Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Системы контроля и индикаторы для авиации

Импортозамещенные
бортовые системы
для боевой авиации

Поиск на сайте

Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 39.

Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 39.

О вечерах и танцах. Курако Юрий Николаевич.

В училище по субботам или воскресеньям проводились вечера отдыха с танцами. Был заведен изначально порядок, что на вечера и танцы допускались воспитанники 8-10-х классов. Для всех остальных эти вечера были заветной мечтой, поэтому каждый думал, ну, почему так медленно идет наше время! Вот вторая путеводная звезда (первая - прическа, разрешенная только в 10-м классе), которая была у всех на уме, а, значит, в чувствах и желаниях. Мы завидовали старшим по возрасту ребятам. Иногда удавалось проникнуть на балкон и подсмотреть, как проходят вечера. Для нас это было необыкновенное зрелище.
На вечерах играл наш духовой оркестр. Всегда в зале было много юных, нарядных, красивых девушек. Атмосфера праздника и какого-то особенного настроения взволнованности и трепетного состояния души чувствовалось во всем. На вечерах танцевали только бальные танцы. К ним готовились не один день, а уже несколько дней заранее: чистили обувь, начищали пуговицы, пришивали белые воротнички, вообще, делали все, чтобы предстать в самом лучшем свете.




Современные кадеты. Тверское суворовское военное училище

Все проходило чинно и размеренно. Все танцы были заучены, движения выверены и отрепетированы. Кавалеры всегда почтительно и достойно относились к приглашенным школьницам. Ритуал приглашения к танцу подчеркивал галантность кавалера. И этому всему нас учили. Не помню точно, с какого класса мы стали постигать премудрость танца, но что-то очень рано.
Вел эти занятия настоящий француз – преподаватель танцев Арно Мирзоян! Это были всегда желаемые занятия, проходили они в актовом зале, там же, где проводились и вечера.

Француз действительно был колоритной фигурой. На него было интересно смотреть, не только как он изящно показывает движения и танцует, на него самого - красивый, стройный, всегда прекрасно, с каким-то шармом он был одет. А как он танцевал со своей партнершей, какие «па» делали они, одно загляденье!
Нам казалось, что это верх танцевального искусства и с завистью в глазах смотрели мы на танцующую пару. Старались мы хоть капельку быть похожими на них. Поэтому с желанием и любовью танцевали на занятиях.
Надеясь, что придет и наше время, и мы с блеском будем кружиться и вальсировать когда-нибудь в этом зале.




Современные кадеты. Кадетский бал. ТВ Центр.

А по ночам нам снились милые, застенчивые девочки и девушки, и порой очень робко мы пытались с ними о чем-то говорить, испытывая необыкновенную нежность и удивительно новое, совсем незнакомое нам чувство. Но почему-то именно на этом обрывался наш сон. Как хотелось его продлить, заглянуть хоть одним глазком, посмотреть, что же дальше? Именно в это время раздавался неприятный горн «Побудки», включался свет и звенел звонкий голос дневального - «Подъём»!
На этом - «СТОП», и вернемся снова к танцам. К тому моменту, когда нам можно было посещать вечера, мы были вполне подготовленными кавалерами. Знали и танцевали - не знаю почему, но мне врезалась в память эта цифра - 32 танца. Я недавно как-то решил подсчитать это количество, у меня получилась, примерно, половина. Не могу не сказать, что помимо привития навыков по этикету, порядку приглашения и сопровождения дамы, что должно было быть естественным, не нарочитым, и должно было стать нашей плотью, нам подавали элементарные команды на французском языке. Они звучали на вечерах перед каждым танцем и во время вечера – все это создавало атмосферу возвращения в прошлые времена. Сама обстановка подтягивала внутренне, настраивала на праздничный, особый тон, заставляла нас быть галантнее, внимательнее и услужливее к нашим «дамам».
Это заслуга была несомненно нашего учителя по танцам. На вечерах всегда вывешивался список очередности танцев, где были помечены «Белые» - когда приглашали дамы. В эти моменты я с замиранием сердца ждал, но, увы!
Приглашали не меня, а все тех же, кто был раскованнее, наверное, доступнее и веселее! Подобных вечеров я больше нигде не встречал, они практиковались только в училищах и интернатах закрытого типа. Но опыт, приобретенный во время обучения в ТНВМУ, знание и умение танцевать бальные танцы мне пригодились, и еще долго, как говорится, я чувствовал себя, как рыба в воде, когда речь шла именно о бальных танцах. Расскажу такую небольшую историю.




Современные кадеты. Московский кадетский корпус Героев Космоса.

В отпуск я ездил к своим родственникам в Раздельную. Это маленький городок, районного значения, вернее таким он стал позже. В первый мой приезд – это скорее была большая деревня, где все друг друга практически знали. Известна Раздельная больше своей узловой станцией. Помните фильм «Котовский», когда он звонил с Раздельной в Одессу и сообщил:- « Через два часа, буду у Вас!» На сцену оперного театра выходит представитель местной власти и произносит: «Два часа прошло, а Котовского все нет!». И тут появляется Котовский и сообщает: - А вот и Я!». Действительно, Раздельная от Одессы находится в 60 километрах. С Одессой у меня тоже много связано воспоминаний, но сейчас о Раздельной.
Когда я приехал первый раз в отпуск к дяде Саше и тете Миле, я сидел все время дома и наслаждался домашним приемом. Тетя Миля прекрасно готовила, все было так вкусно. Да и чувство приобретенной свободы давало мне возможность просто отдохнуть. Мне никуда не хотелось. Я больше времени проводил на огороде, здесь было много фруктов, и зрел белый виноград, как сейчас помню название, «Дамские пальчики! Тетя Миля мне как-то говорит, Юра, ты все дома и дома, так и пройдет твой отпуск! Сходил бы ты лучше на танцы в наш районный Дом Культуры, себя показал и на людей посмотрел. После неоднократных напоминаний и моих отказов, она меня все же уговорила. Пришли мы вместе в этот Дом Культуры, он оказался совсем рядом со станцией. Зашли в зал, по периметру стояли стулья, на них сидели те, кто пришел не танцевать, а посмотреть, как танцуют, кто помоложе. Уже позже я понял, что это было своеобразное развлечение: - «Выйти в люди!» Танцевало всего несколько пар. Все наблюдали с интересом, смотрели, да и только. Руководительница этого местного мероприятия, звали ее Марта, пыталась всеми силами расшевелить, развеселить, втянуть в танцы присутствующих. Танцевали вальс, танго, фокстрот. Она по очереди приглашала потенциальных танцоров и пыталась с ними как-то танцевать, присутствующим это и доставляло, наверное, самое большое удовольствие, ради чего они и ходили сюда смотреть. Я пришел в морской форме (другой у меня просто тогда не было). Как и было у нас принято, наглаженный, сверкающий золотыми якорями на ленточках бескозырки и вышитыми золотом буквами на погончиках, в белоснежной форменке и черных брюках! Все внимание сразу же сконцентрировалось, к большому удовольствию тети Мили, на мне. Юный моря к в здешних местах объявился - вот и оживление в зале! Заиграла музыка какого-то бального танца, все сидят. Марта опять идет по периметру зала и пытается кого-нибудь пригласить, но все отказываются. Так дошла очередь и до меня. Марта говорит: «Может, юный моряк нас выручит, Вы танцуете бальные танцы?». Я мнусь, как бы тоже отказываюсь, но тетя Миля меня смело подталкивает, и мне ничего не остается, как выйти на середину зала.




Современные кадеты. Кронштадтский морской кадетский корпус

Танцевали мы вполне прилично, если не учитывать мою скованность, я все-таки чувствовал какую-то внутреннюю стеснительность. Первый раз в своей жизни я танцевал с Мартой для всего зала. Закончилась музыка, на секунду мы замерли в окончательной стойке, но я успел подумать - и зачем я согласился танцевать на виду у всего зала! Марта была в восторге! Зал тоже искренне разразился аплодисментами. Это был неожиданный, но успешный показательный номер. Все просили еще и еще станцевать! Так одни, к всеобщему удовольствию, мы до конца вечера протанцевали все танцы.
Слух быстро распространился о заезжем танцоре-моряке, и в дальнейшем зал был всегда полным. Людям было интересно, и они приходили посмотреть, как мы с Мартой танцуем эти диковинные для них танцы.
Я узнал историю Марты. Она окончила Одесское хореографическое училище, несколько лет танцевала в каком-то ансамбле, после травмы была вынуждена оставить профессиональную деятельность и так стала директором Дома Культуры в Раздельной. Любовь к танцам сохранила и старалась, как могла, передать ее людям, поэтому лично сама и проводила вечера отдыха.
Много лет спустя, мне пришлось снова побывать на танцах в Раздельной. Я уже учился в Высшем Военно-Морском Училище в Ленинграде. Рядом с ДК появилась летняя танцплощадка. С тех пор произошли разительные перемены. Никаких руководителей, или ведущих. Над площадкой клубился сигаретно-папиросный дым. Везде стояли и сновали туда-сюда подвыпившие юнцы. Ребята вели себя развязано, с окурками в зубах дергались под гремящую музыку, выделывая только им известные самодвижения. Девицы были под стать им. Нередко можно было услышать грубость и мат. Напрочь стерлись границы между чем-то возвышенным и низменным. Это был уже совершенно другой мир взаимоотношений! И самое главное, казалось, это всех устраивает. Ну, как тут не вспомнить анекдот. Расскажу в сокращенном виде.




Танцплощадка от Херлуфа БИДСТРУПА

Интересуется внучка у бабушки:
- Бабушка! Как в ваше время ухаживали?
- В наше время долго и красиво ухаживали,
Дарили разные цветы, я любила - ландыши!
- А как у Вас сейчас?
- Ой, бабушка, у нас все проще:
Потанцуем от души,
он возьмет меня за плечи,
отведет меня в кусты!
…………от души,
На хрена мне, Ваши ландыши!


Ну, я, пожалуй, увлекся! Хочется опять туда, где царили чистота, духовность, высокая нравственность и порядочность, где взаимоотношения были искренними и чистыми, где чувства были настоящими, сильными, трепетными и красивыми!
Хочется еще рассказать один, на этот раз забавный, случай, связанный с танцами. Ему присущ юмористический характер, но доставил он мне много переживаний.
В 1952 году мы готовились к майскому параду в Москве. Об этой подготовке и участии в параде на Красной площади я расскажу позднее. Сейчас же опишу только эпизод, который произошел со мной и имел прямое отношение тоже к танцам.




Современные кадеты. Московский кадетский корпус № 9.

Культурная программа нашего пребывания в Москве была очень обширна и оставила она неизгладимый след в моей жизни, тем более, что в столице нашей Родины, я был впервые. Помимо театров, музеев, исторических мест, нам представилась возможность побывать и встретиться со своими сверстницами, девушками из интерната закрытого типа, что–то наподобие института «Благородных девиц». В этом интернате жили и обучались девочки - дочери послов, военных атташе и других высокопоставленных работников посольств и тех, кто временно находился за границей. Нас пригласили на ужин и вечер отдыха. Естественно, для нас это была большая честь, но не в меньшей мере и ответственность. Все мы впервые в своей жизни стали участниками мероприятия такого высокого ранга.
Поскольку событие было не ординарным, мы готовились и нас готовили к этому мероприятию: с нами проводили беседы, читали целые лекции: как себя держать, вести, что можно, чего нельзя, обращали внимание на этикет, умение вести себя за столом, рассказывали историю возникновения подобных институтов и многое, многое другое. Главное к чему всегда сводился разговор, касалось нашего поведения, воспитанности, вежливости и галантности. Мы должны были не только доказать, но и показать, что мы наследники лучших традиций кадетов и гардемаринов.
В назначенный день встречи все шло, как обычно по плану: завтрак, плац, 6 часов тренировки, обед, казарма. Далее распорядок был несколько изменен. Отвели время на подготовку и перед ужином дали отдохнуть, поспать. С этого момента и начались мои неприятности. После подъема, когда я стал одеваться, я не обнаружил одного своего носка. Где я его только не искал, куда только не заглядывал – нет носка и всё! Мысль о том, что кто-то подшутил, я как-то отбросил сразу. Слишком ответственный момент – этого просто не могло быть! Тогда - где он! Лишних носков, естественно, ни у кого не было. Каждому была выдана в руки только одна пара чистых носков. Сказать, что у меня нет носка - значит остаться в казарме, лишить себя такой возможности, к которой так долго готовились. К тому же меня просто могли оставить вместо дневального. После всех этих грустных раздумий и размышлений я решился – надеть ботинок на одну ногу без носка. Так и последовал на бал «благородных девиц»!
Прибыли мы на автобусах в точно назначенное время. Нас тепло встретили, провели, показали учебный корпус, посмотрели мы и как жили девочки - одна комната на двоих. Светлое помещение, идеальная чистота, удивительная белизна скатерти, белья, красивый букетик цветов в вазочке. Туалетный столик с зеркалом - все очень по-домашнему. После осмотра, нас пригласили в столовую. В помещении стояли столики, накрытые из расчета на четверых человек. За столики рассадили нас по парам – две девочки и два мальчика. Обслуживали нас официантки. Стол выглядел празднично. В ходе ужина мы отведали закуску, аппетитное второе, десерт, пирожное, чай. Директриса подчеркнула, что ничего дополнительно мы не готовили, это обычное меню ужина для девочек. Каждый из нас, наверное, подумал – нам бы так, хотя бы по праздникам!
После ужина нас, нахимовцев, познакомили с их достопримечательностью - зимним садом, и мы по нему совершили небольшую прогулку. В это время девочки пошли переодеваться и готовиться к праздничному балу.
А вот и актовый зал сверкает светом переливающихся люстр, раздаются звуки музыки, входят легкой походкой девочки, они предстают перед нами нежными воздушными феями в белоснежных блузочках и темных юбочках, юными и милыми.
Я забился в угол подальше, чтобы быть менее заметным и оттуда любовался всем происходящим. Стоял и с затаенным сердцем и трепетом в душе думал – хоть бы меня никто не пригласил. Все шло хорошо, пока не объявили «дамский танец», и провозгласили: «Дамы приглашают кавалеров!»




Современные кадеты. Кадетский класс.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru

С вопросами и предложениями обращаться fregat@ post.com Максимов Валентин Владимирович
Страницы: 1  2  
0
22.04.2011 07:54:18
"В 1952 году мы готовились к майскому параду в Москве".
С совершенной точностью заявляю, что на майском параде в Москве в 1952 году участвовало Рижское Нахимовское училище. Это было моё последнее пятое участие в московском параде. В мае 1953 года нашу  роту на парад не взяли, дескать, надо готовиться к выпускным экзаменам.
  Всё остальное по тексту - очень точно, так было и с нами, ну разве кое-какие детали, а это уже не важно.
Ссылка 0
Страницы: 1  2  


Главное за неделю