?", но, посчитав, что другая альтернатива просто бессмысленное уничтожение кораблей, доложил его Ставке и получил "Добро.11 сентября Ставка дала официальный ответ готовить три лодки и посылать командиров   добровольцев идущих на прорыв.

Тем временем ситуация на фронте постоянно менялась.
В двадцатых числах сентября наступление немцев было остановлено, угроза немедленного падения города была ликвидирована. Ситуация в корне изменилась и теперь прорыв был бессмысленным.
"Я доложил В. Ф. Трибуцу о нецелесообразности направления трех подводных лодок на Север. Такой риск в тех сложившихся условиях был неприемлем. Но командующий флотом не согласился с моим предложением.
Он знал об указаниях Сталина на необходимость прорыва.  Я уже в то время имел, как я считал, некоторый боевой опыт: была Испания, война с финнами, боевые операции. Была уверенность в своих действиях. Еще раньше с командующим флотом у меня сложились не очень хорошие отношения.
Я не раз говорил ему о неправильности отдельных решений по обеспечению деятельности подводных лодок. Приходилось давать довольно категорические телеграммы с перехода:"Из-за плохого обеспечения не могу отправить на выполнение боевого задания подводные лодки+ "Он реагировал по своему. Ссылался на мою неоперативность, говорил о необходимости следовать фарватером, где я знал были установлены мины и другие противолодочные средства.
Были и другие неприятности на флоте. Но он поступал как сам считал. Сейчас получилось серьезное разногласие. Сталин утвердил прорыв трех лодок на север, а командующий должен быть против. В данной ситуации В. Ф. Трибуц решил послать Наркому ВМФ  Н. Г. Кузнецову рапорт о том, что я неправильно себя виду и настраиваю личный состав против его решений. Н. Г. Кузнецов просил его разобраться в отношении меня с остальными подводниками.
Но разбираться было некогда и меня приказом НК ВМФ   02056 от 19 сентября 1941 г. отстранили от занимаемой должности и зачислили в распоряжение Командующего КБФ+  как несправившихся с работой в ответственный момент отечественной войны" -из дневника Николая Павловича.

Даже трудно себе представить  последствия -несогласие с командующим,выразившееся в настраивании личного состава против его решений во время войны,да еще в период отступления,период загранотрядов,всевластия приказа?

Кто когда-нибудь испытал это  несогласие на собственной шкуре, хотя бы в мирный период и то вряд ли сможет назвать это героизмом,скорей идиотизмом самоубийцы.
Но то были иные люди не зараженные нашим временем,оценивая их жизнь мерками нашей убогости мы видим только то, что нам хочется видеть,копаясь в помойной яме нынешних идеалов.
Иной градус накала жизни, понимаешь это рассматривая фотографию-Париж,1936 год.Николай Павлович Египко.Красивый человек,любящий жизнь.И жизнь отвечала ему взаимностью.
Может быть потому что Бог говорит с человеком через историю,которую делают такие люди мы и остаемся еще людьми.
0
21.09.2009 09:10:33
RE: "Мы все изгнанники и на своей родине"
Маленькое дополнение-фотография Николая Павловича Египко из  его архива,
любезно предоставленная его сыном,Владимиром Николаевичем.
Время всё ставит на свои места,когда камни собираются,так будет собрана
жизнь человека,подводника,учителя,отца,человека которого любили королевы и ненавидели
хрущёвы...
Ссылка 0


Главное за неделю