Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Судовые закрытия с автоматическим управлением

Флоту предложили
двери и люки
с автоматикой

Поиск на сайте

ПОБЕДИТЕЛИ. Парад Победы 24 июня 1945 года. Сводный полк Наркомата ВМФ. Часть 36.

ПОБЕДИТЕЛИ. Парад Победы 24 июня 1945 года. Сводный полк Наркомата ВМФ. Часть 36.

Герой Советского Союза ТАНСКИЙ Николай Георгиевич

Род. 20.07.1920 в с. Прочное Голопрестанского района Николаевской области. Окончил рабфак.
В ВМФ с 1938. Окончил ВМУ связи им. С.Орджоникидзе, ВВМУ им. М.В.Фрунзе, курсы артиллеристов речных кораблей при Каспийском ВВМУ. В действующей армии с 1942. В рядах ВКП(б) с 1942. Воевал в Заполярье в должностях помощника командира и командира катеров "малых охотников", командира 2-го отряда малых охотников СФ. Участник боевых операций по конвоированию транспортов, 6 арктических походов с союзными транспортами, 17 операций по высадке десанта, в том числе в районе Маати-Вуоно и Лиинахамари. 5 мая 1944 присвоено звание Героя Советского Союза. За успехи в подготовке парада Победы награжден наручными часами.
Продолжал службу в ВМФ. Окончил ВМОЛА им. К.Е.Ворошилова в 1956. Находился на должностях старшего офицера отдела управления боевой подготовки ВМФ, с 1958 — заместитель начальника учебного отдела Высших специальных офицерских классов ВМФ, с 1960 — заместитель начальника Ленинградского нахимовского военно-морского училища по учебной части, с 1966 — начальник штаба 23 дивизии ОВРа КСФ, с 1968 — на преподавательской работе в ВВМУ им. М.В.Фрунзе. Капитан 1 ранга. С 1975 в запасе.
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Нахимова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., медалями.



Н.Г.Танский (слева) в парадном строю на Красной площади.

Начало рассказа о Н.Г.Танском в биографической справке о ДРОБОТЕ Семене Семеновиче, командире отделения минеров на малом охотнике "МО-424", которым командовал Николай Георгиевич.



Б.М.Золотайкин. Бакинское военно-морское подготовительное училище (БВМПУ). - Басок В.М. и др. Военно-морские подготовительные училища исторический очерк . СПб, 2001.

Большинство офицеров училища были участниками войны, имели боевой и жизненный опыт, награды, ранения, что, безусловно, поднимало их авторитет среди курсантов. Правда, педагогический багаж их был зачастую невелик. Между офицерами и преподавателями училища с одной стороны и курсантами с другой всегда соблюдалась определенная дистанция. Обращения были строго по форме: «товарищ лейтенант», «товарищ главный старшина», «товарищ преподаватель», «товарищ курсант». Немудрено, что курсанты порой не знали имени-отчества своих преподавателей. Но зато характеры, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки своих воспитателей курсанты постигали довольно быстро...
Всеобщее внимание в училище привлек к себе прибывший на должность командира роты Николай Георгиевич Танский — Герой Советского Союза, участник морских сражений в Заполярье. На груди у него сиял орден Нахимова, в училище доселе невиданный и, по мнению курсантов, самый красивый из орденов...
В 1947 году после очередного выпуска курсантов Бакинское подготовительное училище произвело новый набор, а в ноябре этого же года было переведено на Балтийское море, в город Калининград.
Переехали все курсанты трех курсов, большинство офицеров БВМПУ, многие преподаватели. На новом месте училище стало подготовительной кадровой базой вновь создаваемого Второго Балтийского высшего военно-морского училища.
В первые годы пребывания в Калининграде организация жизни и учебы курсантов, училищные традиции оставались практически такими же, какими были в Баку. Этому, несомненно, способствовало и то, что почти весь руководящий состав училища оставался неизменным. Среди руководителей были такие уже опытные и уважаемые офицеры (по старшинству званий), как А. Я. Пышкин, А.И.Левчик, А.С.Чхеидзе, А.И.Иванов, С.Д.Зайцев, А.С.Учватов, Я.Б.Гутин, А.К.Селяничев, Г.Г.Кайстря, Н.Г.Танский, Л.Н.Бурджалов, Д.Д.Дандин, Ю.Н.Ушаков, К.К.Пруссак, Н.В.Панина и многие другие.



