Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Краны-манипуляторы для военных

Военным предложили
новые автокраны
и краны-манипуляторы

Поиск на сайте

...НО ИСТИНА ДОРОЖЕ ( По следам опубликованного ) Часть 6. Окончание

...НО ИСТИНА ДОРОЖЕ ( По следам опубликованного ) Часть 6. Окончание

Думаю, достаточно  фантазерских измышлений, слухов и баек   про этот нелегкий дальний поход человека, который   там не был.   Жизненные ситуации в рамки  инструкций и предписаний   не   вместить.  В походе всякое бывает. Жаль, что автор делает вид, что он этого не знает.   Но  и в  этом  конкретном случае   командир лодки  С-95  Боровков С.Н.  категорически   заявляет : «  У Четверикова Б.Г.   с ноздрями  все  было в порядке « . Это  домыслы . Зачем ?

     ЛОДКА  вернулась к родному причалу. Вернулись ЖИВЫМИ все участники похода.  И ЭТО ГЛАВНОЕ !

     Но  автор не останавливается.    Его просто «тянет «  еще и еще громоздить нелепости о походе, рассказывать о  своем   отношении  к   замполиту  лодки С-95    В.П.Овсяникову     А еще  более плохо о тех, с кем довелось служить на подводных лодках.

     Виктора Павловича, нет в живых.   И  приводя размышления  автора книги, его оценки   еще раз,  прошу прощения у его жены, детей, внуков .

     Делаю это, чтобы показать  примитив  и заношенность слов, терминов, фраз, которыми пользуется автор, его низкий  уровень политической зрелости на том этапе  жизни, его   поразительную »не любовь  «   к человеку,  которого по сути дела хорошо не знал, и который  ответить ему уже не сможет , так же  как Волков Б.А.
    Из книги  В.Л ВИКТОРОВА :
«… Замполит Овсяников за свои делишки   ( ??? )  не понес никакого наказания., хотя его вина за случившееся намного весомее  ( ??? ) по сравнению с командиром и начальником  штаба бригады. Эта блеклая, совершенно бесцветная личность, оказала  свое  убийственное  ( ??? ) влияние на исход похода. Несгибаемая воля офицера – политработника  ( ??? ),  его политическая демагогия с угрозами  в период подготовки к   автономке,   привели к тому, что поход технически неисправной лодки, вопреки здравому смыслу, стал возможен. Та же несокрушимая воля Овсяникова  послужила причиной проведения партийного собрания в самый неподходящий момент. В результате грозный начальник штаба, этот хамло  и  матершиник,  дрогнул под напором "«железных» доводов политработника. И согласился на проведение  собрания . Интересно, чем так напугал его замполит. Наверное, в памяти начальника штаба свежи были воспоминания о недавних временах, овеянных не только славой побед, но и ужасами репрессий ( ??? )

      Если бы лодке удалось вырваться из района учений английских ВМС, это могло стать одной из самых ярких страниц в послевоенной истории морского флота  ( ??? ).   Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения, о том, что приключилось с подводной лодкой С-295 ( С-95 ), мы уже знаем …. «

      Да.  Намного было бы  легче на душе, если бы  автор,  Виталий Львович Викторов  закончил бы « свои железные доводы «  и  домыслы  в этой главе о том, каким был замполит В.П Овсяников. Но он не пожалел «красок«  еще на  двух страницах   разрисовать его и всех политработников того времени в придачу.

…»  Замполиты во всем обладали  хорошим аппетитом. Мимо рта ложку не проносили. По части рвения в службе  политработников наблюдалось немало слабых мест, да и по части морального облика не многих можно было поставить в пример. Некоторые  из  замполитов не во что святое давно не верили и были ужасными циниками. Вести кого-то в бой или закрывать своим телом вражеские амбразуры ( ??? – а где на подводных лодках амбразуры  ? )   представители этого племени были не готовы. Идти на какие-то жертвы, оставляя недоеденным кусок своего пирога, это было не в их силе, противоречило их жизненному кредо. Измельчала порода ….»

    А ДАЛЕЕ еще  похлеще :
     …   « Говорят, что Овсяников не курил, не выпивал, был хорошим семьянином, но несмотря на эти добродетели, он  бесспорно ( ??? ). должен быть причислен к разряду  страшных, зловещих фигур той эпохи «  ( ??? )

         А  кто дал право СУДИТЬ, а тем более ставить клеймо ? Есть же границы элементарной порядочности, наконец, человечности, тем более врача по профессии …Может и не стоило  об этом говорить, если бы  при этом  не зашкаливали   самолюбование  и патетика,  если бы « не заносило  давать убийственную детализацию всех  добродетелей  и пороков…» (  фраза из книги автора )  , что  вызывает неизменные негативные эмоции.
 
     Из КОММЕНТАРИЯ  командира капитана 2 ранга  Боровкова  Сергея  Николаевича, который участвовал в дальнем походе  на подводной лодке С-95 :

      «… Разглагольствования   автора о политработниках, как никчемных и даже вредных специалистах – ПОЛНАЯ ЧУШЬ. Люди различных специальностей бывают разные ?   Как хорошие, так и не очень. Огульно всех включать в ту или иную категорию, в лучшем случае, НЕХОРОШО «.
    Это мягкая, интеллигентная фраза для вас , Виталий Львович,  вряд ли сгодится  , к сожалению, в вашем  арсенале для  тех,  к кому вы питали особую не любовь одна краска – черная.

    Хотя,  ради истины, хочу привести дифирамб человеку, где не были указаны недостатки и пороки.    Это о Боровкове   Сергее  Николаевиче.
              В.Л ВИКТОРОВ:    « Я   встречался с   офицерами  и  мичманами  подводной   лодки С-295 (С-95 ), которые были участниками того памятного похода. Прекрасное впечатление произвел на меня  командир капитан 2 ранга Боровков Сергей Николаевич, которого с полным правом можно назвать истинным интеллигентом, человеком  высокой культуры. Все, кто хотя бы раз имели счастье с ним встретиться с этим человеком неизменно попадали под его обаяние  Эрудиция острый природный ум, добросердечность, порядочность – всеми этими качествами был сполна наделен Сергей Николаевич.»

     Все верно.  Только     не могу  согласиться  со словом  «был».   ОН  ЕСТЬ. Живы  и Целищев, Четвериков, Кулаков и  другие офицеры лодки С-95.    А Сергею Николаевичу Боровкову , капитану  2 ранга в отставке  82  года , живет в Кронштадте, общается со  служивцами,  встречается с ними,    помогает тем, кому  уже труднее сейчас, чем  ему.  Это по их просьбе, и членов экипажа   С-95, он     написал комментарий к главе книги об  «автономке»  подводной лодки в 1968  году, и сделал это тактично, интеллигентно,  с чувством собственного достоинства,    защищая  честь , даже не столько  свою , сколько экипажа, о котором  не сказано ни одного доброго слова в книге,  при этом  ни  на капельку, не снимая с себя ответственности за все  происшедшее .  Как и положено  настоящему офицеру подводнику, который ИМЕЕТ ЧЕСТЬ.

     Упомянув о наложенном  взыскании  на  командира лодки после похода, автор  не сказал  о том,  что спустя год   взыскание было снято .    В приказе  отмечались успехи в боевой   и политической подготовке, выполнение задач ,поставленных перед  подводной лодкой  ( в новом дальнем походе, с другим экипажем ),  и   умелое воспитание личного состава.

    Вот такая книга.  И такие   впечатления  от прочитанного и написанного  человеком, который  как бы   «побыл «   рядом с флотом …  И это не домыслы.     Автор  САМ ТАК   ощущал себя в новой для него обстановке.   И говорит об этом неоднократно   то ли   ПО ПРОСТОТЕ душевной, то ли присущей  ему  открытости, а может….

     В.Л.ВИКТОРОВ :
     ,,,» Оценив все достоинства и недостатки Балтийского моря ( это на военных сборах во время учебы в медицинском институте ) я категорически и негативно воспринял военную службу. Ноги моей  там больше не будет, - сказал я  по прибытию домой с корабельных сборов. Думал ли я в тот момент, что уже через год буду офицером флота. Конечно  же нет. О военной карьере я никогда не мечтал. При распределении по окончанию институту  мне « выпала честь «   - послужить 3 года на флоте ….»
   …» Каждый член экипажа, разумеется, индивидуальность. В которой сосредоточены в той или иной мере, как достоинства , так и недостатки. Я ,молодой ,неопытный врач, волею судьбы оказавшейся среди подводников адаптируюсь к новым  непривычным для меня условиям…Мое появление на лодке С-166 носит временный характер. По окончании зимовки я вновь уйду на свой ремонтирующийся корабль где будет гораздо прозаичнее и  монотонее.   Мой   нынешний ГОСТЕВОЙ СТАТУС  мне более приятен и хочется,    чтобы это комфортное состояние длилось  как можно дольше…
      …» Понял я также еще одну деталь, что офицерские кадры в ходе своей службы, тасуются , как карты в колоде, служебные перемещения с корабля на корабль обычное явление. Наверное, и мне не избежать этой участи. А ВПРОЧЕМ, что я так волнуюсь об этом, служить то мне   уже два года с половиной осталось, авось, как-нибудь  ДОТЕРПЛЮ, ведь полгода службы, уже позади…»
    «  .. .Мысли о Таллине навевают тоску в моем сердце, я не страшусь трудностей, но мысль о том, что придется служить ПО - НАСТОЯЩЕМУ, отдавать честь,  разговаривать непривычным языком ( « здравия желаю «…»так точно»…  «никак нет»   )  и другие выражения комом застревают в моем горле, иметь внешний  безукоризненный ( уставной ) вид вызывает вполне реальное опасение. Конечно, за пять месяцев своей командировки я оморячился, но военным человеком еще не стал. Либерализм и снисходительность по отношению ко мне Балабанова, были легко объяснимы, ведь я был гостем на его корабле. С Олегом Викторовичем     служба будет проходить  по-другому, потому что не гость я у него, а непосредственный подчиненный – почувствуйте, разницу товарищ лейтенант – здесь вам – не тут. И все же не стоит раскисать, при  ЖЕЛАНИИ всего можно достичь …»

     Я  не смогла  прочитать  быстро,  с  интересом и  любопытством эту книгу.  Много раз откладывала , набиралась  « спокойствия « для  души и принималась снова. Но от такого количества плохого, утрированного, с  обидными   прозвищами,  подчеркиванием физических особенностей, и изъянов   внешнего вида, каких-то скверных привычек и многого другого у людей, с которыми и меня свела судьба в эти же годы,  на душе  становилось  опять плохо.    И не только,  ведь о самой службе  и людях.   О неустроенности  быта  ( хотя условия  жизни в Палдиски были  не самые  худшие  ),  о  непременно скандальной  семейной жизни сослуживцев… словом, глазу, эмоциям    было  негде отдохнуть.

       Автор в предисловии уверенно  заявляет : « произведение будет  интересно кругу читателей, даже тех, кто не имеет отношения к  военно-морскому флоту «. Очень сомневаюсь…  Если « офицерам экипажа, отводилась роль животных для убоя « ( так в  одном  месте книги  уже  о другом экипаже ), то  и  меня,  гражданского человека,  автор    лишил душевного равновесия и спокойствия .        Каюсь…  с трудом  смогла дойти  до последних страниц   воспоминаний   врача  дизельной лодки , хотя это было просто  необходимо.

      Мне хотелось понять  , что  же  заставило  Виталия Львовича , придя на службу в 1969 году, написать  (так грязно,  пользуясь слухами, байками, и своими  домыслами  )  о дальнем походе подводной лодки С-95  в октябре-ноябре 1968 года.  Тем более  в начале книги было заявлено , что его «движут  не амбиции  исстрадавшегося по славе « маленького человека», а желание отразить на бумаге все,  что  до сих пор волнует, заставляет сердце  учащенно биться, что спрятано в глубинах памяти и рвется наружу с неукротимой силой….»   Сознательно ли ИМ  указана лодка  С-295 ( а не С-95 ),   неверно  указаны сроки дальнего похода, отчество начальника  штаба.  Если « не амбиции маленького человека»,  если не для пиара, то что  двигало ?
 
      « Свою будущую книгу я посвящаю моим друзьям-товарищам по « прочному корпусу «, - пишет автор.- Многие фамилии я намеренно изменил, дабы не сердились на меня мои сослуживцы за НЕЧАЯННО оброненное слово. Но если кто-то узнает себя  под псевдонимом и испытает чувство обиды….»  
       Стоп !  Названы  настоящие фамилии Боровков, Овсяников, Целищев…Балабанов, Струц…Жильцов, Бутузов, Волков, Портнов, Линда, …. (   перечислила только некоторых из тех, которые  есть  и в моей памяти ), и только одна фамилия  командира подводной лодки под первой буквой, который ,якобы , смеялся, когда матрос закрашивал слова « отличный корабль», того самого,  лишенного этого звания  по вине злоупотребления  командиром  выпивкой,  и втягивания в пьянку  многих других   членов экипажа   ( так в книге )

     Теперь уже  все остается  на совести автора. Только лодка С-295  была в составе Северного Флота.  Служила до 1990 года. Судя  по ее «послужному списку « очень достойно .И,  наверняка, живы очень и очень многие  офицеры , мичманы, матросы того экипажа.  Могут,  ведь,  и  ПРИЗВАТЬ К ОТВЕТУ.  А  потомки «зловещих фигур « , « жопочесов « ( извините, но так у автора ) , беспробудных пьяниц,  « гусаров»  и прочих, о которых пишет автор… тут уж, наверно, пахнет СУДОМ ЧЕСТИ  ?   А просто людская негативная молва – ведь она может накрыть с головой ?
       ….» С точки зрения нынешних « несостоявшихся людей « мое эссе покажется исповедью неудачника, примером того, как не надо жить. Ну и пусть они так считают …»  ( так написано  в самом начале книги ).  Значит, автор  предполагал возможную реакцию, но сознательно шел к этому ? Зачем ?   У меня остаются эти вопросы.
     «… Из всех врачебных специальностей я отдавал предпочтение специальности акушера-гинеколога…», пишет  он  в своей биографии.
      По мне – так лучше бы Вы   стали   врачом – гинекологом. Уверена, были бы лучшим и самым уважаемым. Зря судьба ваша сделала « зигзаг «  в сторону флота.   Да и с «духовным НАСЛЕДСТВОМ» не очень все получилось, по моему мнению.   Наверно, не надо было   бумагу « марать « и при этом  ПАМЯТЬ свою и чужую.  Рассказывали  бы все это  в приватных разговорах.  А то ведь не наследство оставили, а наследили…
       Хорошо, если зрелый человек, умудренный жизненным опытом,  отдавшей службе много лет и считавший   до сих пор, что это лучшие годы молодости  будет читать вашу книгу.  Он то разберется, что к чему.  А если ее возьмет в руки  парнишка, мечтавшей о море и службе  на больших кораблях , субмаринах…?
        Из книги В.Л ВИКТОРОВА :
….    « Как ни было  трудно, говорил я себе, - рано или поздно весь этот кошмар  закончится, еще немного терпения и желанный час свободы настанет «

       Мое терпение, извините,  закончилось. И желанный час свободы настал…

Только вот думаю все же :  есть люди, которые оставляют   незримый след в истории флота, во времени, в сердцах и душах людей своей индивидуальностью, характером,  делами, мыслями , поступками.   О них слагают стихи, пишут песни,  и книги,  берегут их имена в памяти…   А есть люди , которым косо смотрят вслед…
 А еще, хорошо бы  таким людям помнить: «  упасть в грязь легко – отмыться трудно «.

                  Светлана Королева   ( г. Пермь )


Главное за неделю