Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новые средства контроля радиационной обстановки

Новый измеритель ИМД-9
засечет любую
радиационную угрозу

Поиск на сайте

ПРОСТО...ОТПУСК И НЕ ТОЛЬКО

ПРОСТО...ОТПУСК И НЕ ТОЛЬКО

Все, кто собираются  в отпуск, задолго до этого дня  задумываются, где и как будут его проводить, и нередко меняют  планы даже в самый последний момент. Мы в семье твердо решили, в этом году ( 1970 -м )  попросим дать нам  отпуск в июле и   поедем отдыхать на Рижское взморье.
    По правде говоря, влекло туда  не  только  ласковое море, белый песок, красивые места. Там, на Балтике наши друзья, которые очень звали нас и ждали.
    Хотелось приехать  неожиданно, ведь на этот раз просто отпуск, а не поездка по приглашению. Поэтому о  нашем решении сообщили только командиру . Попросила встретить  на мосту, который недалеко от  базы, где жили подшефные.  Знала, что не пропустят через КПП  без  сопровождающего .
    «  Разведать «  обстановку  решила вначале  сама.  Приехала в Болдерая чуть раньше назначенного времени.  Приблизилась к мосту и вижу, с  другого конца идут навстречу три моряка. Сразу узнала знакомых: Володю Шакула,  Игоря Борзосекова и комсорга экипажа Григория Небера.  В руках у В.Шакула огромный букет цветов. Встретились как раз на середине моста. « Вас  уже все с нетерпением ждут, - говорят мне.  « Как ждут?  Разве знают, что я приеду? Я хотела  сюрприз сделать! «  « Не выйдет сюрприза, - смеются они.
    Торопливо шагаем по городку. Мне многое уже здесь  знакомо. И плавбаза « Смольный», где живут подшефные. По трапу поднимаемся наверх.     Стучусь в кубрик. ( Волнуюсь, конечно ). В ответ дружное, многоголосое : « Заходите, пожалуйста! «    Словно,  почувствовали ( а может и приметили ), что это я.
      Стоит ли рассказывать о  минутах встречи ? Все представляют, как встречаются друзья : приветственные слова,  рукопожатия, улыбки и, конечно, новые знакомства : Юрия Кезик, Славу
Погребняка, Виталия  Гаврина и других  новичков знала только по письмам, а теперь и  увидела впервые.
     « В разведке» была  недолго.  Командир Сергей Николаевич Боровков сказал, что есть разрешение пожить нам какое-то время на плавбазе, пока нам  не найдут  пристанище на побережье.  Оказалось, что  самим  найти жилье в  самый разгар сезона не так легко, как нам это представлялось.  И мы воспользовались этим приглашением.       С первого же утра на плавбазе « Смольный»  мы, словно, стали  частью экипажа. Голос дежурного по радио : « Команде вставать !»  поднимал  меня  в доли секунды. И дальше в ритме распорядка дня экипажа лодки, находящейся на ремонте. ( Но если по  правде, этот распорядок не очень  коснулся мужа-отпускника.  Вечерами в каюте допоздна шли шахматные баталии между ним,  хорошим шахматистом, и офицерами лодки.  Ну, прямо на полном серьезе, как на турнире в борьбе за шахматную корону).  Днем, чтобы не мешать , мы уезжали в Ригу, завершая свои экскурсии посещением рынка, где в изобилии продавались  редиска, огурцы, помидоры, зелень, первые фрукты и ягоды .  Возвращались  с нагруженными сумками , чтобы хватило на всех, кто заглядывал к нам в каюту на семейный  огонек  и «зеленый «  ужин.  Я же с разрешения командира и самих  ребят, старалась по возможности быть больше с ними. Отведенные им для отдыха часы  в разговорах общих и личных  пролетали быстро.
