Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Автоматизация для судовых дверей и люков

Флоту предложили
двери и люки
на "автомате"

Поиск на сайте

В.К.Грабарь."Пароль семнадцать". Часть 31.

В.К.Грабарь."Пароль семнадцать". Часть 31.

В столице нас везде развозили в автобусах, к парадному батальону училища была прикреплена целая автоколонна: по автобусу на класс, а начальником колонны был отец нашего Александра Фролова. Сам Саша после 7-го класса по семейным обстоятельствам ушел из училища.
В свободное время посещали московские театры. Фактически каждый день после ужина у казармы выстраивалось несколько автобусов: каждый отправлялся в какой-либо театр, и нам оставалось только выбрать автобус и записаться у дежурного. По существу, именно в Москве мы и набирали «театральный багаж». А к концу учебы этот «багаж» уже оттягивал плечи. Пресыщенные театралы (если это слово применимо), прибыв в театр, иногда не ходили дальше буфета.




Москва. У здания Театра Советской Армии: заместитель начальника организационно-строевой части подполковник Н.Л.Ляшок, начальник училища Н.Г.Грищенко, начальник политотдела училища капитан 1 ранга А.А.Стенин. В нижнем ряду участники парада нахимовцы: М.Трофимов, В.Григорьев, О.Осипов. Апрель 1959 года.

Парадную форму, тщательно подогнанную и отменного качества, мы еще некоторое время носили после парада, как выходную (1-го срока). Но порой не успевали относить положенный срок, как вырастали из нее. На этот случай существовал подменный фонд, из которого можно было получить уже ношенное твоим более высоким товарищем. Впрочем, скоро вновь наступала парадная пора, и нам вновь шили форму. Хуже было с ботинками: на парад к их подошвам привинчивали четыре подковки, а то и металлическую пластину. Чтобы шаг был звонче. Но пластины часто отрывались сами, а подковы приходилось после парада вывинчивать, иначе они царапали паркетные полы, и с ними возникали проблемы при посещении музеев. Оставались дырки, отчего обувь часто промокала.

***

В апреле 1961 мы впервые поехали на парад всей ротой – 77 человек. Эта поездка запомнилась грандиозным событием - 12 апреля 1961 года был запущен космический корабль с первым космонавтом на борту! Всех быстро облетело сообщение – старший лейтенант Гагарин в космосе! В тот день в Москве была демонстрация и салют. Нас повезли на Ленинские горы, оттуда открывалась великолепная панорама салютующей столицы. А на самом параде сводный оркестр уже играл марш: «Заправлены в планшеты космические карты, и штурман уточняет последний раз маршрут…. Я верю, друзья, караваны ракет, помчат нас вперед от звезды до звезды…» – с этих слов романтический ореол перешел от моряков и летчиков к космонавтам. Теперь все мальчики хотели стать Гагариным. Юрий Гагарин – уже майор – во время парада стоял на трибуне мавзолея.



Десятая шеренга парадного батальона. Вторым идет Н.Петров и далее: В.Грабарь, В.Зиборов, М.Козловский, А.Комаров, Л.Козловский, И.Задворнов, В.Полынько, В.Семенов, А.Иволгин, А.Брыкин. Далее узнаются: В.Назаренко, М.Голубев, В.В.Иванов. Центральный аэродром им. М.В.Фрунзе в Москве. Апрель 1961 года.

Впервые в состав парадного батальона был включен 3-й взвод. Теперь нашей была почти вся последняя десятая шеренга – самые маленькие. Эта шеренга замыкала строй батальона нахимовцев и пешую колонну всех участников парада. Идти по Красной площади, надо признать, было тяжело. Брусчатка скользкая, и наши подковы скользили по ней как настоящие коньки. Эхо на площади такое, что если первая шеренга слышит музыку оркестра, то последняя – ее запоздалый отзвук, и оттого легко «сбить ногу», то есть, потерять темп марша. Мало того, что нужно было держать равнение в шеренгах и колоннах, было еще принято держать диагональ – это нахимовский шик. А новички были еще почти того же роста, с каким поступали в училище. Когда эти малыши проходили мимо трибун, женщины не в силах были сдержать слез. А, пройдя мимо мавзолея и трибун, эти ребята спиной ощущали прощальные взгляды зрителей. Вслед им смотрели тысячи глаз, и ни за кого не спрячешься. Поэтому самую последнюю шеренгу по праву называли «десятой гвардейской».



Нахимовец. Фото Я.Халипа. - Смена №625, Июнь 1953 г.

Нахимовский батальон замыкал прохождение парадных батальонов. За ними на площадь выкатывались механизированные колонны других участников парада. Оркестр в это время перестраивался, и нахимовцы уже без музыки поворачивали налево и покидали площадь. Далее батальон шел по улице Куйбышева, где ждали своей очереди колонны участников спортивного парада. Теперь десятая шеренга находилась слева от всего строя, то есть шла вплотную к спортсменам. Что творилось с пышущими здоровьем девушками-знаменосицами! Они выхватывали малышей из строя и возвращали не иначе, как запечатлев смачный поцелуй. Ребята были все в помаде!
На том параде приказом Министра обороны СССР [1] батальон был отмечен в числе лучших частей и военно-учебных заведений, показавших хорошую строевую выучку, высокую дисциплину и организованность.


***

Следующая наша поездка в Москву состоялась через год в апреле 1962 года. Рота убыла в составе 64 человек. Эта поездка также была примечательна памятным событием: 150-летним юбилеем Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. В один из выходных парадный батальон в полном составе отправился на экскурсию на Бородинское поле. Проездом видели Можайск с церквями. У памятника Зое Космодемьянской сделали остановку. Состоялось вручение комсомольских билетов. И, наконец, вот оно – поле Бородинского сражения. Такого размаха былых баталий трудно представить, не побывав там. И такого обилия памятников Славе русского оружия вряд ли где еще можно увидеть. И батарея Раевского и Шевардинский редут, эти названия остались в памяти именно с тех времен. Целый день мы ходили или даже переезжали на автобусах от памятника к памятнику слушали экскурсоводов, лазили по пушкам. В голове звучали слова из приказа перед сражением начальника всей артиллерии графа А. В. Кутайсова: «… – пусть возьмут вас с орудиями, но последний картечный выстрел выпустите в упор, и батарея, которая таким образом будет взята, нанесёт неприятелю вред, вполне искупающий потерю орудий».
Было потрясающе интересно, но за день все порядочно устали.




А еще был культпоход в только что открытую панораму Бородинской битвы на Кутузовском проспекте. Еще мы ходили в гости к суворовцам московского музыкального училища. Они исполнили неизвестный нам марш на слова М. В. Лермонтова: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром, Москва спалё-о, Москва спалённая пожаром французу отдана. Французу отдана…». А в кинотеатре «Россия» мы смотрели новейший фильм «Гусарская баллада».
Москва участников парада встречала по-царски. Стадионы. Театры. Цирк. Володе Полынько было поручено представлять училище, когда после шефского концерта представители всех родов войск в ответ вышли на арену, и какой-то офицер зачитывал благодарственный адрес. И, не поверите, рядом с Володей стоял сам Юрий Никулин.
По-прежнему были обязательные походы: в музей Ленина, музей Карла Маркса. Мы были во Дворец съездов на премьере оперы Ванно Ильича Мурадели «Октябрь» (1961), где Ленин речитативом произносил: «Революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!». Но особенно впечатляло посещение Мавзолея. Не то, что там лежали вожди, а то, что в темноте – мертвые. До апреля 1961 года там их было двое, а в ночь с 30 на 31 октября (последний день работы XXII съезда КПСС) состоялся вынос тела Сталина. Впрочем, подробностей мы не знаем, потому что нас в это время в Москве не было. Приехав на парад в очередной раз, мы заметили, что старая надпись на Мавзолее «ЛЕНИН, СТАЛИН», была заменена на новую (как оказалось, старую, самую первую, предусмотрительно оставленную): «ЛЕНИН». Теперь, когда колонна посетителей, побывав в траурном зале, проходила за Мавзолей, чтобы ознакомиться с другими захоронениями: в кремлевской стене и вдоль нее, среди особо почетных могил, отмеченных надмогильными бюстами, была и могила Сталина, позже над ней также был сооружен памятник с бюстом из серого гранита.




Московский Кремль - Очередь в мавзолей Ленина-Сталина. 1960 год.  Могила И.В.Сталина.

***


В 9-м классе, о котором собственно и идет сейчас речь, рота участвовала в парадах дважды. В ноябрьском параде 1962 года и майском 1963-го. Мы уже составляли костяк парадного батальона. К этому времени ребята заметно подросли. Все в разной степени, но даже те, кто не мог похвастаться ростом, продвинулись на одну две шеренги вперёд, их рост – 1 м 66 см. Значительно подросли братья Козловские, Задворнов, Назаренко, Монахов, теперь они стояли в середине строя. Вытянулись до первой шеренги Толя Комаров и Жора Малахов. Жора после 9-го класса заболел во время летнего отпуска и долго лежал в госпитале, а когда вернулся, то его не узнали даже однокашники: из субтильного мальчишки он превратился в красавца юношу с золотой фиксой и есенинским чубом соломенных волос.
Ноябрьский парад 1962 года проходил после Карибского кризиса (10 октября), а в апреле 1963 года Фидель Кастро посещал Советский Союз и, естественно, стоял на трибуне мавзолея 1 мая, поэтому в музыкальном сопровождении появился Кубинский марш: «Слышишь чеканный шаг. Это идут барбудос …». Перед майским парадом училищный знаменосец мичман П. А. Буденков сломал ногу и его заменил Саша Белогуб, а Женя Смирнов и Миша Трофимов были у него ассистентами, то есть ходили с палашами рядом, символически охраняя Знамя училища.




Нахимовцы во время поездки по Москве. Слева направо: И. Задворнов, В. Виноградов, Г. Малахов, В. В. Иванов, А. Дудник. 1964 год.

Московские парады – зрелище незабываемое. За многие участия (третий взвод ходил семь раз, а первый – девять) некоторые детали перепутались. Но несомненно, что, участвуя в парадах, мы еще подростками приобрели качества, важные для дальнейшей службы, такие как выдержка, чувство колоссальной ответственности, чувство слаженности и почти в прямом смысле - чувство локтя. Чеканя шаг по Красной площади, ты ощущал себя частицей мощных Вооружённых Сил великой страны. А это чувство для военного человека многое значит. Иначе выходит, как в песне у Высоцкого: «Мы вышли в море служить народу, да что-то нету вокруг людей…»



Игорь Задворнов и ассистент знаменной группы Михаил Трофимов (с палашом) на поле Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе в Москве. Апрель 1964 года.

После парада колонна автобусов долго протискивалась сквозь толпы народа. Все машут флажками, бросают цветы, поздравляют. Ты – герой! Ты - любимец народа! И ты будешь защищать свой народ, даже ценой собственной жизни!



Прохождение батальона Ленинградского нахимовского училища на генеральной репетиции одного из майских парадов войск Московского гарнизона. Центральный аэродром им. М.В.Фрунзе в Москве. 1960-е годы.

А в казарме уже ждали собранные вещи. Нахимовцы-москвичи оставались в Москве на каникулы, а весь остальной батальон, не мешкая, отправлялся на вокзал и к ночи он был уже в Ленинграде. Или же ночью ехали, а прибывали к утру.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю