Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Альтернативные измерительные площадки

Альтернативные
измерительные
площадки для военных

Поиск на сайте

Флотоводец холодной войны адмирал Фокин Виталий Алексеевич. Кандидат военных наук, контр-адмирал Владимир Лебедъко.

В течение почти полувека мне пришлось служить, общаться и работать рядом с известными деятелями нашего послевоенного военно-морского флота. С 1950-х годов на их плечи легло руководство огромными флотами, которых в России никогда не было. В это время военно-морской флот становился носителем мощного ракетно-ядерного оружия. В 1956 году подводные лодки и корабли флота вышли в мировой океан, решая оперативно-тактические задачи на позициях холодной войны. С 1963 года флоты приступили к несению боевой службы. Главной задачей являлось предотвращение внезапного нападения агрессора с морских направлений на нашу страну. С этой целью корабли флота и подводные лодки должны были быть готовы к нанесению ударов по наземным объектам противника, к обнаружению и слежению за ракетными подводными лодками, за авианосными группировками и за противолодочными силами в готовности к их уничтожению. Были и другие немаловажные задачи, в том числе по выполнению внешнеполитических акций в интересах нашей страны. Выполнение этих задач требовало от Главнокомандующего ВМФ и Командующих флотами знания теории и практики военно-морского искусства, умения организовывать взаимодействие разнородных сил, постоянно совершенствовать управление силами.
Мир во второй половине 20-го века не раз стоял на грани мировой войны. Шла холодная война, в которой было много внезапных зацепок, могущих бросить человечество во вселенский ядерный пожар. Вот поэтому управлять силами флота в этих условиях было не так просто. Поэтому вся эта деятельность командования ВМФ и флотов несомненно была деятельностью флотоводческой. В советском флоте были флотоводцы, которых я лично знал. Общение с ними оказало большое влияние на мою службу от командира подводной лодки до начальника ведущих управлений в оперативно-стратегических штабах
флотов и сухопутных войск. Среди них адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков, адмиралы флота Г.М.Егоров, С.М.Лобов, В.Н.Касатонов, Н.И.Смирнов, адмиралы Ю.С.Сысоев, Э.Н.Спиридонов, В.Г.Егоров. К ним несомненно относится адмирал Фокин Виталий Алексеевич.

Адмирал Фокин Виталий Алексеевич. И.А.Пензов.

Я познакомился с ним во Владивостоке в 1958 году. В то время в бухте Золотой Рог у причала учебной бригады подводных лодок стояли две подводные лодки "С-79" и "С-91", которых готовили к передаче ВМС Индонезии. Командиров на лодках временно не было, их замещали старшие помощники капитан-лейтенанты на "С- 79" Саша Гаврильченко и я на "С-91". В один из субботних вечеров мы решили пойти поужинать в ресторан "Арагви". По дороге мы случайно встретились с Командующим флотом адмиралом В.А.Фокиным. Он остановил нас и спросил: кто мы и куда путь держим, мы представились и сказали, что идем в кино. Командующий хитро посмотрел на нас, пожелал нам хорошего отдыха, пожал руки и мы расстались. В воскресенье утром Виталий Алексеевич вместе с сопровождавшими его лицами внезапно прибыл на наши лодки. После осмотра ПЛ "С-79" он направился ко мне и приказал "корабль к смотру". Затем через кормовой люк спустился в седьмой отсек. Отделка ПЛ к этому времени была полностью закончена, она была как игрушка. Командующий осматривал отсеки, беседовал с матросами и старшинами на боевых постах. По всему было видно, что лодка и экипаж ему понравились. Поднявшись на пирс, он спросил меня: "Так какое же кино вы вчера смотрели?" Я ответил, что мы, к сожалению, на фильм не попали и были в ресторане.
— Ну что ж это чувствуется. Честность украшает офицера, а за содержание ПЛ и отличный экипаж я Вас благодарю".
В то же время и я, и Гаврильченко были благодарны Командующему за то, что он не опустился до уровня ротного командира и не стал нас отчитывать за перегарный дух. В последующем Виталий Алексеевич еще неоднократно бывал на наших лодках, вникая во все мелочи в подготовке нас к плаванию в экваториальной зоне. При этом меня поражало, что он помнил имена и фамилии всех тех старшин и матросов, с кем ранее беседовал.
В 1959 году буквально за два месяца до нашего отхода на юг, когда мой командир Федор Степанович Воловик сдавал экзамены в академию, произошло нечто необычное. Во Владивосток прибыла китайская военная делегация, одной из задач которой было ознакомление с подводными лодками 613 проекта. Для показа им мореходных качеств ПЛ по приказанию Командующего флотом была выделена "С-91". Командовать лодкой Фокин приказал мне. Можно представить, какая огромная ответственность ложилась на меня. В нашей бригаде можно было найти любого командира, но Комфлот возложил эту обязанность на меня. Что-то он знал обо мне. Наверное, о моих участиях в тихоокеанских плаваниях во время моей службы на Камчатке. Тем не менее старшим на борт ко мне был назначен командир дивизии крейсеров контр-адмирал Ламм Борис Николаевич. На него возлагались дипломатические функции и наблюдения за безопасностью плавания.

В полигоне боевой подготовки я продемонстрировал китайским генералам ряд элементов надводного и подводного плавания вплоть до покладки на грунт. В этот же день мы вернулись во Владивосток. Прощаясь со мной, Борис Николаевич поблагодарил меня и сказал, что он впервые за всю службу на флоте плавал на ПЛ. Это доверие, оказанное мне Командующим ТОФ адмиралом Фокиным, я сохранил как высокую награду на всю свою жизнь.
В 1960 году я был назначен старшим помощником на ПЛ проекта 629, экипаж которой формировался на Камчатке. Однажды ночью я сидел в своей каюте, разложив перед собой чертежи, и готовился к сдаче экзамена по устройству подводной лодки. В два часа ночи на палубе послышались шаги группы людей. Они подошли к моему зашторенному иллюминатору и на некоторое время остановились, а вскоре я услышал их шаги у моей каюты. Кто-то постучал в дверь, но я не успел ответить, как она распахнулась и в каюту вошел Командующий флотом адмирал Фокин. — А старый знакомый! Здравствуй Лебедько! Это чем же Вы занимаетесь среди ночи?
— Товарищ Командующий! Изучаю устройство 629 проекта — сказал я.
— Это что же днем времени не хватает?
— Не хватает товарищ Командующий.
— Сейчас поздно, заканчивайте свои дела и ложитесь спать, Желаю Вам успеха в освоения новой техники. До свидания, - он пожал мне руку и вышел из каюты. Сопровождающие его лица двинулись за ним.
— А мы думали... - сказал кто-то.
— Думали, думали! Верить людям надо больше, - послышались слова уходившего адмирала.
Виталий Алексеевич Фокин родился 17 марта 1906 года в деревне Высокая Костромской губернии. В ВМФ с 1922 года. В 1924 году закончил военно-морское подготовительное училище, а в 1927-м военно-морское училище имени М.В.Фрунзе. По окончанию училища служил командиром взвода 2-го флотского экипажа, а затем штурманом на крейсере "Аврора". По окончании в 1930 году штурманского класса
командного состава ВМФ РККА служил помощником командира и командиром на сторожевом корабле и на эскадренном миноносце. С 1937 года командир отдельного дивизиона эскадренных миноносцев на Северном флоте. В 1938 году репрессирован за потерю "политической бдительности". В апреле 1940 года восстановлен в кадрах ВМФ. В Великую Отечественную войну вступил в должности командира 1-го отдельного дивизиона миноносцев. Участвовал в проводке северных конвоев, осуществлял артиллерийскую поддержку сухопутным войскам и обеспечивал высадку десантов. Только за четыре месяца 1942 года корабли дивизиона под командованием Фокина провели 6 минно-заградительных операций, уничтожили артиллерийским огнем 2800 солдат противника, 22 артиллерийские батареи, взорвали 6 складов боеприпасов. В этом же году Виталий Алексеевич после тяжелого ранения был переведен на Каспийское море начальником штаба флотилии. В этой должности основной заботой его являлось обеспечение противовоздушной обороны морских перевозок и прокладка подводного нефтепровода от Апшеронского полуострова до Астрахани. В октябре 1944 года Фокин вернулся на Север Командующим эскадрой флота. До конца войны он отконвоировал 143 транспорта и 16 танкеров в союзных и отечественных конвоях.

На ходовом мостике эсминца «Грозный» командующий СФ адмирал Арсений Григорьевич Головко (справа) и командир эскадры капитан 1-го ранга Виталий Алексеевич Фокин.

В этих боевых действиях уже тогда у Виталия Алексеевича проявился талант флотоводца. Это было отмечено флотоводческими орденами Ушакова и Нахимова. С 1947 года он был короткое время начальником штаба 4-го ВМФ, а затем четыре года возглавлял Оперативное управление Главного штаба и Морского Генерального штаба ВМС. В эти годы он приобрел большой опыт оперативного планирования и руководства силами флотов на позициях холодной войны. С 1952 года, находясь на должности начальника морского Генерального штаба, а с ликвидацией военно-морского Министерства, являясь начальником Главного штаба ВМФ, Виталий Алексеевич вложил много труда в развитие военно-морского искусства и, в частности, военно-морской стратегии. Мне удалось познакомиться с тем понятием военно-морской стратегии, которую отстаивал Фокин. В одной из своих работ Виталий Алексеевич писал, что понимание положения флота выражено Петром I в морском уставе словами:"тот потентат, который единое войско сухопутное имеет — одну руку имеет, а который и флот имеет — обе руки имеет". В этом определении нет и намека на преимущество сухопутных войск или флота, и тем более противоречия между ними. Далее Фокин писал: "Морская стратегия как важнейшая область военно-морского искусства является составной и органической частью единой военной стратегии государства в отличие от некоторых других морских стран. Определяя предмет морской стратегии, ее содержание и задачи, Виталий Алексеевич, по сути дела, все время отстаивал петровское положение. Он считал, что в строительстве и подготовке сил флот должен обладать самостоятельностью. В войне флот должен выступать как составная часть Вооруженных сил под единым командованием. Только морская стратегия может определить, какой флот нужно строить и какие организационные формы для него создавать.
К сожалению, континентальное мышление руководства вооруженными силами заменило военно-морскую стратегию адмирала Фокина на стратегическое применение сил флота. Вот почему сбалансированность флота всегда желала быть лучшей.
И вот через 50 лет с лишним на обломках океанского флота объявились стратеги-самоучки, которые в труде "Военно-морская стратегия", вышедшем в издательстве Эксмо в 2005 году, в предисловии умудрились написать, что "Горшков — это Мэхэн сегодня". А как же! Америка их компас земной. Эта глупость свидетельствует не только о незнании положений российской военно-морской стратегии, но и о непонимании мэхэновской стратегической теории. Авторы, не отдавая себе отчета, засоряли мусором русское военно-морское стратегическое мышление.

Адмирал Мэхэн во многих отношениях явился идейным предшественником позднейших американо-английских колониалистов и геополитиков.

Будучи Командующим ТОФ в 1958-1962 годах, Виталий Алексеевич вложил в развитие флота свой оперативно-стратегический опыт. Вместо отдельных походов на позиции холодной войны он на учениях создавал группировки сил для решения оперативных и оперативно-стратегических задач. Он прекрасно знал весь командный состав флота. Неслучайно поэтому он нашел и выдвинул капитана 2-го ранга Л.Г.Осипенко на должность командира первой атомной подводной лодки.
В 1962 году я был назначен командиром подводной лодки "К-153" 18 дивизии 12 эскадры Северного флота. Когда закончил подтверждение линейности, меня выдвинули в состав 20 эскадры ПЛ, состоящей из части 18 дивизии и 69 бригады, предназначенной для передислокации в порт Мариэлъ на Кубу. Помимо нашей эскадры, в общую группировку сил входила 25 эскадра в составе 26 надводных кораблей, в том числе крейсеров "Кутузов" и "Свердлов", а также вспомогательные суда, части авиации и береговых ракетных войск. Общей группировкой командовал вице-адмирал Г.С.Абашвили. К этому времени Виталий Алексеевич был уже первым заместителем Главнокомандующего ВМФ. На него возлагалась обязанность осуществлять контроль за готовностью сил к передислокации на Кубу. Что и говорить, верный своей привычке адмирал Фокин ознакомился со всем командным составом группировки. Был он и у меня на лодке. "Знаю, знаю, что Вы здесь," - сказал адмирал при встрече со мной. Он подробно интересовался состоянием материальной части, подготовкой личного состава, характеристикой офицеров. В конце беееды приказал подать рапорт о бытовом устройстве семей офицеров и мичманов. Нужно сказать, что он также побывал на всех кораблях, подводных лодках и частях. Между тем план перехода 20-ой эскадры на Кубу готовился в Главном штабе ВМФ. Он предполагал прорыв подводных лодок через противолодочные силы США на узком фронте без запасных районов и без учета светлого и темного времени суток. 11-го сентября флот СССР был приведен в повышенную боевую готовность. 30-го сентября 69 бригада подводных лодок начала развертывание в соответствии с планом перехода на Кубу. Я был дежурным по эскадре и поэтому встречал адмирала Фокина, прибывшего проводить уходящие подводные лодки. К сожалению, это была моя последняя встреча с Виталием Алексеевичем.
Несмотря на героизм и мужество, проявленные подводниками, прорыв их на Кубу не удался и подводные лодки были возвращены в Полярный. Основной причиной невыполнения боевой задачи явился неудовлетворительно составленный план прорыва подводных лодок через блокирующие Кубу противолодочные силы США. Конечно, это была крупная неприятность для флота и, как всегда водится, начали искать виновного. И таким почему-то оказался адмирал Фокин. В руководстве ВМФ вокруг него создалась невыносимая обстановка. 23 января 1964 года адмирал Фокин скончался от обширного инфаркта.
Бывая в Москве, мы с женой обязательно заезжали на Новодевичье кладбище, чтобы поклониться Виталию Алексеевичу, адмиралу и флотоводцу холодной войны.

25.09.2011.

Ранее опубликованное

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ БЫЛ ПЕРВЫМ или о том, кто и КАК создавал систему комплексной охраны водной среды в ВМФ. Из истории военной экологии. Капитан I ранга, инженер-исследователь, к.т.н. Дубровин И.Р., капитан I ранга, инженер-исследователь, к.т.н. Дубровин Е.Р.
ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА. Контр-адмирал В.Г.Лебедько.
Адмирал Немитц Александр Васильевич. В.Г.Лебедько, кандидат военных наук, контр-адмирал.
Князь Варшавский. В.Г.Лебедько, кандидат военных наук, контр-адмирал.
В.Г.Лебедько. Пароход "Казахстан" (август 1941 г.). - СПб., 2008. Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
АДМИРАЛ БЕРЕЗИНЫ. Контр-адмирал, кандидат военных наук Владимир Лебедько.
РОЗЫ И ТЕРНИИ В СУДЬБЕ МИНИСТРА МОРСКИХ СИЛ РОССИИ АДМИРАЛА ПАВЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЧИЧАГОВА. В.Г. Лебедько, контр-адмирал в отставке, кандидат военных наук.
"Выбор". Н.Загускин, Н.Лапцевич (О книге контр-адмирала в отставке В.Г. Лебедько "Верность долгу";). - Морской журнал № 2. 2007.