      Утром за мной  заходил  командир и мы  шли на завтрак. Все,  с чем сталкивалась  в новой обстановке, было потрясающе волнительным   для нервной системы и души. Порой  только интуиция, позволяла избегать  каких- то  неловкостей, неумелости, побороть  смущение,  а если сказать короче , не оплошать. Так было, когда ,я увидела, что сидящие за столом офицеры экипажа, при нашем приближении встали  .  За обедом, кто-то из них попросил, чтобы суп в тарелки разлила я, а не вестовой. Это  так  привычно… дома. А тут...  Но справилась, с улыбкой спрашивая, кому пожиже, кому погуще, с пожеланиями «приятного аппетита» каждому. Один день, один раз и  уже чувствовала себя, как в  семье, только  большей  по численности, чем  моя  в Перми.
                       В СТРОЮ… ПО РАНЖИРУ
    У памяти есть удивительное свойство  - хранить вечно  то, что случилось в минуты волнения, потрясений, стресса.  Потому что до мельчайших подробностей помню то утро, когда командир Сергей Николаевич Боровков спросил: хотите  увидеть  и узнать  подробней , как живет экипаж  ? Чем заняты ребята ? Разве мне, журналисту, можно отказаться от такого предложения ?
     И вот мы идем на лодку.
     Смотрю, экипаж уже построен на палубе. Перед трапом  я замешкалась и отступила в сторону, пропуская вперед командира. Поднялись. Старпом  В.Ф. Голотюк  доложил командиру, что экипаж на подъем флага и гюйса построен. Я во внутреннем  замешательстве, что  мне- то делать ?. И слышу голос командира : «Заместителю командира по психологической части  встать в строй !  На мгновенье растерялась, куда  встать,чтобы было правильно?    И…  встала в строй  первой. Как оказалось, почти по ранжиру. Краем глаза заметила что-то вроде одобрения в глазах стоящих в строю.  Чуть спокойней стало.
     Команда : «На флаг, гюйс , смирно ! Флаг, гюйс – поднять ! «
     Вот интересно, сколько эмоций может испытывать человек в одну минуту? А я теперь знаю. Благодарность, восторг, чувство единения, признательность, смущение, волнение…все вместе и враз .Такое  редко  в жизни повторяется. Помню еще,  что в строю вытянулась так, что, наверняка, сантиметра два прибавила в росте.
      « Замполит». Не знаю, кто это первым сказал,  но так стали звать  меня, негласно, и ребята. Только  матрос Коля Панасевич  каждый раз значительно подчеркивал : « по психологической части «. Сейчас, когда начитавшись воспоминаний моряков всех рангов, о службе на подводных лодках, я знаю, что не всех замполитов уважали  в экипажах.  И по  рассказам и оценкам и  это было справедливо. Но  знаю также, что были в экипажах замполиты, о которых   говорили с любовью и почтением .  Мое же « звание»  с  таким подчеркиванием - « по психологической части», наверно,  было  долей  уважения и  позволяло,  хоть немного, чувствовать себя  своей  в экипаже.
    После подъема флага экипаж спускался  в лодку. Спускались  и мы:  командир первым, потом я. Обходили отсек за отсеком. Я старалась быть  незаметной.  Только смотрела и слушала… Обходя лодку  запоминала, по возможности,  ее  устройство  отсек за отсеком :  торпедный, аккумуляторные,  « преисподня « ( так называли ребята дизельный отсек ),  камбуз, центральный…. Разрешили посмотреть в перископ. В  торпедном отсеке  коротко, но понятно рассказали, как ( не дай бог ) выходить в аварийной  ситуации  на поверхность. Постояла  с уважением на месте боцмана, понятней стало, что такое «дифферент» на корму, « продуемся «   и многое  другое.  Держала в руках ИДА, и внимательно слушала, в каких ситуациях им пользуются. Заглянула в кастрюли на камбузе и получила ответ, как готовят пищу при погружениях и всплытиях, едят ли в шторм и что чаще всего готовят в «автономках», особо  интересовало, как выпекают  именинные пироги , а то и торты… Дали возможность посидеть в наушниках акустика…  И хотя « награждена» значком  специалиста второго класса, осталась навеки  дилетантом. Не женское это дело. Но  тогда  все  эти и другие полученные знания  позволяли  лучше понимать то,  чем делились  ребята.
                ( продолжение следует )


Главное за неделю