Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новый реактивный снаряд

"Торнадо-С" вооружили
новым реактивным
снарядом

Поиск на сайте

«Мы хотели стать морскими офицерами. Пути и судьбы воспитанников второй роты военного набора». Часть 15.

«Мы хотели стать морскими офицерами. Пути и судьбы воспитанников второй роты военного набора». Часть 15.

С нетерпением ожидая новую книгу Владимира Михайловича, приведем опубликованные им в "Альманахе" 1999 года, интересные и поучительные, с хорошим вкусом и чувством юмора написанные документальные рассказы.

В. Васильев. КОМБРИГ РЫБИН Или Как померкла слава боцмана Карасева.

В моей записной книжке есть запись: «... ноября 195... года. Боевая тревога на эскадренном миноносце «Находчивый». Слава боцмана Карасева померкла... Получил трое суток ареста при каюте от старпома. Легко отделался».
Дело было на Северном флоте. Эсминцы нашей бригады, наконец-то, собрались у родного причала после долгих и напряженных походов. Подводили итоги года, который был для нас весьма успешным. И офицеры, и матросы слегка расслабились.



В тот день я был дежурным по кораблю на «Находчивом». Шел первый час ночи. Все, кроме дежурно-вахтенной службы, спали. Я пошел проверить порядок в носовых помещениях, оставив в рубке за себя дежурного по низам. В мое отсутствие больному матросу в кормовом кубрике стало плохо. Дежурный по низам разбудил фельдшера и сам спустился к больному, строго-настрого приказав рассыльному ни в коем случае не отлучаться из рубки.
И ничего бы при этом, я думаю, не случилось, если бы дежурная смена не распахнула дверь камбуза на верхнюю палубу. Оттуда потянуло аппетитным запахом жарившихся котлет, который сразу же учуял изрядно продрогший вахтенный. Он, как потом докладывал, «только на одну минуту» отлучился с поста: выпросить бутерброд с котлетой. Второй бутерброд выклянчил рассыльный, который тоже потом докладывал, что ушел из рубки «всего на полминуты»...
В те самые «минуту» и «полминуты» на корабль прибыл комбриг.
Обнаружив, что у трапа никого нет, он заглянул в рубку дежурного. Там тоже никого не оказалось. Затем комбриг, нарочито громко ступая по стальному настилу палубы, пошел по кораблю. В посту энергетики и живучести он увидел двух дремлющих старшин из состава дежурной службы БЧ-5... В носовой надстройке комбриг не обнаружил второго рассыльного.
У оторопевшего командира бригады складывалось впечатление, что на корабле вообще нет дежурно-вахтенной службы. В душе его начало закипать раздражение.



И тогда, этот немолодой уже офицер, «морской волк», выкинул такое, о чем потом долго вспоминали на бригаде... Он снял ботинки и в носках неслышно поднялся на ходовой мостик. Вахтенный сигнальщик оказался на своем месте. Но он стоял на крыле мостика и, перегнувшись через поручни, с упоением рассказывал сигнальщику с соседнего корабля о своих успешных ухаживаниях на берегу за одной североморской девицей. Комбрига он, естественно, не заметил, чем окончательно вывел его из себя. Командир бригады в темноте нащупал рычажок колоколов громкого боя и нажал на него. Сигнал боевой (не учебной!) тревоги разнесся по спящему кораблю.
На эсминце мгновенно раздался топот матросских сапог. Взревели дизель-генераторы, зашевелились стволы орудий. Заработали моторы элеваторов, подающих боезапас. Засветились экраны РЛС. Могучий организм эсминца «проснулся», напряг мускулы и только ждал команды. На мостике ожидал указаний старпом. Он был назначен недавно и еще не совсем освоился в новой должности, (командир корабля находился в отпуске).



Комбриг вышел из темной ниши, где скрывался, зорко наблюдая за происходящим, выслушал доклад старпома о готовности корабля к бою. Затем скомандовал : «Отбой боевой тревоги! Офицеров, мичманов, всю дежурно- вахтенную службу построить на баке!».
«Разговор» на баке продолжался около 20 минут. Вернее, говорил только комбриг. Мы же сконфуженно молчали. За эти 20 минут и померкла слава боцмана Помпея Ефимовича Карасева, героя рассказа Леонида Соболева «Индивидуальный подход». А славился боцман, как известно, тем, что мог виртуозно ругаться в течение восьми минут, ни разу не повторяясь...
Закончив «разговор», комбриг круто повернулся и сошел с корабля, не дав никаких указаний и не объявив никому взысканий. Больше об этом случае он никогда и никому не напоминал. Не было ни нудных поучений, ни бесконечных проверок. А наш эсминец вскоре стал одним из лучших кораблей бригады. Организацию его дежурно-вахтенной службы ставили всем в пример.
...Через много лет я и еще один мой сослуживец встретили в Ленинграде нашего бывшего командира бригады, капитана 1 ранга запаса Дмитрия Андреевича Рыбина. Мы все трое, тепло обнялись.
В тот вечер мы долго не расставались, вспоминая былое... К великому сожалению, я потерял потом его адрес, и встретиться повторно не удалось.
После этой встречи я долго размышлял о сложности человеческих взаимоотношении, в частности, об авторитете командира. Задавал себе вопрос: был ли хоть один офицер еще на бригаде, который смог бы добиться успехов таким неординарным способом, каким это сделал Рыбин на «Находчивом»? И сам себе ответил: нет. Рыбин обладал непререкаемым авторитетом как в больших вопросах, так и в мелочах. Блестящий моряк, он великолепно управлял кораблями бригады. Эсминцы под его командованием, при совместном плавании шли, будто связанные невидимыми нитями.
А как Дмитрий Андреевич ориентировался в море!



Однажды, у самой границы наших территориальных вод, корабли бригады обнаружили иностранную подводную лодку. Они тут же «вцепились» в нее своими гидроакустическими станциями, как стая гончих. Лодка маневрировала, стопорила ход, «подныривала» под корабли, пыталась оторваться. Все было напрасно. Более суток эсминцы "гоняли заблудившуюся" субмарину, вытесняя ее все дальше от наших берегов. Наконец, она всплыла. Это была дизельная английская подлодка.
Комбригу из штаба флота пришла благодарность за умелые действия и «добро» всем кораблям идти в базу. Дмитрий Андреевич, довольный, удобно расположился в кресле на мостике и скомандовал: "Курс сто сорок три. Следуем в базу". Через несколько секунд штурман корабля доложил: «Курс в базу сто сорок один». Комбриг усмехнулся и кивнул головой, утверждая курс, названный штурманом.
Спрашивается, каким шестым чувством Рыбин ориентировался в открытом море? Он скомандовал курс, даже не взглянув на карту, после того, как корабли сутки крутились вокруг лодки, А ошибся-то всего на два градуса!..

В. Васильев. ДЖЕМС ЧУЛКОВ.

Наш корабль усиленно готовился к официальному визиту в столицу Норвегии. Корабль скоблили, красили, мыли от клотика до киля. На субботу был назначен смотр командующего флотом...
А в пятницу, накануне смотра, был день рождения у признанного лидера молодых офицеров корабля - старшего лейтенанта Джемса Чулкова. Почему у его родителей, живших в далекой русской глубинке возникла идея назвать своего сына иностранным именем - никто не знал. Но, несмотря на необычное имя, у него были черты лица типичного выходца из средней России и русский размах в характере и поступках.



В память о земляке, контр-адмирале Д.К. Чулкове | Бологовская газета "Новая Жизнь". 18.02.2011.

