Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Альтернативные измерительные площадки

Альтернативные
измерительные
площадки для военных

Поиск на сайте

Первый поход. Контр-адмирал Альфред Семенович Берзин. Часть 3.

Первый поход. Контр-адмирал Альфред Семенович Берзин. Часть 3.

30 марта. В ЦП зашёл начальник медицинской службы майор Ю.Ушаков и сообщил мне о приступе аппендицита у мичмана Пономарёва. Он решил его оперировать. Помогать ему будет мичман химик-санинструктор. Перед походом они проходили хирургическую практику в госпитале. Наш доктор такие операции делал в походах неоднократно. На лодках этого проекта нет операционных. У врача есть своя каюта, которая одновременно является амбулаторией, а операции делают в офицерской кают-компании. В ней уже вестовые вымыли с мылом пол, стены и стол, а химик-санинструктор всё продезинфицировал.



Офицерская столовая Б-413.

Объявил по трансляции о предстоящей операции, нацелив экипаж на обеспечение бесперебойного освещения, сохранение стабильного курса, глубины и скорости.
Операция началась. Многие переживают за своего товарища. Наконец, из кают-компании поступил доклад:
— Товарищ командир, операция закончена. Больной чувствует себя удовлетворительно.
Прооперированного мичмана поместили рядом с каютой врача.
В очередном радио штаб флота приказал всплывать на сеансы связи через восемь часов. Это было очень кстати — за эти дни я очень устал, а при таком режиме можно было спокойно отдохнуть.
31 марта. Сегодня помывка всего экипажа. На ПЛ своя специфика в бытовых вопросах: в том, чтобы помыться, постираться, выбросить мусор и остатки пищи заключается целая проблема.
Я хорошо помню свою службу на ДЭПЛ: идя в поход, цистерны питьевой воды заполняли полностью и экономили каждый стакан; мылись морской водой (для этого имелось специальное мыло). Врач регулярно давал смоченные в спирте салфетки для протирания тела.
На АПЛ есть испарительная установка, которая "варит" из морской воды дистиллированную для ГЭУ и для бытовых нужд, то есть питьевую и мытьевую воду. В походе личный состав моется в двух душевых кабинах раз в 7-10 дней. Там же моряки стирают личные вещи — прачечной на лодке нет, негде и сушить нижнее и постельное бельё.
Каждому члену экипажа выдают трусы, рубашку и носки, две простыни и наволочку — всё это меняется в день помывки (грязное белье собирают и с приходом в базу передают в переработку). Такое белье называют "разовым".
Верхняя одежда состоит из тёмно-синих куртки, брюк, пилотки или берета, которые меняют в походе не более двух раз. На куртке каждый носит матерчатую белую ленту, где у офицеров написана его должность, а у матросов и мичманов — боевой номер.




Средство для удаления камбузных отходов (ДУК) пл класса "Тайфун".

В каждом отсеке мусор и остатки пищи собирают в специальные пластиковые мешки. В назначенное время по команде их сносят в отсек, где находится шахта для удаления этих мешков за борт (ДУК). Шахта имеет два люка: нижний — забортный, верхний — в отсеке. Если в подводном положении открыть сразу оба люка, то отсек быстро заполнится водой и ПЛ погибнет. Специальное устройство (подводники его называют "поправка на дурака" ) исключает такие действия.
1 апреля. Заняли район №2 и начали поиск американских НК.
В 6.00 раздался сигнал аварийной тревоги, мгновенно сорвавший меня с импровизированной кровати в ЦП. Старший помощник доложил:
— Пожар в VII отсеке! Из аварийного отсека последовал доклад:
— Загорелся фильтр очистки воздуха, задымленность отсека незначительная.




ПЛАРК пр.675 в море. Снимок с НАТОвского самолёта Сайт «АТРИНА»

Я и командир БЧ-5 капитан 2 ранга А.Пронькин начали отдавать команды по ликвидации пожара. В ЦП прибыл контр-адмирал И.Вереникин, которому я доложил обстановку. Тот вмешиваться не стал и молча сидел невдалеке. Через пять минут из аварийного отсека доложили:
— Пожар потушен.
Приказал сделать анализ воздуха в отсеке и доложить причины возгорания фильтра. Через десять минут командир VII отсека доложил, что содержание угарного газа в три раза больше нормы. Причиной возгорания фильтра были неправильные действия матроса, который занимался его регулировкой.
Принятыми мерами добились в отсеке нормального состава воздуха, привели всё в исходное положение. Я приказал командиру электромеханической БЧ провести расследование этого случая, а старшему помощнику сделать с личным составом разбор данной аварийной ситуации.
Сегодня в течение почти 45 минут гидроакустики наблюдали "странные шумы", которые командир дивизии приказал считать шумами винтов АПЛ.
2 апреля. Днём всплывали на сеанс радиосвязи. Туман, видимость — 5-10 м. Справа 45° в режиме "однообзор" один раз определили работу РЛС — возможно, с АПЛ. Подробных параметров этих станций у нас не имелось, поэтому точно классифицировать не смогли.
Обнаружив слева 90° работу РЛС противолодочного самолёта "Orion", срочно погрузились и начали маневр уклонения от самолёта и (предположительно) — от АПЛ, которые, возможно, ведут за нами слежение в составе тактической группы.
3 апреля. Всплыли ночью на сеанс радиосвязи. Пришло радио мне и нескольким офицерам от наших семей. Сообщили, что начальнику РТС В.Якусу присвоено звание капитан 3 ранга, а мичман Копысов награждён медалью. Мою "К-184" объявили отличной. Конечно, вести приятные.




Командир «К-184» кап. 1 ранга Берзин А.С. в период несения БС.

Сегодня опять наблюдали "странные" звуки: наверное, это американская АПЛ. Произвели уклонение.
4 апреля. Выяснили, что не держит кингстон ЦБП. Она самостоятельно заполняется, и лодка получает отрицательную плавучесть. Приняли необходимые меры.
Прошла половина срока нашего похода. Обычно принято в середине похода проводится проверка наличия оставшихся продуктов и средств регенерации. Начали с продуктов.
Такая традиция пошла в нашей дивизии после одного случая (тактический номер лодки и фамилию командира не называю, дабы не смущать его). Интендант этой лодки посчитал, что аппетит у подводников в походе плохой, и часть продуктов оставил на складах береговой базы. Старшим на борту пошёл контр-адмирал В.Я.Корбан. Когда до конца похода оставалось 15 суток, интенданта что-то озарило, и он решил сосчитать, сколько осталось продовольствия. Через час работа была закончена, а итог оказался ошеломляющим: экипажу предстоял строгий пост — продовольствия осталось на трое суток. Далее доклад пошёл от интенданта через помощника, замполита и командира к контр-адмиралу. Поскольку на каждой ступени он смягчался, получалось, что почти всё в порядке, но есть кое-какие обстоятельства и недостатки.
Контр-адмирал В.Корбан был опытным подводником и знал, как доклады обрастают враньем. Поэтому он вызвал интенданта и, когда тот прибыл и доложил, впал в неописуемый гнев, напоминающий комбинацию из цунами и тропического тайфуна "Клотильда". Всё рано или поздно кончается, в том числе и гнев начальников.




Огромное количество воды, о чём свидетельствует образовавшаяся на поверхности океана воронка, всасывается ВИХРЕМ.

Он принял решение распределить трёхсуточный запас продуктов на оставшиеся пятнадцать суток. Таким образом, каждый член экипажа в последующие дни получал от суточной нормы всего лишь двадцать процентов. Молодые мужчины, многие из которых были заняты физическим трудом, получали в течении дня сухарь размером не более ладони, суп из рыбных консервов, где основным компонентом являлась вода. Всего остального тоже было немного.
Все работы и учёбу отменили, оставили только вахту и — в неограниченном количестве — сон. Через неделю многие стали слабеть, пришлось изготовить рычаги для облегчения закрытия и открытия клапанов.
Когда поход закончился и ПЛ швартовалась к пирсу, тощих матросов в швартовых командах покачивал слабенький ветерок, Встречающему на пирсе начальству контр-адмирал В.Корбан скомандовал во весь голос и на всю гавань:
— Всех интендантов арестовать, склады опечатать!
Интенданта отправили на гауптвахту. Продукты же, которые он оставил на складах, привезли и раздали личному составу.
К вечеру старший помощник доложил мне, что проверка наличия продовольствия закончена: продуктов хватит до конца похода и даже кое-что останется.




Продукты из рациона моряков (1980-е годы). В музее написано "...из рациона подводников". periskop

5 апреля. Сегодня начали проверку средств регенерации — наличие пластин В-64. Это тоже традиция. Контр-адмирал В.Корбан часто советовал командирам учиться на чужих ошибках и добавлял, что на своих ошибках учатся только дураки.
Командир "той самой" лодки не внял ни первой части совета, ни второй. В следующем походе он опять просчитался, но на этот раз с банками, в которых хранятся пластины регенерации воздуха. Банок не хватило на 10 суток. Когда нет пластин, состав воздух в отсеках ПЛ за определённое время меняется, — количество углекислого газа, естественно, увеличивается, а кислорода — уменьшается. Это непосредственно влияет на самочувствие экипажа: появляется сонливость, быстрая утомляемость, затруднённое дыхание, головные боли.
Раньше, когда таких пластин в нашей стране не было (ещё не изобрели), ПЛ всплывали в надводное положение и вентилировали отсеки. Можно было поступить так и в этот раз. Проблема была бы решена, но тут же возникла бы вторая: потеря скрытности действий.




Системы регенерации воздуха – вскрытый контейнер с пластинами регенерации воздуха (в 1 контейнере 4 пластины)

Чтобы этого не случилось, поступили следующим образом. С помощью компрессоров в отсеках откачали воздух в стальные баллоны, чтобы давление в лодке было ниже атмосферного. После этого она всплывала на перископную глубину и через специальную трубу (РКП), которая вместе с перископом возвышалась над водой, в отсеки из атмосферы поступал чистый воздух.
В течение десяти суток каждый день весь этот цикл повторялся несколько раз. Участники похода рассказывали, что цикл состоял из двух отрезков времени. Первый ограничивался тем, когда ещё можно было дышать отсечным воздухом (при этом — "весь букет", то есть сонливость, быстрая утомляемость, затруднённое дыхание и головные боли). При замене воздуха, то есть при откачке и поступлении его через трубу из атмосферы закладывало уши, были неприятные ощущения в области лобных пазух, ухудшалось общее самочувствие...
У нас же к концу дня стало ясно, что патронов регенерации В-64 до конца похода достаточно.




Вид одной пластины – образование белого налета и шероховатостей после небольшого срока нахождения на открытом воздухе

Продолжение следует.




Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю