Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Мобильный комплекс освещения надводной обстановки

Комплекс освещения надводной
обстановки "Онтомап"
сделали компактным

Поиск на сайте

РОДОСЛОВНАЯ. Николай Верюжский, рижский нахимовец выпуска 1953 года. Кратко о своём детстве, родителях и родственниках. Часть 14.

РОДОСЛОВНАЯ. Николай Верюжский, рижский нахимовец выпуска 1953 года. Кратко о своём детстве, родителях и родственниках. Часть 14.

Поскольку мешка с деньгами в руках у неё не было, то отбирать было нечего. Крайне перепуганная, но невредимая и с деньгами она возвратилась в деревню, чувствуя себя, по меньшей мере, в роли Жанны Д’Арк победительницей.



Казалось бы, поездка закончилась успешно, однако последствия от неё оказались не столь благоприятны. Дело в том, что при отсутствии техники безопасности, как бы теперь сказали, лошадку ей дали без седла и невразумительно объяснили порядок управления гужевым транспортом: дескать, сама разберёшься по ходу событий. В результате этого конного марафона, как вспоминала мама, ноги оказались натёрты до крови и очень долго заживали. Больше она никогда на лошадь не садилась, хотя ей нравились эти умные домашние животные. Помню, как мама значительно позже очень радовалась успехам наездницы - олимпийской чемпионки Елены Петушковой, вспоминая при этом весьма поучительную свою езду на лошади.



Олимпийская чемпионка и 13-ти кратная чемпионка СССР по выездке Елена Владимировна Петушкова. - Как Елена Петушкова стала для всего мира «русской амазонкой»?

Период «сельской учительницы» у мамы закончился в 1920 году, когда её перевели в город Углич.
В молодые годы, сравнивая себя со своими старшими сёстрами и подругами по учёбе в гимназии, мама не считала себя красивой, в её гардеробе никогда не было модных и изящных платьев. Однако она следила за собой, всегда была опрятна и аккуратна и даже в традиционной для учительницы одежде выглядела превосходно.
Возможно, как для любой женщины, ей тоже хотелось бы иметь шикарные наряды и драгоценности, чтобы блистать на балах, каких-либо светских приемах или при посещении театра. Но она реально оценивала ситуацию и понимала несбыточность таких намерений.
Мама прилично знала французский язык, декламировала стихи и читала книги на языке, мечтала побывать в Париже. А в последние годы она говорила, что была бы удовлетворена, если бы только посмотреть на Париж с высоты птичьего полета.




К слову сказать, маме нравилось летать на самолётах. Уже после войны мне несколько раз удалось вместе с мамой воспользоваться самолётом, как средством передвижения. В момент отрыва самолёта от земли и во время самого полёта она как-то преображалась, вдохновляясь чувством парения над землей.
Неоднократно вспоминала, что в молодости мечтала оказаться вместе с Гризодубовой, Расковой и их подругами, чтобы летать на аэропланах и совершать прыжки с парашютом. Позднее восхищалась подвигом нашей славной «Чайки» героической землячки, ярославской девушки, Валентины Терешковой, ставшей первой в мире женщиной-космонавтом.




Гризодубова Валентина Степановна. Раскова Марина Михайловна. Терешкова Валентина Владимировна.
Наверное, недаром в ходе занятий на уроках музыки и пения со своими учениками мама обязательно включала песню об орлёнке, который летит выше солнца.



Моя мама, Верюжская Александра Александровна.

Скромный, но кропотливый труд учительницы начальных классов непрерывно продолжался до 1954 года в различных школах Углича.
Через каждые четыре года 1 сентября она с грустью расставалась с теми учениками, которые переходили на следующую ступень обучения, но с радостью и новыми надеждами принимала первоклашек, чтобы вместе с ними пройти очередное четырёхлетие.
В качестве общественной нагрузки пришлось маме поработать и со взрослыми людьми, когда в период с 1922 по 1927 год участвовала в движении по ликвидации неграмотности, а с 1928 по 1930 год вела занятия по русскому языку в школе профессионального технического образования, где готовились швеи-мотористки.
Мама не отказывалась от участия и в других мероприятиях общего характера. Являясь членом профсоюза работников просвещения, в течение нескольких лет выполняла обязанности профуполномоченного. Привлекалась к работе в качестве общественного агитатора, входила в состав избирательной комиссии в избирательной компании 1939 года по выборам в местные советы депутатов трудящихся.
На основании постановления ЦИК и СНК Союза ССР о введении персональных званий для учителей от 10 апреля 1936 года мама прошла аттестацию и удостоена звания учителя начальной школы, о чём свидетельствует выданный Аттестат № 123891 от 02 августа 1938 года за подписью Народного Комиссара Просвещения РСФСР.
О факте замужества, создании новой семьи и рождении детей я рассказал в предыдущей главе.
Я интересовался у мамы тем обстоятельством, что разница в возрасте между мной и старшей сестрой был почти одиннадцать лет, и это вносило, мягко говоря, некоторый дискомфорт в наши братские взаимоотношения.




Моя мама Верюжская Александра Александровна, сестра Женя и мамина сестра Зинаида Александровна (тётя Зина). Углич. 1928 г.

Мама терпеливо объясняла такую нашу возрастную разницу тем, что условия жизни в конце 1920-х и начале 1930-х годов были не лёгкими, особенно в Поволжье: тут и повальный голодный мор (по всей стране проходили движения «Помогите голодающим Поволжья!»), и массовая безработица, и жестокое раскулачивание, и многое другое.
07 ноября 1929 года в газете «Правда» была опубликована статья Сталина, в которой победоносно сообщалось, что: «Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства». Статья положила начало коммунистической вакханалии против собственного народа, используя насильственные методы, повсеместно приступили к ликвидации единоличных хозяйств, раскулачиванию, разгрому хлебного рынка, конфискации зерновых запасов, возбуждению бедноты против зажиточной части деревни.
Меры принуждения, которые привели к ухудшению жизни народа, оказались эффективны, но для того, чтобы народу «жилось веселей», в ближайшие годы будет проведена беспрецедентная по жестокости антинародная полоса репрессий.

Мама говорила, что приходилось это брать во внимание, а также учитывать, что престарелые родители и мамы, и папы объективно также нуждались в помощи.
Только в средине 30-х годов жизнь несколько стабилизировалась. Несмотря на то, что в этот период, по существу, единственным постоянным работающим в семье оказалась мама. Её заработок в 1934 году согласно тарифным ставкам учительницы начальных классов уже составлял 330 рублей в месяц, которого, однако, едва хватало для минимального семейного существования. В этот период я и родился по желанию собственных родителей.
Самым успешным и плодотворным периодом учительской деятельности, по воспоминаниям мамы, была работа в предвоенные годы в начальной школе № 4, где директором являлась Александра Александровна Первачёва, требовательный и тактичный руководитель, прекрасный педагог, объединившая учительский коллектив в крепкий и дружный союз учителей-единомышленников. Мама в этой школе проработала 12 лет вплоть до 1946 года, когда начальная школа № 4 была полностью передана в состав средней школы № 1.




Александр Хаскелевич Кержнер  "В первый класс" 1950.

Не могу не привести выдержку из маминой характеристики, которую 17 июня 1936 года собственноручно написала директор школы № 4 А.А.Первачева:
«...Всегда добросовестное, честное отношение к своей работе, строго продуманная плановость, умелая организация и проведение уроков, чуткий и умелый подход к детям всё это способствует хорошему усвоению и знаниям учащихся класса Верюжской А.А. и любви к ней учеников.
Человек скромный по натуре Верюжская А.А. является ценным работником для школы и в том отношении, что, имея большой педагогический опыт, пополняя свои знания в области новейшей методической литературы, знакомая со многими вопросами педагогического мастерства никогда не отказывается дать то или иное методическое указание, оказывая этим большую помощь в работе.»

Мама всегда шла в ногу со временем, интересовалась новым, стремилась совершенствоваться, повышать свой профессиональный уровень учителя и имела непреодолимое желание получить высшее гуманитарное образование, быть дипломированным специалистом в области русского языка и литературы.



Вот, например, что она пишет в апреле 1940 года в своём заявлении в Московский Государственный педагогический институт имени Карла Либкнехта с просьбой о зачислении на заочное обучение:

«... Свою работу учителя люблю и уделяю ей всё своё время. Учиться дальше и повышать свои знания желала и порывалась и в предыдущие годы, но для этого не было подходящих условий семейного характера. Вначале, по окончании среднего учебного заведения, я не могла уехать от престарелой и больной матери, а после 1925 года не имела возможности оторваться от своей семьи, где подрастали дети. В настоящий момент, я имею возможность и считаю необходимым повышать свои знания в области наиболее интересующих меня вопросов, а именно в области русского языка и литературы».

Не прошло и трёх месяцев, как 05 июля 1940 года пришел ответ за подписью заместителя Директора МГПИ имени К.Либкнехта по заочному отделению товарища А.Вигдорога, в котором сообщалось, что «Ярославская область к нашему Институту не прикреплена, и принять мы Вас не можем». Несмотря на то, что ответ был отрицательный, желание учиться у мамы по-прежнему оставалось.
Разразившаяся война перевернула весь уклад нашей жизни. С первых дней войны стало понятно, что впереди нас ожидают большие, но неосознаваемые в полной мере, испытания.
В 1941году в жаркие дни июля-августа, дождливые и холодные дни сентября-октября, когда враг находился на подступах к Москве, всё взрослое население: мужчины и женщины, включая и учащихся старших классов, рекрутировалось на рытье окопов и оборонительных сооружений.




Сооружение противотанковых рвов на подступах к Москве. 1941 год.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю