Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещенные системы водоочистки

Судовые системы
водоочистки
защитили от санкций

Поиск на сайте

ПОБЕДИТЕЛИ. Парад Победы 24 июня 1945 года. Сводный полк Наркомата ВМФ. Часть 23.

ПОБЕДИТЕЛИ. Парад Победы 24 июня 1945 года. Сводный полк Наркомата ВМФ. Часть 23.

Стрелки часов на Спасской башне Кремля приблизились к 10 часам. Раздалась команда: «Парад, смирно!». С боем курантов кремлевских часов из ворот Спасской башни на белом коне выехал маршал Г.К.Жуков. Навстречу ему от Исторического музея на вороном коне устремился маршал К.К.Рокоссовский. Того и другого сопровождали адъютанты соответственно на белом и вороном конях. Под мелодию Глинки «Славься, русский народ» начался объезд и поздравление войск, выстроенных на Красной площади и прилегающих улицах и площадях…



В 10 часов 15 минут Г.К.Жуков поднялся на трибуну Мавзолея и произнес речь, поздравив от имени партии и правительства воинов Вооруженных Сил и весь советский народ с великой победой над фашистской Германией и ее союзниками. После его выступления над Красной площадью зазвучал Гимн Советского Союза и салют из 50 артиллерийских залпов. В это время по рядам выстроившихся колонн катилось троекратное «Ура!»
После команды: «К церемониальному маршу!..» началось движение парадных колонн. Моряки вступили на аллею главного марша в 11 часов 20 минут. Духовой оркестр, до этого игравший для каждого фронтового полка свой наиболее подходящий для него марш, сменил мелодию. Вместо бравурных ритмов под армейский темп в 120 шагов в минуту оркестр под управлением генерал-майора С.А.Чернецкого заиграл мелодию «Выплывают расписные Стеньки Разина челны», рассчитанную для более медленного шага моряков. «Словно морским ветром повеяло на Красной площади, когда появился сводный полк военных моряков во главе с героем Севастополя вице-адмиралом В.Г. Фадеевым», - написано в книге «Военные парады на Красной площади».
При прохождении вдоль кремлевских трибун нам хорошо были видны улыбки находившихся на них зрителей. А их аплодисменты мы слышали даже на фоне громкой игры оркестра. На трибуне Мавзолея тоже было заметное оживление. По выражению лица Главкома ВМФ адмирала флота Н.Г.Кузнецова поняли, что он доволен.



24 июня 1945 г. Москва. Шагин Иван Михайлович. Колонна моряков-десантников и подводников на Красной площади.

Только после того, как наш полк покинул Красную площадь, мы ощутили, что насквозь промокли. А дождь все лил. Из-за этого была отменена воздушная часть Парада Победы и демонстрация трудящихся Москвы. Эта ненастная погода особенно дала нам о себе знать, когда «студебеккеры» с ветерком повезли нас в казармы. Но там настроение изменилось, так как в столовой столы были накрыты праздничным обедом. А потом нас отпустили в увольнение на целые сутки! К счастью, и дождь прекратился.
Через несколько дней поезд привез нас в Ленинград. Однако московские воспоминания еще долго не позволяли настроиться на учебный лад.
С той поры прошло шестьдесят лет, а память вновь и вновь возвращает к московскому Параду Победы, который явился венцом самой кровопролитной и ожесточенной войны. Да и как можно забыть тот не только исторический, а феноменальный в истории Отечества двухчасовой военный парад! Все было грандиозно. В нем участвовал весь цвет Вооруженных Сил того времени: выдающиеся полководцы и военачальники, герои битв и сражений на земле, в воздухе и на море. Не случайно и очень правильно сказал об этом генерал армии С.М.Штеменко: «Таких парадов не было за всю историю советских Вооруженных Сил. Больше того, Красная площадь не видела ничего подобного за 800 лет своего существования».
Я счастлив, что жил в то славное время. Что был и видел.



'Не надо ничего бояться! Вспомните адмирала Кузнецова". Лев Михайлов, Капитан первого ранга в отставке. Двинская правда, 16.07.2004.

Лев Никифорович Михайлов, капитан первого ранга в отставке, более 25 лет посвятил изучению жизни и деятельности Н.Г.Кузнецова.



Николай Герасимович Кузнецов возглавил Военно-Морской Флот Советского Союза в 1939 году и привел его в такое боевое состояние, что даже вероломное нападение фашистов на нашу страну не стало для него неожиданным. ВМФ, несмотря на налеты немецкой авиации на Севастополь, Либаву, Виндаву, Ригу, Измаил, Одессу, Полярный, Кронштадт, Ханко и другие военно-морские базы, потерь не понес, в то время как другие рода Вооруженных Сил понесли значительные потери. ВМФ даже начал организованно боевые действия и на Дунае перешел в наступление.
На протяжении всей Великой Отечественной Н.Г.Кузнецов успешно руководил Военно-Морским Флотом и 14 сентября 1945 года "за образцовое выполнение заданий Верховного Главнокомандующего по руководству боевыми операциями флотов... и достигнутые в результате этих боевых операций успехи" ему присвоили звание Героя Советского Союза.
После окончания Великой Отечественной войны у Николая Герасимовича началась "драматическая жизнь", как он сам выражался. Он стал единственным моряком в мире, которому довелось быть дважды контр-адмиралом, трижды - вице-адмиралом, адмиралом флота и Адмиралом Флота Советского Союза, то есть носить высшее воинское звание три раза, причем последнее - посмертно. Так же было и с должностями: Тихоокеанским флотом он командовал дважды, два раза возглавлял и весь флот страны, будучи наркомом ВМФ и военно-морским министром.



Адмирал Флота Николай Кузнецов. 1940-е. Меньщиков Владимир

Авторитет Н.Г.Кузнецова всегда был высок. Видимо, не случайно в периодической печати можно встретить мысль о том, что нашего министра ВМФ, Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова уважали "все настоящие моряки, наверное, всего мира". И вот, несмотря на его огромную популярность, с ним обошлись несправедливо и в возрасте 50 лет уволили в отставку. Но как ни велики были старания вычеркнуть Н.Г.Кузнецова из истории ВМФ, этого не произошло. Даже в тяжелейшие для Николая Герасимовича годы находились люди, которые поддерживали его морально, хлопотали за него, требовали от властей восстановить справедливость.
Пока враги Н.Г.Кузнецова занимали высокие государственные посты, на борьбу за него отваживались лишь немногие. Но со временем честь и достоинство оклеветанного адмирала стали защищать широкие народные массы, включая и школьников с его малой родины. Однако главный тон по-прежнему задавали ветераны ВМФ.
Хотя имя Н.Г. Кузнецова почти не упоминалось, во многих местах необъятной Отчизны память об опальном наркоме пытались увековечить еще в 1960-1970 годы. В центре города Котласа, близ которого Николай Герасимович родился, шла наиболее активная работа. Там появилась улица его имени. В деревне Медведки, где стоял дом, в котором он родился, школьники и молодежь по своей инициативе установили обелиск земляку-герою. В местной школе один из отрядов получил имя Героя Советского Союза Н.Г.Кузнецова. Активное руководство этой работой осуществляла учительница истории 17-й школы Римма Александровна Стрельцова.



Бюст в Севастополе

Свое уважение к Н.Г.Кузнецову открыто демонстрировали и другие. Из музея героической обороны и освобождения Севастополя его сотрудники сообщили, что они в лекциях и беседах с экскурсантами постоянно отмечают роль Н.Г.Кузнецова в развитии Черноморского флота и ВМФ в целом, подчеркивают его личный вклад в нашу победу в Великой Отечественной войне. Из Владивостока сообщили, что имя Н.Г.Кузнецова в числе других Героев Советского Союза отлито на одной из бронзовых плит комплекса "Боевая слава Тихоокеанского флота". Во многих военных музеях, в том числе и в Центральном музее Вооруженных Сил СССР, в работе с посетителями используются хранящиеся материалы о деятельности Н.Г.Кузнецова, когда он был на Тихоокеанском флоте, в революционной Испании и во главе ВМФ СССР. В Вологде его имя высечено на обелиске Славы вологжанам - Героям Советского Союза. На студии документальных фильмов Министерства обороны СССР сняли 25-минутную ленту, посвященную Н.Г.Кузнецову. В 1982 году журналы "Морской сборник", "Наука и жизнь", "Военно-исторический журнал" и некоторые другие, как и газеты, посвятили ему статьи. В том же году Политиздат выпустил книгу Владимира Рудного "Готовность № 1" о жизни и деятельности Н.Г.Кузнецова.
В период подготовки к празднованию 40-летия Победы в Великой Отечественной войне возник повышенный интерес к Н.Г.Кузнецову, и с просьбами об его реабилитации поток писем захлестнул властные органы. Писали видные военные деятели, ветераны войны и труда, общественные деятели и простые люди. Шли письма коллективные и персональные. Не встать на защиту чести и достоинства Н.Г.Кузнецова людям не позволяла их совесть. Они хорошо знали, что он не терпел подхалимов и бездельников, всегда поддерживал деловых, решительных и инициативных сотрудников, никогда никому не мстил, не сводил личных счетов и никогда не жаловался на допущенную к нему несправедливость. Николай Герасимович был особенным человеком, и многие, знавшие его, чувствовали, что за его имя нужно бороться.



В заключение все почтили память погибших в войне, возложив цветы в Зале Памяти и Скорби ЦМ ВОВ, и посетили выставку "Крутые повороты", посвященную Н.Г.Кузнецову. В завершение, присутствовавшие на встрече члены семьи адмирала флота сфотографировались в экспозиции выставки. - "Музей Истории Тихоокеанского флота и Адмирала Н. Г. Кузнецова" школы № 637 ЗАО г. Москвы.

В июле 1987 года в московском Доме литераторов ветераны ВМФ и члены Союза писателей провели собрание, посвященное Н.Г.Кузнецову. В своем докладе адмирал флота В.А.Касатонов произнес: "Нас сюда привела благодарная память о выдающемся флотоводце..." Все выступавшие поделились теплыми воспоминаниями о том, когда и где судьба сводила их с Н.Г.Кузнецовым. Иван Семенович Козловский вспомнил, что Чехов как-то сказал: "Вот дерево. Оно засохло, но при ветре качается со всеми остальными. Так и я, когда умру, буду принимать участие в продолжении жизни". Козловский подметил, что это целиком подходит к Николаю Герасимовичу, который и после смерти продолжает присутствовать в нашей жизни, влиять на нас. В выступлениях звучали пожелания о переименовании Военно-морской академии, об открытии на доме, где жил Н.Г. Кузнецов, мемориальной доски и др. В конце вечера все присутствующие поддержали ходатайство о восстановлении Н.Г.Кузнецова посмертно в звании Адмирала Флота Советского Союза.
Вскоре положение стало меняться. Об этом говорили публикации в печати. "Морской сборник" так написал о Н.Г. Кузнецове: "Талантливый флотоводец, энциклопедически образованный человек, он владел даром предвидения, чувством нового и твердо отстаивал свою позицию в те сложные и противоречивые годы независимо от авторитетов". В "Красной Звезде" прозвучало: "Эпоха начавшейся гласности и высвечивания "белых пятен" современной истории привела к появлению очень интересного материала о Н.Г.Кузнецове, который в какой-то мере ответил на некоторые вопросы, волновавшие моряков многие годы". Повысилась активность и со стороны ветеранов-моряков. Не получив ответа на свое предыдущее обращение, они снова направили письмо в адрес Председателя Совета обороны СССР, Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву. В их выстраданном послании есть такие строки: "Вопрос о восстановлении Н.Г.Кузнецова в прежнем, честно заслуженным им воинском звании ставился перед руководством его сослуживцами, военными моряками, индивидуально и группами, знавшими своего Главкома, ставился при жизни Николая Герасимовича, посмертно бессчетное число раз... Еще в бытность министром обороны маршал Р.Я.Малиновский запрашивал мнение Военного совета ВМФ по этому поводу. Однако заседание Военного совета не состоялось, но отрицательный ответ от высокого органа был дан за подписями Главкома ВМФ Горшкова и члена Военного совета - начальника политического управления Гришанова... И это не удивительно потому, что Сергей Георгиевич Горшков - главная действующая фигура, наверное, единственный на флоте человек, который по одному ему известным причинам всегда противился восстановлению доброго имени Кузнецова, хотя именно Николай Герасимович не один раз проявлял к нему доброжелательность и даже заступничество".



Горшков С.Г. и Гришанов В.М. (на борту большого противолодочного корабля "Очаков", июнь 1976)

Учитывая изменившуюся обстановку, министр обороны Д.Т.Язов, начальник Генштаба С.Ф.Ахромеев и главком ВМФ В.Н.Чернавин в середине 1988 года доложили правительству документы по делу Н.Г.Кузнецова. Реакция на сей раз не заставила себя ждать, и 26 июля 1988 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором было сказано: "Восстановить вице-адмирала Кузнецова Николая Герасимовича в прежнем воинском звании Адмирала Флота Советского Союза". Следующим шагом было постановление Совмина СССР № 852 "О переименовании Военно-морской академии имени Маршала Советского Союза Гречко А.А." Согласно ему академию приказывалось впредь именовать: "Военно-морская орденов Ленина, Октябрьской Революции и Ушакова академия имени Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Н.Г."
Прошло несколько дней, и постановлением Совета Министров СССР № 906-120 от 8 сентября 1988 года тяжелому авианесущему крейсеру "Тбилиси" дали новое наименование: "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Вот так имя Н.Г.Кузнецова после 32 лет замалчивания прочно вошло в историю ВМФ и нашей Родины.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю