Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Автоматизация для судовых дверей и люков

Флоту предложили
двери и люки
на "автомате"

Поиск на сайте

Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 43.

Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 43.

Потом, в коридоре перед актовым залом, служившим в качестве фойе, выпускники демонстративно дымили папиросами и сигаретами, а офицеры слегка посмеивались, глядя на них.
Через день мы принимали воинскую присягу. Мы стояли в общем строю посреди двора и по очереди выходили из строя, чтобы прочесть текст присяги и подписаться под ней. В тот день мы переступили порог, за которым начиналась воинская служба, которая у многих потом длилась свыше трех десятилетий. Мне было тогда семнадцать лет.




Приняв присягу, мы занялись изменением своего внешнего вида: три красных «галочки» на левом рукаве менялись на одну желтую — курсантскую, а ленточки на бескозырках с надписью «нахимовское училище» — на ленточки с надписью «военно-морской флот» (позднее, в своих новых училищах все получат другие ленточки с надписями, соответствующими своему училищу). Все это мы проделали с радостным возбуждением, совсем не понимая того, что мы меняем амплуа всеми уважаемых выпускников на незавидное положение «первогодков», с которых будут «драть стружку».
А еще через пару дней мы получили направления в новые училища, отпускные билеты и проездные документы и, тепло простившись с нашими командирами, покинули училище, еще не зная, как дорого оно нам станет через годы.
Познавая взрослую жизнь, мы станем все больше ценить то удивительное учебное заведение, в котором прошли наши отроческие годы, и то тепло, которым мы были там окружены. Пройдут годы, у каждого из нас будет своя жизнь, насыщенная делами, заботами и окружающими людьми, но мы потянемся друг к другу, чувствуя, что тогда, в нахимовском, мы обрели настоящих друзей. И мы начнем регулярно встречаться, возвращаясь на этих встречах в тот давний мир, в котором все мы были «свои».
Душой и организатором этих встреч станет Сашка Тележников — тот самый, с которым мы когда-то в шестой роте ходили в море на торпедных катерах. После нескольких лет службы на Дальнем востоке он осядет в Ленинграде и станет центром притяжения однокашников — нахимовцев: сначала соберет тех, кто разными путями тоже осели в Ленинграде, а затем неутомимо станет разыскивать ребят, которых судьба разбросала по разным флотам, гарнизонам и городам, и устанавливать контакты с ними. В его дачном доме на станции Дивенская в течение многих лет будут ежегодно проходить наши традиционные встречи («мальчишники»), на которые, наряду с теми, кто живет в Ленинграде, будут приезжать ребята из других городов — Москвы, Калининграда, Севастополя, Североморска, Тбилиси, Баку, Еревана и даже Петропавловска на Камчатке. Помимо этих традиционных встреч большой круг друзей станет общаться семьями, и эти встречи также займут важное место в жизни каждого из нас.
По-разному сложились судьбы ребят из моего родного второго взвода.




Тбилисские нахимовцы в день выпуска из училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. 1958 год

Капитан первого ранга Толя Бойко был командиром новейшей атомной подводной лодки, потом—заместителем начальника учебного центра подводников. Капитан первого ранга Эдик Бундовский (правильно Булдовский) годами плавал в Тихом океане на корабле, обеспечивающем связь с космическими кораблями, затем стал преподавателем в Калининградском высшем училище. Капитан третьего ранга Алик Ермолаев служил в центре радиосвязи Военно-морского флота. Капитан первого ранга Дима Косолапов командовал дизель-электрическими подводными лодками, служил в штабе флотилии атомных подводных лодок. Капитан первого ранга Вова Косоротов (Владимир Степанович) командовал дизель-электрическими подводными лодками, был командиром бригады подводных лодок. Подполковника Володю Костюка (Владимир Ильич) занесло в Группу советских войск в Венгрии. Капитан первого ранга Жора Лисицкий (Георгий Александрович) был оперативным дежурным по Тихоокеанскому флоту, преподавал в Калининградском высшем училище. Полковник Юра Сологуб был начальником военно-морского строительного управления на Камчатке, его именем названа улица в городе Петропавловске.



Е.А.Стеняев (Евгений Алексеевич закончил ВВМУПП им. Ленинского Комсомола в 1958 году с золотой медалью, удостоен высокой чести занесения на мраморную доску Почета училища)

Капитан первого ранга Женя Стеняев командовал дизель-электрической подводной лодкой, был заместителем командира одного из военно-морских научных центров. Капитан первого ранга Юра Сычев (Юрий Николаевич, как и Стеняев, золотой медалист) преподавал в Севастопольском высшем училище.
Капитан второго ранга Саша Тележников (Александр Сергеевич) служил на торпедных катерах и в штате Военно-морской академии. Капитан второго ранга Боря Шевченко (Борис Александрович) служил на подводной лодке и в Управлении радиоэлектронного вооружения ВМФ. Подполковник Сережа Шулайкин (Сергей Федорович) служил на атомном полигоне на Новой земле.



Б.А.Шевченко

По-разному сложились судьбы и у тех ребят, которые были в других взводах моей нахимовской роты: одни прошли прямыми дорогами морских офицеров, а другим были уготованы крутые повороты на жизненном пути.
Подводник Леня Якушев (Леонид Григорьевич), крепкий, сильный, волевой парень, был словно специально создан для службы на подводных лодках. Но на третьем году службы его демобилизовали по здоровью (резко упало зрение), и ему пришлось начинать все сначала. Он окончил Политехнический институт и со временем стал одним из ведущих специалистов по системам управления корабельными крылатыми ракетами.
Другой подводник, Олег Бахчисарайцев, после нескольких лет службы на подводной лодке тоже был демобилизован по здоровью и тоже стал одним из ведущих специалистов по системам управления корабельными крылатыми ракетами. Не знаю, может быть, это и было его призванием — в своем новом качестве этот мягкий, добрый, спокойный человек с благородным лицом и красивой черной бородой воплощал в себе образ ученого-интеллигента.




Нахимовцы Олег Бахчисарайцев и Юра Радыгин

После трех лет службы на подводной лодке столкнулся с проблемами по здоровью и Олег Косач. Он продолжал свой служебный путь в гидрографической службе флота, а затем — в военно-морском институте, занимавшемся специальной аппаратурой для подводных лодок, где внес большой вклад в создание новейших радиолокационных систем.
Юра Пивнев, пройдя долгий путь службы на подводных лодках, командовал дивизией стратегических подводных ракетоносцев и стал контр-адмиралом, а после этого несколько лет занимался совсем другим делом — возглавлял Ленинградскую организацию ДОСААФ (Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту).



По дороге в Гори. Слева направо: Саша Тележников, Витя Юрченко, Эдик Карпов, Леня Якушев

Подводник Витя Юрченко оказался совсем в других сферах жизни. В течение нескольких лет он был первым секретарем Посольства СССР в Соединенных Штатах Америки. А в начале «перестройки» ему досталось суровое испытание, которое он прошел с честью — эта история широко освещалась тогда в средствах массовой информации. Служебный путь нахимовца Вити Юрченко мог бы стать сюжетом для увлекательного детективного романа.



Вова Коркин

Военный строитель Вова Коркин после нескольких лет службы на стройках военных объектов был преподавателем в Высшем инженерно-техническом училище, которое он окончил. А спустя годы бывший нахимовец стал профессором и заведующим кафедрой в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
В моей нахимовской роте при выпуске было девяносто человек. И все они, за редким исключением, на разных поприщах сполна отслужили своей стране, которая их вырастила.


От редакции. Прервем повествование Э.Г.Карпова, чтобы дополнить его рассказ об однокашниках, помимо сделанных в тексте.



Булдовский Эдуард Степанович. Несколько эпизодов службы в составе ТОГЭ-4, ТОГЭ-5.



Старший лейтенант Колошин Юрий Васильевич, старший лейтенант Булдовский Эдуард Степанович, капитан-лейтенант Орловский Юрий, старший лейтенант Евстигнеев Александр. Сзади атомный ледокол "Ленин". 1963 г.



На вертолетной палубе демобилизованные, с ними в центре командир корабля капитан І ранга Максимов; слева направо боцман мичман Агеев, командир телеметрического дивизиона капитан 3 ранга Булдовский. Крайний справа капитан 3 ранга Селедцов. Чажма.1970 г.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru

С вопросами и предложениями обращаться fregat@ post.com Максимов Валентин Владимирович

0
Борис Иванович
02.05.2011 11:07:48
Тбилиссое нахимовское.
Смотрю на фотографии матросов и офицеров и любуюсь.Какой идиот влез в дело об-
мундирования моряков.Упразднили кителя офицеров,ввели на бескозырке лавры вместо
только звёздочки.Я уже не говорю об армии.
Ссылка 0


Главное за неделю