Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Электродвигатели на колесах вместо дизеля

Как повысить
мобильность БТР-80

Поиск на сайте

Чикваидзе Константин Ираклиевич. «От урочища до училища» (воспоминания нахимовца). - Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 85.

Чикваидзе Константин Ираклиевич. «От урочища до училища» (воспоминания нахимовца). - Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 85.

11.01.47 г.
«Как трудно привыкать к училищным порядкам после отпуска. Как неприятно слышать окрики старшин и офицеров»
«Завтра воскресение, а я заступаю сегодня в наряд в 3-ю смену. Увольнения нас всех лишили из-за того, что кто-то погнул штык и не сознается. Придется сидеть без увольнения до тех пор, пока он не сознается. Хорошо, что хоть завтра ведут наших в оперу на «Евгений Онегин». Наряд, наверно, не пустят. Очень жаль»

12.01.47 г.
«День воскресный прошел для меня хуже, чем любой будний, так как «капер» встал видно «не на ту ногу». Вообще наша рота за время каникул попала в опалу. И в это воскресение он, видно, хотел поучить нас. В 10 часов утра был большой сбор (построение в оперу). Вывели из строя всех, кто не шел в театр. В том числе и меня. Но я успокаивал себя тем, что хоть отдохну перед заступлением на дневальство. Но не тут-то было. Как бомба вылетел, откуда ни возьмись, начальник училища. Начал осматривать выведенных из строя. Увидел, что у некоторых ребят нет перчаток, заставил их записать. У Гавриша была помята бескозырка. Лишил его 10-и дней летнего отпуска. Вачнадзе, удивившись такой несправедливости, воскликнул «Ого». Начальник и его лишил 10-ти суток. Наконец он приказал провести с нами час строевых. И в заключение приказал посадить на 3-е суток ни в чем не повинного дежурного по роте Хлусова. И, успокоившись, удалился.
Нас вместо одного часа прогоняли целых два. Отдохнул всего час после строевых и в 2 часа заступил в наряд. Простоял до обеда. За тем был в кино. А там уже и кончилось воскресение»



2 взвод. 1945 год. У макета корабля (приз за 2-е место по успеваемости и дисциплине). Слева: старшина Хлусов, старший лейтенант Колесников Василий Владимирович, питоны - Паврос Петр Александрович, Чернышов, Чикваидзе Константин Ираклиевич, Дубень, Васин Владимир Федорович, Холопов (не окончил Училища), Афанасьев Александр Владимирович, Сажин Валерий Павлович, Модестов Олег Александрович, Юрманов Валентин Сергеевич, Демидов Виталий Степанович, Ярагин Владимир Егорович, Кузьмичев, Подлесный (не окончил училища), Цибадзе Константин Эрастович, Бродский Георгий Иосифович.

18.01.47 г.
«Когда я поступал в училище, зрение у меня было 0,7 левый и 0,8 правый. Через год измерения показали 0,8-0,8. Еще через год 1п-0,3л. Совершенный абсурд. Такая же картина и у других ребят, которые поехали со мной. Полковник Свербило говорил, что со зрением ниже 0,6 весной будут отчислять из училища. Неужели я кандидат на отчисление!? При проверке у меня зрение оказалось 0,8 правый, 0,2 левый. Левым глазом я видел только самую крупную букву. Врач осмотрел мой левый глаз и определил, что глаз у меня нормальный и что видеть я должен лучше. Снова проверили по таблицам, опять левый глаз 0,2. Тогда он, видимо, решил, что я симулирую, дабы уйти из училища. Прочитал мне нотацию на тему «Вы человек взрослый и, если симулируете, должны признаться». Но так как я никак не симулянт, то он сказал, чтобы меня привели к нему в понедельник для новой проверки»

19.01.47 г.
«Вот оно долгожданное воскресение! Увольнения лишили из-за того же штыка. С 10-ти часов утра было строевое собрание роты, которое дотянулось до завтрака. После завтрака слушал лекцию Леонида Гроссмана на тему «Пушкин». Говорит он хорошо, красиво. Но сама тема, двадцать раз нами слышанная и читанная, наводила тоску»

20.01.47 г.
«С утра был у глазного врача. Он расширил мне зрачок левого глаза. При расширении зрачка зрение теряется наполовину. Следовательно, я должен был видеть в два раза хуже прежнего. Но как ни странно, я видел лучше. На этот раз на 0,3. Следовательно, при нормальных условиях я должен увидеть на 0,6. Что же, значит я действительно симулянт? Оказывается, нет. Врач объяснил все тем, что у меня мышцы, руководящие глазом, как бы затвердели и поэтому я так плохо видел в субботу. Что теперь они расслабленны, и я вижу лучше. В четверг мы опять пойдем к нему. А зрачок у меня будет расширенным еще дня два»

23.01.47 г.
«Оказывается, у меня спазма глаза. Врач говорит, что я должен видеть на все 100%. Скорее бы сузился зрачок».



Слева направо: замполит А.И.Кулешов, начальник училища И.И.Алексеев, заместитель начальника училища по учебной и строевой подготовке С.Г.Таршин, начмедсанчасти училища полковник м/с Свербило.

02.02.47 г.
«Получил тройку по дисциплине за январь. И получил её ни за что. Мне хотели поставить 4, но капитан Базлыков, всегда хорошо ко мне относящийся, сказал, что, якобы, я не занимаюсь на самоподготовке, и настоял на тройке. Но ничего, я теряю всего два увольнения, так как 9-го выборы в Верховный Совет и 23-го День Красной Армии и увольнение по всей вероятности будет всеобщее.

04.02.47 г.
«Наконец-то, зрачок сузился! В 12 часов направился к врачу. Немного волнуюсь. Проклятие! Левым глазом я увидел всего на 0,3»

09.02.47 г.
«С 8-го с 18.00 ходил домой с ночевкой. Дома все по-старому. Мама рассказывала, что 2-го у нее были мать и отец Комарова. Они просили, чтобы мама присмотрела за Валькой и Юрой»
«9-го часа в два приходили ко мне Валя и Васин (они уволились утром). Поиграли в карты. Валька остался 13 раз. Валя достал два английских журнала. Пробовал прочитать что-либо, но ничего не получилось. Вообще надо нажать на английский. Говорят, что тех, кто будет успевать в английском, летом повезут на экскурсию за границу»

15.02.47 г.
«Наш офицер-воспитатель старлей Колесников уезжает, и сдает дела капитану Болотскому. Только сейчас все поняли, каким хорошим человеком был Колесников. Уезжает он из-за того, что не поладил с начальником училища. Почему-то у нас хорошие офицеры всегда не ладят с ним. По той же причине уехал и кап-драй Комаров и уезжает кап-цвай Попов»

16.02.47 г.
«Сегодня воскресение, но очень не радостное. Так как стоим в наряде. Послушал тематический концерт «Чайковский и Пушкин»»
«После концерта ходил с несколькими ребятами фотографироваться со старшим лейтенантом Колесниковым. К нам присоединился еще и лейтенант Гречин. Заступил на камбуз дежурить. Камбуз – это самый лучший вид наряда. Вот где уж и поешь, как следует, и почитаешь вдоволь и поспишь»



1947 год. Прощание с командиром взвода старшим лейтенантом Колесниковым (мы его любили, а "батя" нет) Сидят слева: лейтенант Гречин, старший лейтенант Колесников Василий Владимирович, Паврос Петр Александрович. Стоят слева: Цибадзе Константин Эрастович, Модестов Олег Александрович, Чикваидзе Константин Ираклиевич, Комаров Валентин Дмитриевич.

17.02.47 г.
«Весь день провел на камбузе. Шатался из столовой на камбуз, с камбуза в хлеборезку, оттуда опять в столовую, и так целый день. Наблюдали споры между поварами и официантками, «кухонные концерты», как они называют. Между прочим, очень интересно»

19.02.47 г.
«Решил серьезно взяться за физическое развитие. Наметил себе план занятий спортом. Вот он: заниматься 3 раза в день - 1) утром после физзарядки, 2) днем после занятий, 3) вечером перед отбоем. А кроме того на каждом перерыве. К концу года я должен: 1) отжиматься на койке 20 раз, на брусьях 15 раз, 2) подтягиваться на койке 6 раз, на турнике 10 раз, 3) свободно выжимать 20 кг., 4) держать угол без ботинок под 45%, в ботинках под 90%»