Чулков был не только «главарем» всех лейтенантских розыгрышей, но и уважаемым наставником по службе у только что назначенных «зеленых» лейтенантов.
День рождения праздновали с размахом в единственном в Североморске ресторане «Ваенга». Гости от души веселились, перебрасывались шутками, звенели бокалами. Немного не в форме был только хозяин застолья. В прошедшую ночь он не сомкнул глаз ни на минуту (до утра пришлось искать и устранять неисправность в навигационной РЛС, без которой нельзя выходить в море).
Вернувшись поздно вечером на корабль, хозяин и часть его гостей, разгоряченные празднеством, «добавили» еще. Короче говоря, все угомонились только к трем часам. А наутро не смогли поднять Чулкова. Даже его тренированный организм спортсмена-перворазрядника не выдержал такой нагрузки.
...Тогда Джемса заперли досыпать в каюте, в надежде, что командующий флотом туда не заглянет.
...Командующий, в им назначенное время, начал смотр. Он остался доволен и похвалил экипаж. Смотр уже подходил к концу, когда проснулся Чулков. Внутренняя пружина подсознания флотского офицера (ощущение, что ты проспал и нужно куда-то бежать) выбросила его из койки, как катапульта. Он мгновенно оделся и выскочил на верхнюю палубу. И надо же случиться такому совпадению - Чулков сразу же предстал перед командующим флотом и его свитой.
- А вы кто такой ? - сурово спросил адмирал.
- Старший лейтенант Чулков, товарищ командующий!
Командующий внимательно осмотрел опухшее и небритое лицо Чулкова, и в голосе его зазвучал металл:
- А что вы, товарищ Чулков, делали сегодня ночью, позвольте вас спросить?



Джемс Чулков в качестве ассистента у Знамени 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, стоит справа от знаменосца Юрия Назарова. - В.Брыскин «Тихоокеанский Флот». - Новосибирск, 1996.

В голове у Чулкова быстро сложилась комбинация смешения событий во времени.
- До утра не спал, устранял неисправность навигационной РЛС. Докладываю: станция в строю, корабль может выходить в море.
- Старший помощник, это так?
- Так точно, товарищ командующий. Чулков приложил много стараний и к утру ввел в строй РЛС.
Старпом отлично знал, что Чулков занимался радиолокационной станцией не в эту, а в предыдущую ночь. Знал он и про застолье в «Ваенге», но дипломатично умолчал.
Командующий продолжал придирчиво осматривать Чулкова,
- А почему у вас такая засаленная тужурка? Вы что, в ней норвежцам покажитесь?
- Так точно, товарищ командующий! - выпалил Чулков. В голове его быстро созревала новая комбинация, и он тянул секунды.
- Ну что вы заладили: так точно да так точно! - недовольно отозвался адмирал - Докладывайте толком: есть у вас новая тужурка?
Идея у Чулкова дозрела:



- Так точно! Тужурка шьется. В понедельник будет готова. Вот товарищ начальник тыла может подтвердить: в понедельник с утра вторая примерка, а к вечеру будет готова.
- Начальник тыла, что у вас там с обмундированием для этого корабля.
-Так точно, в понедельник тужурки будут готовы, и не только для Чулкова.
Командующий смягчился.
- Хорошо - сказал он Чулкову - идите, и приведите себя в порядок. А вам, начальник тыла, под личный контроль - состояние обмундирования для всего экипажа!
... Надо сказать, что Чулков, по сути, не обманывал командующего. В действительности, у него была новая, хорошо пошитая тужурка, но ее надел на смотр сосед по каюте, которому должны были пошить тужурку к понедельнику. Но дело даже не в тужурке, а в том, что у Чулкова и в большом, и в малом был талант мгновенной реакции на любые события. И в сложной, нестандартной ситуации он всегда мог найти оригинальный, но верный выход. Это свойство он сохранил и в зрелом возрасте и солидном звании.
...В течение многих лет я преподавал в Военно-морской академии. Однажды мне поручили читать лекции и вести практические занятия в группе, где слушатели по возрасту и выслуге, в большинстве своем, были старше меня. За учебными столами сидели умудренные опытом, солидные офицеры, уже командовавшие крупными кораблями и соединениями. А за первым столом сидел старший офицер этой группы - контр-адмирал Чулков.
Скажу откровенно, я не очень уютно чувствовал себя в этой аудитории. Естественно, что это заметили слушатели. И однажды Джемс Константинович выручил меня в щекотливой ситуации. Да с каким блеском!



Я закончил раздел учебной программы и объявил слушателям, что они должны предъявить мне результаты практических работ. А по этим результатам я буду выставлять зачеты. Аудитория загудела

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю