Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Энергооборудование для флота

"Новая ЭРА"
ипмортозаместила
выключатель переменного тока

Поиск на сайте

Сын Печоры. Кандидат военных наук, контр-адмирал В.Г.Лебедько.

Сын Печоры. Кандидат военных наук, контр-адмирал В.Г.Лебедько.

Сегодня мало кому известен Андрей Владимирович Журавский, выдающийся ученый-подвижник, как бы вновь открывший для России замерзший приполярный край, обладающий огромными богатствами и возможностями.



Сферой его деятельности была река Печора, ее болота, ее леса, огромная тундра от Мезени до Таймыра. Но, тем не менее, жизненный подвиг Андрея Журавского нельзя ограничить лишь рамками исследования Большеземельской тундры. Труд его имел стратегическое значение для освоения страной суровых берегов Ледовитого и самой Арктики. Это обстоятельство имело немаловажное значение при рассмотрении инфраструктуры материковой части оперативной зоны Северного флота.
Самый большой флот страны с огромной ударной мощью своих подводных сил и морской ракетоносной авиацией имел вблизи государственной границы скученное базирование на севере Кольского полуострова, которое заканчивалось на востоке Гремихой.
Материковая часть оперативной зоны на западе шла вдоль Беломоро-Балтийского канала до порта Повенец. Это всего 227 км от Белого моря. Зато на востоке от устья Северной Двины с ее притоком Сухоной, озером Кубенским до деревни Топорня насчитывалось по изгибам рек почти 8000 км. Конечная точка нашей зоны деревня Топорня Вологодской области расположена на Северо-Двинском канале, соединяющем Сухону с Шексной, а последнюю - с Волгой. Раньше эта система носила название Путь Герцога Александра Вюртембергского.




Карта Северо-Двинской системы и окрестностей

Во время Великой Отечественной войны, когда немцы перерезали Беломорско-Балтийский водный путь, через Северо-Двинский канал шли на север малые подводные лодки, тральщики и другие корабли, а на юг буксиры тянули материалы ленд-лиза и плоты с лесом. В 1982 году это был уже довольно заброшенный и запущенный путь, но Генеральный штаб все же определил Северному флоту южную точку его оперативной зоны в деревне Топорня.
По побережью Ледовитого океана и в Арктике наша зона заканчивалась на 140 градусе восточной долготы, где и начиналась зона Тихоокеанского флота.
В общем, базирование флота и его материковые коммуникации были постоянной головной болью командования флотом и ВМФ. Нельзя было допустить, чтобы противник в течение 5-15 минут смог нанести удар по основным силам флота. Из этого положения нужно было искать какой-то другой выход и, прежде всего, в интересах ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. С этой целью в 1984 году Оперативным управлением флота были организованы экспедиции в районы Чешской губы, Печоры, Енисея и вплоть до пролива Вилькицкого.
В процессе экспедиций мы познакомились с работами выдающегося ученого подвижника Журавского Андрея Владимировича, открывшего для России замерший приполярный край. Сферой его деятельности была река Печора, ее болота, леса, огромная тундра от Мезени до Таймыра. Но, тем не менее, жизненный подвиг Андрея Журавского нельзя ограничить лишь рамками исследования Болъшеземельской тундры. Труд его имел стратегическое значение для освоения страной суровых берегов Ледовитого океана. Это обстоятельство имело немаловажное значение при рассмотрении инфраструктуры береговой и материковой части оперативной зоны Северного флота.




Электронная память Арктики - Европейский русских Север

22 сентября 1882 года на крыльце Елисаветградского приюта был обнаружен двухнедельный мальчик, которого усыновили инженер-полковник Владимир Иванович и Софья Кесаревна Журавские, назвав его Андреем. Лишившись родителей, мальчик был взят под опеку родным братом отца Михаилом Ивановичем Журавским, генералом, крупным железнодорожником и мостостроителем. Он воспитывал Андрея в духе демократических традиций., прививая честность, доброту и справедливое отношение к людям.
С поступлением в Петербургский университет Андрей попал под влияние близких друзей семьи Журавских: ими были уже известные в то время ученые В.В.Зеленский и Н.М.Книпович. Первый из них -крупнейший эмбриолог, академик, последние годы работал на севастопольской биологической станции, здание которая и сейчас стоит на берегу Артиллерийской бухты рядом с Приморским бульваром. Второй - Николай Михайлович, путешественник, ихтиолог, а в последующем президент Международного совета по исследованию морей, академик АН СССР. В университете читал лекции профессор геологии бывший воспитанник и гардемарин Морского корпуса И.Ф.Чернышов, в последующем академик, строитель и создатель здания Горного института, что на 21-ой линии Васильевского острова. Вот эти три человека навсегда определили жизненную позицию Андрея Журавского, его увлеченность естественными науками и его постоянное стремление к людям морской профессии.
Напротив места впадения в Печору двух рек Ижмы и Цильмы расположился поселок Усть-Цильма. В 1902 году студент Андрей Журавский впервые прибыл на Печору и с того времени всю свою жизнь он посвятил изучению и пропаганде экономических возможностей приполярной России. Журавский, изучая приполярную тундру в поисках полезных ископаемых, рассматривал этот вопрос несколько шире: в том числе и необходимости развития животноводства и земледелия для обеспечения деятельности людей.




Усть-Цильма. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ, историко-мемориальный музей А.В.Журавского.

Журавский определил районы нахождения нефти, каменного угля, асфальтов, сланцев, точильных камней. Одновременно с этими открытиями он представил проект строительства железной дороги от Котласа на Ухту и Салехард. Ему представлялась единая железнодорожно-морская магистраль: Архангельск — устье Оби и далее на восток до Камчатки. Он считал также целесообразным строительство канала между Камой и Печорой. Строительство начиналось пять раз, но так и не было закончено. "Этот огромный Север, - писал Журавский,- станет играть крупнейшую роль в деле благосостояния России". Нужно сказать, что всё это было не такой уж маниловский проект. Его осуществление могло бы оживить не только Большеземельскую тундру, но и Северный морской путь и дать жизнь новым нашим флотским объектам и пунктам перезарядки оружия. Оживление береговой инфраструктуры и Большеземельской тундры особенно актуальны сейчас, в начале 21-го века, когда начинается активное освоение полезных ископаемых Арктики.
В ходе своих экспедиций Андрей Журавский не забывал и о хлебе насущном. На опыте жителей Печоры в приполярном морошковом краю он доказал, что помимо ржи, овса, гречихи, прямо в грунт на картофельной грядке без рассады можно высаживать горох, свеклу, редьку, морковь, фасоль, редис. С рассадой брались хорошие урожаи тыквы, капусты, огурцов и даже греческих кабачков. Растениеводство и овощеводство были хорошей, кормовой базой для крупного рогатого скота. В последующем приполярная тундра стала неплохой продовольственной, базой Северного флота, войск ПВО и пограничников. За свою исследовательскую работу Андрей был удостоен сначала Малой серебряной медали, а затем - Большой медали им. Н.В.Пржевальского — высшей награды Русского императорского географического общества.




Серебряная медаль имени Н.М. Пржевальского : Русское географическое общество, РГО

В эти годы Журавский познакомился и сблизился с крупными учеными страны: К.А.Тимирязевым, Ю.М.Шокальским, П.П.Семеновым-Тян-Шанским, А.В.Докучаевым, Д.И.Прянишниковым, Л.С.Бергом и Б.Б.Голицыным.
В 1909 году Журавского принял председатель Совета министров России П.А.Столыпин, который познакомился с результатами экспедиций в приполярном крае и выделил финансовые средства для установки ограждений навигационных опасностей в Печорской губе, на речных фарватерах, а также на создание ветеринарной оленеводческой станции. В этом же году Журавского принял Николай II и имел с ним беседу по проблемам Большеземельской тундры. По результатам экспедиций Российская Академия Наук в 1909 году наградила Андрея Журавского своей высшей наградой — медалью "Лучший ученый-собиратель России".
В краю, где коренное население не имело понятия о племенном животноводстве, Журавский много внимания уделил селекционно--племенной работе для выращивания приспособленного, к Северу высоко продуктивного стада с большими удоями молока.




Помещение Печорской сельскохозяйственной опытной станции, построенное при Андрее Владимировиче Журавском.

В советское время Государственная сельскохозяйственная опытная станция Коми АССР имени А.В.Журавского проводила селекционно-исследовательскую работу по выращиванию холмогорской породы животных. В результате селекции печорского типа холмогорки с айширской и кавказской породами животных можно было получить целебное молоко, предохраняющее кровь человека от лейкоза и выводящее из его крови стронций-90. Конфиденциально лабораторная информация об этом не имела должной практики, но какие-то предположения позволяли надеяться на положительное решение этой проблемы. В целом, это была первичная стадия работы, о которой не распространялись. Нечего и говорить, что такой продукт молочного животноводства имел бы чрезвычайно важное военно-медицинское прикладное значение. Естественно, Оперативное управление флота не могло пройти мимо такого факта. Дело было засекречено. На базе совхоза "Североморец" на Щук-озере в июле 1984 года была развернута селекционная площадка, о делах которой, кроме директора совхоза Каримова Валентина Михайловича, экономиста Мазина Анатолия Александровича и меня как начальника Оперативного управления, никто ничего не знал. К сожалению, в октябре этого года мне пришлось покинуть Северный флот, а с началом перестройки селекционные опыты и Большеземельская тундра никому были больше не нужны.
Андрей Журавский был личным другом Г.Я.Седова и В.А.Русанова, принимал активное участие в организации их последних экспедиций, до последнего своего дня не переставал надеяться, что их, ушедших в Ледовитый океан, все же найдут. Он даже добился от правительства выделения 480 тысяч рублей для поиска пропавших экспедиций. Но все было тщетно.
15-го августа 1914 года Андрей Журавский стал жертвой мерзавцев, устроивших частнособственнические разборки за богатые печорские угодья.




Возложение цветов к памятнику А.В. Журавскому (Печорская НИОС, справа Президент РАСХН, акаде-мик Романенко, в центре зам Главы Республики Коми П.И. Поздеев, слева Глава Усть-Цилемского района Л.П. Торопова.

Журавский был уважаемым человеком в научном мире, среди моряков и простого народа. Осталась лишь память о нем среди людей, тех, кто его знал и кто его помнит.


02.12.2011.




Ранее опубликованное

  1. Профессор Зубов. Почетный полярник, кандидат военных наук, контр-адмирал В.Г.Лебедько.
  2. СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ БЫЛ ПЕРВЫМ или о том, кто и КАК создавал систему комплексной охраны водной среды в ВМФ. Из истории военной экологии. Капитан I ранга, инженер-исследователь, к.т.н. Дубровин И.Р., капитан I ранга, инженер-исследователь, к.т.н. Дубровин Е.Р.
  3. Флотоводец холодной войны адмирал Фокин Виталий Алексеевич. Кандидат военных наук, контр-адмирал Владимир Лебедъко.
  4. ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА. Контр-адмирал В.Г.Лебедько.
  5. Адмирал Немитц Александр Васильевич. В.Г.Лебедько, кандидат военных наук, контр-адмирал.
  6. Князь Варшавский. В.Г.Лебедько, кандидат военных наук, контр-адмирал.
  7. В.Г.Лебедько. Пароход "Казахстан" (август 1941 г.). - СПб., 2008. Часть 1. Часть 2. Часть 3.  Часть 4. Часть 5.
  8. АДМИРАЛ БЕРЕЗИНЫ. Контр-адмирал, кандидат военных наук Владимир Лебедько.
  9. РОЗЫ И ТЕРНИИ В СУДЬБЕ МИНИСТРА МОРСКИХ СИЛ РОССИИ АДМИРАЛА ПАВЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЧИЧАГОВА. В.Г. Лебедько, контр-адмирал в отставке, кандидат военных наук.
  10. "Выбор". Н.Загускин, Н.Лапцевич (О книге контр-адмирала в отставке В.Г. Лебедько "Верность долгу" ). - Морской журнал № 2. 2007.


Главное за неделю