Герой Советского Союза капитан 1 ранга Н.Г.Танский. 1960-е годы.



Процитируем В.К.Грабаря: "В 1961 году в Нахимовское пришел новый заместитель начальника училища, известный катерник времен войны, Герой Советского Союза Николай Георгиевич Танский. Это почетное звание, как рассказывали, ему присвоено за то, что во время атаки он под огнем противника спас команду подбитого соседнего катера. Благородный поступок восхищал. Работая над книгой, я поинтересовался у знающих людей, возможно ли такое. Ведь во время атаки, будь то на море или на суше, останавливаться запрещалось. «Какое там, — был ответ. — За остановку катера в бою расстреливали!» Такова жестокая правда. Но знать об этом нахимовцам было не обязательно. Настоящий же героизм старшего лейтенанта Танского заключался в том, что он семьдесят раз ходил в охранение союзных и наших конвоев, более ста пятидесяти раз эскортировал подводные лодки при выходе в море и при возвращении на базу, семнадцать раз высаживал десантные и разведывательные группы на вражеское побережье. Но самым выдающимся в его героической биографии был, по оценке специалистов, эпизод, когда в ночь на 10 октября 1944 года при высадке на мыс Ахкониеми 63-й бригады морской пехоты его катер МО-424 под ураганным огнем противника поставил дымовую завесу и прикрыл остальные катера и место высадки. Для этого, прямо скажем, «незрелищного» дела требовались железные нервы и настоящая отвага.
В училище должность, которую занимал Танский, хотя и была важной, но оставалась не замеченной воспитанниками."

Кроме организации учебного процесса, Николай Георгиевич несколько раз был руководителем корабельной практики нахимовцев. В этот период некоторым из них посчастливилось пообщаться с ним, с умным, доброжелательным командиром. Мне (КСВ.) он запомнился в бытность руководителем практики в Таллине, проживая на плавучей казарме "Урал", мы выходили на экскурсии, в том числе и в море на базывых тральщиках. Нам, на мой взгляд, везло на людей из плеяды победителей по складу духа, на интеллигентных морских офицеров.



Танский Николай Георгиевич. - Морской сборник № 1, 1974 г. (Из архива И.С.Болотина)

Толоманенко Иван Анастасьевич



Три якоря капитана. Валерия Лебедева. - "Кронштадтское Время" №5 от 06 июля 2005.

Из далеких, далеких лет южных, таганрогско-новочеркасских, нет-нет и услышится ему музыка, звучание его кларнета, на котором он, сын полка, после детдома играл с радостью юности в духовом оркестре 37-го полка Дагестанской дивизии. Были у него и хороший музыкальный слух, и талант, и капельмейстер хотел его послать даже в консерваторию - учиться. Но до того ль тогда было?
Есть у Бунина такие слова: «Воспоминания - нечто столь тяжкое и страшное, что существует даже молитва о спасении от них». А у Данте: «Воспоминания - это тот рай, из которого нас никто не изгонит». Для жизни столь длинной и содержательной, какая сложилась у Ивана Анастасьевича, и то, и другое, наверное, характерно, потому что было в ней всего в избытке - и бедствий, и радости, и лишений, и головокружительного счастья. Музыкантом он так и не стал, но выучился на токаря и бросил свой первый якорь на металлургическом заводе в Таганроге. Стал техником-механиком, женился. А потом - совершил неожиданный поворот, на целых 180 градусов - поступил на учебу в военно-политическую академию в Москве, на морской факультет, который закончил в 1941 году. В роковом… Он не скрывает, почему вдруг стал офицером - да потому, что тогда, в то время, все считали за честь попасть в авиацию или во флот. Это было престижно в бескорыстном понимании этого слова. Вот и обернулись честь - престижем, престиж - честью защищать Родину на Северном флоте. Там, в Мурманске и в Полярном, и прошла война Ивана Анастасьевича с фашистами, в контрразведке, на эскадренных миноносцах «Громкий», «Валерьян Куйбышев», на крейсере «Мурманск».