21.02.47 г.
«В этом месяце у меня по дисциплине опять наверно будет 3. Так как я опять не в ладах с Хлусовым. Почему-то я не могу так легко переносить несправедливость старшин, как многие другие. Надо будет сдерживать себя и не вступать в пререкания со старшинами.
Вечером после самоподготовки меня вызвал начальник училища поговорить в отношении моих двоек. Между прочим, первый раз за время пребывания моего в училище меня вызывает начальник из-за двоек. Он спросил у меня причину получения двоек. Я ему рассказал, что получил двойку потому, что не думал, что меня спросят, и не учил. Ну, - говорит – будешь еще получать двойки? Я ответил: «Думаю, что не получу» Тогда начальник сказал: «Ну, и я так думаю». Как будто бы он ничего особенного не сказал, но, выйдя из кабинета, я твердо решил исправить все двойки и больше их никогда не получать»



Капитан 1 ранга Игорь Иванович Алексеев, начальник училища с июня 1944-го по апрель 1950 года.

22.2.47 г.
«Последние уроки перед праздником пролетели очень быстро.
После развода (я заступил по коридору и потому не пошел на увольнение) была торжественная часть, во время которой я читал «Воскресение» Л. Толстого. Замечательная вещь. Мне она очень понравилась. После торжественной части был концерт силами артистов Госфилармонии. Все те же старые артисты и те же номера. Словом зря угробили три тысячи. Но что поделаешь. Ничего другого в Тбилиси найти сейчас нельзя»

23.02.47 г.
«День прошел как-то быстро и незаметно. Утром давали праздничный шоколад, который я ел, читая «Воскресение». Словом утро прошло неплохо. Днем приезжали мама и дядя Яша (они думали, что я не уволюсь) и привезли мне яблок. Так что дочитывал «Воскресение» я уже с яблоками. Так же днем смотрел кино «В горах Югославии» Кино – так себе. После обеда были танцы, к которым все очень готовились и ждали. Я же, как не танцующий, пошел в кино. Смотрел «Серенада солнечной долины». И, наконец, день завершился пирожком»



Утренний обход больных в лазарете санчасти училища. Фото предоставлено Ириной Валентиновной Мартыновой из Ульяновска, дочерью офицера Валентина Петровича Николаенко.

25.02.47 г.
«Ночью окно в кубрике несколько раз открывалось и ветер дул прямо на меня. И вот я лежу в санчасти с ангиной. Чувствую себя замечательно, только немного побаливает горло, с чем, конечно, можно мириться и проводить время в свое удовольствие. Да, санчасть! Вот место, где можно, как следует отдохнуть. Вот уж я отосплюсь и начитаюсь»

27.02.47 г.
«Сегодня для нашей роты как бы знаменательный день. Сегодня мы последний раз сидим за партами, так как привезли столы, и отныне мы будем сидеть за столами. Прощай, парта!»

02.03.47 г.
«Все дни нахожусь под впечатлением книги Фадеева «Молодая гвардия» (Первая редакция, 1947 года) Вот это книга!
Олег Кошевой, Любка, Уля Громова, Сережка Тюленин. Сколько силы, воли, самоотверженности и душевной красоты заключено в этих образах. Как замечательна их, хоть и короткая, но прекрасная жизнь.
За последние дни я сдружился с Трубачевым. Он оказался совсем не таким, каким я его до сих пор представлял. Раньше он мне казался каким-то пренебрежительным, гордым, сухим. Но после нескольких разговоров с ним он мне предстал в совершенно другом свете. У нас много общего в жизни. Я рос без отца, а он без матери. Он так же, как и я, многое пережил во время войны.
Он пытается заниматься самоанализом, старается перебороть в себе плохие и воспитать хорошие качества. После нашего разговора (в кубрике перед отбоем) я долго не мог уснуть, думал о том, способен ли я бороть в себе плохие качества и воспитывать хорошие».



Сайт "Молодая Гвардия". Подвиг народа.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru

С вопросами и предложениями обращаться fregat@ post.com Максимов Валентин Владимирович


Главное за неделю