Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новые возможности комплекса наблюдения и разведки серии Пластун

Зоркий "Пластун"
на военной службе

Поиск на сайте

Солистка хора Капеллы. М.Д.Агронский. Часть 18.

Солистка хора Капеллы. М.Д.Агронский. Часть 18.

5 и 6 марта 1975 г. Абонементные концерты в Большом концертном зале Филармонии. В программе: Концерт для скрипки, фортепиано и ударных Арапова, «Симфония псалмов» Стравинского и Вторая сюита из балета Равеля «Дафнис и Хлоя». Исполнители: Заслуженный коллектив республики академический симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы. Дирижер Марис Янсонс.
10 и 11 марта 1975 г. Абонементный концерт в Большом зале Филармонии. В программе: Месса соль мажор Шуберта, баллада для хора и оркестра австрийского композитора Хуго Вольфа «Огненный всадник» на стихи немецкого поэта-романтика Эдуарда Мёрике. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Солисты Татьяна Новикова, Юрий Марусин, Платон Швец. Дирижер - з.д.и. Белорусской ССР Юрий Ефимов.
5 апреля 1975 г. Участие хора Капеллы в фестивале «Ленинградская музыкальная весна», посвященном 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Концерт в Большом зале Филармонии. Первое исполнение кантаты ленинградского композитора Л.Пригожина «В память о великой битве» (исполнялись и другие симфонические произведения). Исполнители: Заслуженный коллектив республики академический симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы.
7 апреля 1975 г. Концерт в Большом зале Филармонии. В программе: Лирическая кантата Г.Корчмаря «Осаждённый Ленинград», для солистки, смешанного хора и оркестра на стихи А.Ахматовой и ораториальная сюита С.Слонимского «Виринея». Художественный руководитель и главный дирижёр (с ноября 1974 г) Капеллы В.А.Чернушенко.
11 апреля 1975 г. Концерт в зале Капеллы. «Реквием» Моцарта. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Солисты – Валентина Гаген, Евгения Гороховская, Евгений Попов и Георгий Селезнев.




Сергей Слонимский | reMusik.org

3 мая 1975 г. Концерт в Большом концертном зале Филармонии. В программе: Хоровые произведения русских и советских композиторов. Во втором отделении кантата Прокофьева «Александр Невский». Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.
12 и 13 мая 1975 г. Концерт в Большом концертном зале Филармонии. «Реквием» Верди. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы (художественный руководитель В.А.Чернушенко). Солисты: н.а.СССР Тамара Милашкина, н.а.РСФСР Ирина Богачева, солисты Большого театра СССР народные артисты РСФСР Владимир Атлантов и Марк Решетин. Дирижер – главный дирижер Большого театра СССР з.а.РСФСР Юрий Симонов.
— Ты, конечно, пела в строю хора в этом концерте со звездными солистами?
— Безусловно. Только Атлантов не приехал из Москвы и пел кто-то другой. За кулисами мы встретились с Тамарой Милашкиной, с которой отправились на квартиру моей мамы на улице Софьи Перовской, где был накрыт праздничный стол. Причину отсутствия Володи не помню, но знаю, что его мама, известная певица и педагог вокала, Елизарова Мария Александровна, ему не рекомендовала петь эту партию, говоря: «Для тебя это убийственно». Эта рекомендация касалась и партии Дон Карлоса. Через несколько дней Атлантов был в Ленинграде и 9 июня вместе с Милашкиной пели в том же зале свои концертные программы.
Гениальное произведение Верди «Реквием» исполняется не так часто и пользуется повышенным интересом у любителей музыки. Великолепный зал Филармонии был переполнен и концерт прошел с большим успехом. Для меня он являлся и полезным уроком, так как в это время мне приходилось периодически, особенно в гастрольных поездках хора Капеллы, петь это престижное произведение. Для меня оно не новое, поскольку начала учить и петь уже в период обучения в Музыкальном училище. Могу отметить, что и у звёзд бывают огрехи в исполнении этого трудного для певца шедевра гениального композитора.




29 мая 1975 г. Концерт в Большом зале Филармонии. В программе «Реквием» Моцарта. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Солисты: Рузанна и Карина Лисициан, з.а.Удмуртской АССР Константин Лисовский, Виктор Юшманов. Дирижер – н.а.РСФСР, лауреат Государственной премии Арвид Янсонс.
21 июня 1975 г в Большом концертном зале Филармонии в рамках фестиваля искусств «Белые ночи» состоялся авторский концерт композитора Родиона Щедрина. Среди других произведений впервые прозвучала «Поэтория» на стихи поэта А.Вознесенского. Кроме автора в концерте участвовали: Симфонический оркестр Филармонии, академический хор Капеллы, н.а.СССР, лауреат Ленинской премии Людмила Зыкина, артист Театра драмы и комедии на Таганке Валерий Золотухин. Дирижер – Юрий Темирканов.
24 сентября 1975 г Капелла открыла очередной концертный сезон в своем зале большим сольным концертом, в котором прозвучали произведения Танеева, Рахманинова, Баха, Равеля, Бриттена, Щедрина, Новикова. Дирижировал В.А.Чернушенко.
Рассказывая о новом концертном сезоне («Театральный Ленинград» № 31 1975 г) В.А.Чернушенко отметил, что он будет проходить под девизом достойной встречи XXV съезда КПСС. Непосредственно к съезду хор подготовит сочинение ленинградского композитора Николая Шахматова кантату «Волжский сказ о Ленине» и ораторию Александра Флярковского «Партизанские песни»….
29 и 30 сентября 1975 г. В зале Капеллы «Реквием» Моцарта. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.
Осенью 1975 г состоялась поездка и выступления Капеллы в промышленных центрах Урала – Магнитогорске, Челябинске, Свердловске, Перми и Кирове.
— Знаю, что особенно тепло встречали хор Капеллы в Магнитогорске. С чем это связано?
— Чернушенко в молодые годы там работал с хором и не только. Оттуда привез в Ленинград и молодую жену.




Народный артист СССР, лауреат Государственных премий России, Чернушенко Владислав Александрович

Концерты в Магнитогорске состоялись 8 и 9 октября 1975 г в концертном зале музыкального училища имени М.И.Глинки. Об этом 16 октября 1975 г сообщала газета «Магнитогорский рабочий» в статье А.Никитина, дирижёра-хормейстера Магнитогорской хоровой капеллы. «39 лет назад в наш город приезжала ленинградская капелла. И вот опять у нас два концерта, два дня, наполненные звучанием старейшего русского хора. Возникновение его – в далёком прошлом нашей Родины (15 век). Сам Иван Грозный пел в этом хоре и написал для него ряд произведений. Возможно, личная склонность к пению Петра Первого, который часто пел в хоре, исполняя басовую партию, способствовало тому, что хор в 1703 г был перевезен в Петербург…. После революции Капелла была сохранена советским правительством для народа как «жемчужина дореволюционного хорового искусства» (А.Луначарский)….. Сейчас этот коллектив находится на большом творческом подъеме. И в этом, безусловно, заслуга его нынешнего руководителя В.А.Чернушенко. После окончания Ленинградской консерватории (1958 г) Чернушенко был направлен в Магнитогорскую капеллу дирижером и преподавателем в музыкальное училище имени М.И.Глинки. Несомненное дарование, принципиальность, благородство – вот качества, снискавшие Чернушенко глубокое уважение; добрая память о нём осталась и после отъезда. Магнитка была первой школой молодого музыканта. Здесь он с увлечением работал и с самодеятельным хором, добиваясь отличных результатов. (Уточнение: это был детский хор Дворца металлургов)…. Лицо Капеллы – это её репертуар. Хотя всего год работы Чернушенко с коллективом, - срок очень малый. Но по этим двум концертам ясно просматривается перспективность выбранного пути, серьёзность и глубина художественных намерений…. Сложнейшим образцом классической западной музыки, двуххорным Мотетом № 2 Баха открылся первый концерт Капеллы…. В исполнении не менее сложных трёх хоров французского композитора Равеля проявилось в полной мере присущее дирижёру чувство юмора и изящества. Тепло приняли слушатели малоизвестные произведения современных западных композиторов – Брукнера «Вирга Ессе», Бриттена «Гимн св. Колумба». Эти и другие новые хоры сопровождались интересным и содержательным пояснительным словом Чернушенко…. Слушатели познакомились со старинным видом хоровой песни без сопровождения – кантом. Были исполнены пять кантов петровской эпохи на Полтавскую победу над шведами. В канте на стихи Тредиаковского «Начну на флейте стихи печальны» (солист В.Тимонин) спокойные крайние части чередуются с ликующей «виватной» серединой. Кроме того, были исполнены такие музыкальные полотна, как духовные концерты Архангельского. (Солисты Т.Изотова, С.Гоголь, М.Грозная, С.Бронин, Э.Смоленский, М.Короткевич, В.Чечнев)…. Старинная русская музыка стала звучать недавно, её впервые услышали в 1966 г в исполнении хора А.Юрлова на фестивале старинной музыки в Польше. С этого времени русская музыка прошлых эпох стала «звучащей реальностью», обычным явлением концертной жизни. И мы причисляем её к классическому наследию, которая волнует и восхищает миллионы людей так же, как «Троица» Андрея Рублёва, как церковь Покрова на Нерли под Владимиром.




Храм Покрова на Нерли, визитная карточка белокаменной Руси, построенный Боголюбским в честь своего любимого сына Изяслава, погибшего на поле брани. Эта церковь занимает достойное место в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.


На «бис» был исполнен киевский распев Рахманинова, струящаяся красота которого восхитила слушателей (солист С.Бронин). Из советской музыки наибольший интерес вызвала ораториальная сюита из оперы ленинградского композитора С.Слонимского «Виринея» по мотивам повести Сейфулиной. Здесь и залихватская удаль («Метель»), и скорбь о женской доле в «Трепаке», перекликающемся с рахманиновской «Белолицы, румяницы вы мои» из «Трёх русских песен», и «Песня на чугунке», где мастерски использованы композитором народные темы. В манере дирижирования Чернушенко впечатляют простота, пластичность, эмоциональность. «Многие лета» пожелали своим собратьям по искусству на заключительном концерте их благодарные коллеги – артисты Магнитогорской государственной хоровой капеллы….»
В Магнитогорске хор пел и в мартеновском цехе металлургического комбината имени В.И.Ленина. Рабочие этого известного предприятия провели экскурсию по всему комбинату, показали в действии весь процесс выплавки стали, дали возможность прикоснуться своими руками к застывшему и остывшему серебристому металлу. За присутствие в горячем цехе (с вредными условиями труда) участники концерта получили возможность отведать кружку молока от местных бурёнок, которое находилось в каждом помещении в специальных автоматах. В городах Златоусте и Асбесте Капелла выступала в заводских клубах.




11 октября 1975 г состоялся концерт Капеллы в зале филармонии города Челябинска. А 13 октября театр оперы и балета Челябинска открыл 29 симфонический сезон с участием Капеллы. («Вечерний Челябинск» от 13.10.1975 г). В первом отделении концерта симфонический оркестр театра исполнил Четвёртую симфонию П.И.Чайковского. Во втором отделении Капелла исполнила ораториальную сюиту «Виринея» С.Слонимского. В обоих отделениях дирижировал В.А.Чернушенко.
16 октября 1975 г (четверг). В концертном зале Свердловской филармонии хор исполнил «Реквием» (1791 г.) Моцарта. Дирижер В.А.Чернушенко. Солисты А.Агронская, Евгения Гороховская, Евгений Попов и Георгий Селезнев. Газета «Уральский рабочий» от 21 октября опубликовала отклик на выступление Капеллы в статье под названием «Прославленная, ленинградская». «Гастроли Капеллы начались исполнением «Реквиема» Моцарта…. Звучание хора отличалось разнообразием тембровых красок и, что особенно важно, точностью интонаций. Нельзя не упомянуть и об отличной дикции певцов. Хорошее качество голосов обеспечивало широкий динамический диапазон. Хору в равной степени удавалось звучное форте и «прозрачное» пиано. С точки зрения ансамбля, к сожалению, не всё было безупречно. Иногда страдало динамическое равновесие между партиями из-за того, что альты звучали несколько приглушённо. Замечена и недостаточная ритмическая чёткость в “Rex tremendae “. В целом же при исполнении «Реквиема» Моцарта наши гости продемонстрировали высокую музыкальную и исполнительскую культуру. Особенно вдохновенно звучали части “Dies Irae”, “Sanctus”, “Agnus Dei”. Нельзя не упомянуть о великолепно прозвучавшем квартете солистов. Особенно удачно были исполнены партии баса (Г.Селезнев) и меццо-сопрано (Е.Гороховская). Георгий Селезнев пел вокально ровно и очень музыкально. Удивительно приятное впечатление оставила Евгения Гороховская. Её голос ровный во всех регистрах звучал наполнено и компактно. Прекрасная вокальная техника сочеталась с теплотой и проникновенностью. Наконец, следует отметить исполнительское мастерство дирижера – Валентина Кожина. Он провёл «Реквием» с большим подъемом, уверенно и свободно.




Во втором концерте дирижировал также В.Чернушенко – молодой музыкант, совсем недавно возглавивший Ленинградскую капеллу…. Исполнение «Реквиема» Дж.Верди было как-то особенно красивым, впечатляющим. Да и кого может не тронуть эта музыка вечной неумирающей красоты, страстных чувств и трагического пафоса. Особенно сильное впечатление произвели мощная, неукротимая хоровая тема “Dies Irae”, диалог меццо-сопрано (Е.Гороховская) и хора “Liber Scriptus”, проникновенный дуэт сопрано (А.Агронская) и меццо-сопрано в “Recordare”.
Следующий вечер был посвящен исполнению произведений для хора произведений различных по жанру и стилю…. Свердловчане услышали ораториальную сюиту современного ленинградского композитора С.Слонимского и «Симфонию псалмов» И.Стравинского, одного из самобытнейших художников XX века….»
22 октября 1975 г состоялся концерт Капеллы в Доме офицеров города Пермь. Местная газета «Звезда» от 21.10.1975 г. сообщила, что в программе произведения западно-европейских, русских и советских композиторов.
В начале ноября 1975 г. Капелла участвовала во Всесоюзном фестивале искусств «Белорусская музыкальная осень», посвященном 25 съезду КПСС. Выступали в Белорусской государственной филармонии и у рабочих минского моторного завода. (Газета «Советская Белоруссия» от 20.11.1975).
28 ноября 1975 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Прозвучали «Симфония псалмов» Стравинского и «Поэма памяти Есенина» Свиридова. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.
7 декабря 1975 г. Абонементный концерт в Большом зале Филармонии. В программе: «Девятая симфония» и увертюра «Леонора» № 3 Бетховена. Исполнители: Заслуженный коллектив республики академический симфонический оркестр Филармонии и хор академической Капеллы. Солисты: н.а. РСФСР Маргарита Миглау, лауреат Всесоюзного и Международного конкурсов Евгения Гороховская, н.а. Латвийской ССР Карл Заринь и з.а. РСФСР Николай Охотников. Дирижер – лауреат Государственных премий н.а. СССР Борис Хайкин.
23.12.1975 г. Концерт в зале Капеллы. Программа выступления хора составлена из произведений старых мастеров: Отмайера, Видмана, Шютца, Хаслера, Зенфля.




Часть хора на сцене Капеллы, Александра в первом ряду слева вторая. 1970-е г.


Продолжение следует


Главное за неделю