Эсминец пр.7 "Громкий".

Береговая охрана подразумевала сопровождение конвоя. Приходили суда из Штатов, из Англии - с помощью от союзников. Груженные чем угодно - от продовольствия до паровозов. Их встречали и провожали по водам Баренцева моря, кишащим немецкими подводными лодками. Не надо, наверное, говорить, какую опасность они представляли. А сверху бомбили. А лодки надо было обезвреживать (канцелярское слово, за которым, в общем-то, стоял подвиг, который тогда подвигом не считался).
У Ивана Анастасьевича есть два ордена Красной Звезды, два - Боевого Красного Знамени и Великой Отечественной войны, не говоря уже о медалях. Но самый памятный - первый, за ту подлодку, которую в 1942-м году около морской базы обнаружил гидроакустик «Валерьяна Куйбышева». Шум ее винтов всех встревожил.
Пришлось отстать от конвоя и наносить удары, один за другим, глубинными бомбами, пока не образовалась в воде воронка, гарантирующая достижение цели. Догнали потом конвой, а вернувшись - увидели огромное пятно солярки. Это означало, что дело сделано. «В. Куйбышев» стал Краснознаменным миноносцем, а большинство моряков команды, были представлены к наградам. А чуть раньше, в 1941-м, когда четыре миноносца (Толоманенко находился на «Громком»), взяв в охранение подбитый транспорт «Мария Ульянова», сопровождали его на военно-морскую базу, тоже попали в переплет, запомнившийся на всю жизнь. Налет вражеских самолетов, как из мешка посыпавшиеся бомбы, накаленные до предела нервы и сложнейшие маневры, которые тогдашние матросы («профессора», - как говорит Толоманенко), служившие в те времена во флоте пять лет, совершили столь виртуозно, что тем самым спасли всем жизнь.



"Мария Ульянова", плавучая база (до 1937 г. - «Ян Рудзутак»)

Моряки - они в лицо врагу не смотрели, не было у них рукопашных и, воюя как бы с невидимой силой, один из товарищей Ивана Анастасьевича даже как-то попросил, чтобы ему показали пленного немца. Это ли обстоятельство или совсем другое - простая скромность, природное достоинство, придает окраске воспоминаний этого седого, подтянутого человека тона умеренные, пастельные, будто он просто как клерк ходил на службу на берегу. А ведь вся его грудь - в наградах. И - напоминаю - в числе 870 североморцев Иван Анастасьевич был участником Парада Победы, и сам вице-адмирал Фадеев вручал ему в тот до боли памятный миг медаль «За Победу».
Бог, говорят, любит троицу. Троицей, тремя якорями капитана 1 ранга в отставке Толоманенко стали техника, служба и педагогика. Превратности ли это судьбы или что-то другое, но сложилось именно так: он очень любил завод, был прекрасным токарем, техником, но стал военным. Он отдал морю более 20 лет, после войны прослужив еще в Каспийском высшем военно-морском училище и в Таллине в службе вооружения и судоремонта, и, в конце концов, уже в Кронштадте перешел на преподавательскую работу, в мореходку. Он учил там уму-разуму, а точнее, морскому делу и всяким его премудростям молодежь и провожал ее в дальний морской путь, и это тоже было ему по вкусу. Родившийся на Азовском море, избороздивший просторы холодного, грозного Баренцева моря в годы войны, отдавший должное и Каспию, и Балтике, то есть, «став уже частицей океана», он бывал счастлив, когда на улицах Кронштадта или Ленинграда его окликали бывшие его ученики, когда он узнавал, что они вышли в люди, и что есть в том частичка его честного труда. Несмотря на то, что он уже находится на заслуженном отдыхе, он молодежь понимает. Это невольно вызывает уважение, как будто он по-прежнему - если не юноша с кларнетом, то, во всяком случае, - молодой офицер, не забывший мелодии своей юности.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю