Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Кран-манипуляторы для военных

Пятерка кран-манипуляторов
закроет все потребности
военных

Поиск на сайте

Воспоминания владивостокского подгота. В.М.Ермаков. Часть 1.

Воспоминания владивостокского подгота. В.М.Ермаков. Часть 1.



Воспоминаниями Виктора Михайловича Ермакова продолжим рассказ о Владивостокском Военно-Морском Подготовительном училище. (Ранее опубликованы: Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8.)

Владивостокское ВМПУ было создано в 1944 году. Я, В.М.Ермаков, как и многие другие, поступил в подгот в 1946 году. Люди собрались со всех концов СССР: от Ленинграда до Магадана. Я, например, с моим одноклассником Юрой Жилиным приехал из гор. Куйбышевка-Восточная Амурской области.
Отбор был достаточно жестким, как по здоровью так и по знаниям. Большинство поступающих были, как правило, без отцов, прошла кровопролитная война.
В училище был уникальный человек майор Яшинин Николай Иванович, он принимал физику и часто ставил положительные оценки. За пролетарское происхождение тем, у кого погибли отцы в Великую Отечественную войну. Впоследствии его никто из принятых в училище не подвел и для многих подготов он крестный отец. (И в дальнейшем, заведуя кафедрой физики в ТОВВМУ, переехав в Ленинградскую область, полковник в отставке, заслуженный изобретатель Николай Иванович Яшинин так увлекал задачами по физике, что каждый из нас стремился быть первым, - свидетельствует один из его учеников.)
И далее счастливый день зачисления в училище, одели, обули. Многие из нас вдребезги разбили свою обувь, некоторые ходили уже босиком, так что американские ботинки, в просторечии РГД, нам казались модельной обувью. Попутно замечу, что положенное по норме обмундирование мы получили полностью и хорошего качества, в основном из довоенных запасов, и так был одет весь ТОФ, а ведь война окончилась год назад, Форменные суконные рубахи были из сукна, закупленного у союзников, и имели фиолетовый оттенок, в отличие от нашего синего. Впоследствии на последнем курсе подгота мне досталась белая форменка с красными звездочками на рукавах (носили краснофлотцы), рубаха была пошита из льняной ткани, в ней я проходил года четыре, она легко стиралась и в ней было прохладно.



Училище располагалось в корпусах, которые были ранее заняты школой младших авиационных специалистов (ШМАС); в одном гарнизоне с Тихоокеанским высшим военно-морским училищем на 6-м километре шоссе в районе Первой Речки. Современное состояние.

К слову, если посмотреть на обмундирование современного матроса, прошибает слеза. В покрое нарушены флотские традиции, вроде мелочь, но флот был всегда силен своими традициями в форме, взаимоотношениях, образе жизни.
На нашу беду незадолго до нас в училище случился пожар, сгорел второй этаж главного корпуса, мы поместились на первом этаже и мучались зимой от холода, весной и осенью от дождей. Проблему с теплом решили установкой печи из 200 литровой бочки. Зато в окрестностях пропали все телефонные столбы, они хорошо горели. Проблема с затоплением решалась еще проще. Ломом в углу пробивалась дыра и вода уходила. Последствия пожара имели и маленький плюс, на сгоревшем потолке всегда был уголь для утюга.
При всех трудностях быта господствовал флотский культ чистоты. Действовал принцип, что моряк должен быть чисто одет, гладко выбрит и слегка….
В процессе учебы к нам присоединились лучшие выпускники Соловецкой школы юнг: В.Живов, С.Николаев, Ю.Лебедев и Саня Вольфсон из расформированного училища химзащиты. Все они закончили Подгот и перешли в ТОВВМУ, которое тоже успешно окончили. Исключение составил Вова Живов, после окончания Подгота его отчислили по болезни, хотя учился он очень хорошо. Дисциплина насаждалась усилиями офицеров и кадровых старшин.
Преподаватели были опытные, требовательные, но и мы были не промах. Все стены и потолок были исписаны: квадраты чисел, ряд активности металлов и многое другое. Все это писалось мелом на побеленных стенах и потолке. Воспитанникам видно, преподавателям с ослабленным зрением нет. Был у нас сын начальника госпиталя Романович, он подручный материал вставлял в циферблат часов «Кировские». Впрочем, он был ленив, учился плохо и вскоре его отчислили.
За время учебы в ВВМПУ и ТОВВМУ у меня сложилось впечатление, что училищное начальство ленивых сынков высоких начальников отчисляло беспощадно. Весь путь от начала и до конца прошел С.Титов, сын генерала НКВД, очень приличный парень, хорошо учился.



Главный учебный корпус ТОВВМУ им. С.О.Макарова, таким он был в далеком 1950 году.

На первом курсе мы изучали два иностранных языка: английский и французский, нам также давали уроки бальных танцев. После первого курса танцы и французский перестали преподавать. Воинским воспитанием занимались офицеры-воспитатели, старшины срочной службы, командир роты капитан-лейтенант Коваль, замполит старший лейтенант И.И.Кравец, военно-морское дело преподавал капитан-лейтенант Пшеницын, он потом с нами перешел в ТОВВМУ на кафедру навигации и затем ушел на флот флагманским штурманом Порт-Артурской ВМБ. По моему мнению, образец флотского офицера, очень грамотный штурман, одет с иголочки, вежлив со всеми. С начальниками учтив без подхалимажа, с достоинством. Потом после училища я попал в Порт-Артур, его там уже не было. Мне и Титкову досталась комната, где раньше жил Пшеницын, и мне по наследству досталась книга Пшеницына «Основы маневрирования», храню ее до сих пор. (В 1957 году капитан 2 ранга К.Ф.Пшеницын был назначен начальником штурманского факультета ВВМУПП, в дальнейшем - кандидат военно-морских наук, доцент капитаны 1 ранга К.Ф.Пшеницын преподавал на кафедре кораблевождения. - История штурманской службы Флота России: [История и развитие штурм. дела / Г.И. Безбородов, С.П. Алексеев, В.Н. Андреев и др.]; Гл. ред. Е.Г. Бабинов. - М.: Большая Рос. энцикл., 2003.)
Фамилии других офицеров за давностью лет забыл. С бывшим командиром роты капитан-лейтенантом Коваль пришлось встретиться на открытии памятника Адмиралу Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецову в Севастополе. По-моему, это лучший памятник выдающему Советскому Флотоводцу.



Начальником училища был капитан 1 ранга Георгий Васильевич Парийский, видели мы его очень редко.
Летом на практику уходили на остров Русский в бухту Воевода. Сама бухта имела как бы еще две бухточки. В первой, слева от входа, базировалась эскадрилья летающих лодок МБР-2,во второй размещалась наша база.
Жили в здании, где раньше размещалась береговая часть. Кормили плохо, это был 1947 год, и интенданты старались использовать природные ресурсы: щавель, свежие листья дикого винограда. Мучением было топить камбуз, сырые дрова плохо горели.
Военная смекалка помогла - стали использовать дымовые шашки ДШ-11, если их разрубить, то они горели без дыма. Таких шашек вокруг в лесу было много.
Недалеко от нас в лесу стояли штабеля из ящиков со снарядами калибра 76-85 мм. Никто их не воровал, не пытался разобрать на детали, хотя латунь ценилась для изготовления якорей на погоны. В лесных зарослях вокруг было полно клещей, и они нам сильно досаждали, после каждого похода приходилось раздеваться и осматривать тело.
Морской подготовкой занимались офицеры цикла и офицеры курса. Основным плавсредством был ЯЛ-6, но учили ходить и на баркасе. Для некоторых первокурсников по малости роста это было тяжело, ибо весла их перетягивали.
Общевойсковой подготовкой с нами занимался Полтора Ивана (звание и фамилию не помню), офицер с опытом войны. На занятиях по гранатометанию (гранаты бросали все) мы стоим в шеренгу у уреза. Полтора Ивана берет Ф-1, зажимает ее в ладони, выдергивает чеку и водит ей у нас под носом, одновременно объясняет правила обращения с ней. Затем бросает гранату в воду, взрыв, все стоят.
Был у нас Славка Петров, очень маленький, и когда он кинул гранату метров на 10, Полтора Ивана истошно заорал: - ложись!!! Все мгновенно упали на землю, он после этого долго материл Петрова. Через три года Петров вымахал в здоровенного детину.



Ручная осколочная граната Ф-1. Особенности гранаты: Корпус при разрыве дает около 290 крупных тяжелых осколков с начальной скоростью разлета около 730 м/с. При этом на образование убойных осколков идет 30% массы корпуса, остальное распыляется. Приведенная площадь разлета осколков — 75-82 кв.м.

После таких занятий для нас граната была родным оружием. Самое интересное то, что в ТОВВМУ мы гранат уже не бросали.
Достаточно много занимались физподготовкой, но плаванию, по-моему, не учили. Были люди, которые плавать научились уже в ТОВВМУ. Во время зачетного марш-броска (а дороги на острове Русский - это петли с подъемами, спусками и крутыми поворотами) в нашу колонну из-за поворота неожиданно скатилась грузовая автомашина, водитель растерялся. Впереди строя двигался начальник цикла физподготовки майор П.А.Кудинов, в прошлом хороший гимнаст, он чудом выскочил из-под колес. Кто-то дал команду, строй разомкнулся и без потерь пропустил машину, только тогда водитель вспомнил про тормоза.
Военно-морскую науку преподавали офицеры под руководством капитана 2 ранга Ф.А.Бачинского, в дальнейшем начальник кафедры морской практики ТОВВМУ. Бывший командир посыльного судна «Красный Вымпел».



КОРАБЛЬ-БОЕЦ, КОРАБЛЬ-ТРУЖЕНИК. Сторожевой корабль "Красный вымпел" (яхта "Адмирал Завойко";)

Фамилий всех преподавателей не помню, по-моему, был капитан-лейтенант Баранов, подтянутый офицер. После расформирования подгота он также перешел в ТОВВМУ. И больше наши пути не пересекались. Зато его жена была нашим курсовым врачом в ТОВВМУ, очень сердобольная женщина и страшно доверчивая, сачки часто ходили к ней с жалобами на здоровье. Всем страждущим она давала освобождение от нарядов, выписывала процедуры или прописывала поливитамины, что было самым ценным. Во время массовых вакцинаций она с медсестрой делала уколы, когда она колола курсантов на ее лице явно читалось, что ей также больно как и пациенту.
Больше всего с нами занимался капитан-лейтенант Пшеницын, с нами он был до окончания подкурса (форма организации жизни владивостокских подготов в ТОВВМУ после расформирования подготовительного училища и подготовки к поступлению в высшее училище). Из других офицеров помню капитана 3 ранга Афанасьева, он ходил в американской фуражке и на ремне под кителем у него всегда был пистолетик, но он был на старшем курсе и наши пути не пересекались.



Афанасьев Глеб Емельянович (20.05.1910–?). Родился в Чистополе. Образование: ВМУ (1934), ККС УОПП (1938). Награды: 4 ордена и медали. Капитан 1 ранга. Шт (судовой штурманский офицер, старший или младший) «Щ-118» (1935), Шт «Щ-122» (1935–1936), ПК «Щ-128» (1938–1939), «Щ-128» (29.10.1939–18.08.1941), Командир по оперчасти ШБпл 2 ТОФ (1941–1942), ст. преп. ТОВВМУ (1942), Командир по войсковой разведке ШБпл 3 ТОФ (1942–1944), начальник курса Владивостокского ВМПУ (1944–1948), начальник строевой части Саратовского ВМПУ (1948–1950). Начальник строевого отдела ЛНВМУ в 1950-1956 гг. - Ковалев Э. А. Короли подплава в море червонных валетов. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю