Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Диверсификация ОПК

Военные технологии
меняют
сельскую школу

Поиск на сайте

Guardfish преследует К-184. Контр-адмирал Альфред Семенович Берзин. Часть 2.

Guardfish преследует К-184. Контр-адмирал Альфред Семенович Берзин. Часть 2.

17 мая. Море 3 балла, зыбь, туман, тропический ливень. Всплыли на перископную глубину для определения места перед проходом пролива Баши. Определили место по «Лоран А и С», а также с помощью РЛС. Из разведсводки: «С Тонкинского залива ушли крейсера и эсминцы к Сайгону. Никсон собирается 25 мая в Москву для переговоров. Интенсивность военных действий во Вьетнаме значительно уменьшилась.»



Президент Никсон собирался взорвать во Вьетнаме ядерную бомбу

Дэвид Минтон пишет:«Однажды, находясь в Филиппинском море, Echo-2 повернула на юго-запад, направляясь в пролив Баши между островом Тайвань и островами севернее Лусона, Филиппины. Пролив Баши — это часто используемый северный проход в Южно-Китайское море, и я был уверен, что оно и является целью советской ПЛ, но она отклонилась намного южнее обычного курса. Echo-2 замедлила ход, всплыла на перископную глубину и стала быстро двигаться, ориентируясь по показаниям эхолота, который работал в коротком диапазоне, не допустимом на такой глубине. Она была потеряна. Находясь на перископной глубине ПЛ, видимо, четко определила своё местоположение, потому что после этого ушла на глубину, повернулась по направлению к проливу Баши и увеличила скорость до 16 узлов. После донесения, переданного с помощью буя об этой быстрой смене курса, Guardfish стремительно ринулась за ПЛ, зная что передислокация американских ПЛ будет вряд ли возможна, поскольку времени после передачи сообщения оставалось очень мало. Чтобы избежать столкновения с другой американской ПЛ, Guardfish изменила глубину на 100 метров, которую часто использовали советские ПЛ и которую, как я знал, избегали американские ПЛ. Мое опасение оказалось оправданным, когда Guardfish обнаружила американскую ПЛ, уходящую на север на большой скорости.
18 мая. Сегодня начальник РТС — командир БЧ-4 капитан 3 ранга Виталий Терещенко докладывал свои соображения по поиску надводных кораблей и подводных лодок противника в районе № 1, а также ожидающуюся в этом районе гидрологию моря и возможные меры по маскировке подводной лодки от противолодочных сил противника.
Дэвид Минтон пишет: «18 мая Echo-2 вошла в Южно-Китайское море и проследовала в точку, находящуюся примерно в трехстах милях от берегов острова Лусон.




19 мая. В этот день провели по всей подводной лодке проверку аварийно-спасательного имущества. Было выявлено несколько замечаний, которые были быстро устранены. Перед выходом в море, ещё в апреле месяце, нашу подводную лодку проверяла комиссия из Главного штаба ВМФ во главе с контр-адмиралом Ивановым. Они проверяли состояние аварийно-спасательного имущества и умение личного состава действовать в аварийных ситуациях. Замечаний особых не было. В конце проверки контр-адмирал Иванов сыграл для нас учебно-аварийную тревогу. Одной из вводных была следующая: «Подводная лодка лишилась хода. Море 4 балла. Требуется подать буксирный трос со спасательного судна на подводную лодку.» Я вызвал на мостик командира БЧ-2 капитана 3 ранга Владимира Цимбаленко и носовую швартовую команду. Зарядили линемёт ракетой, к которой был привязан линь (тросик). Я проинструктировал Владимира Цимбаленко по мерам безопасности и указал направление стрельбы — в сторону сигнального поста. Стрельнули… Владимир Цимбаленко от отдачи не удержался и свалился в ограждение рубки, ограничившись ушибом мягкого места и легким испугом. Ракета же помчалась в сторону сигнального поста, волоча за собой линь, один конец которого был привязан к ней, а другой к подводной лодке. Когда ракета шмякнулась в сигнальный пост, то стоявший в будке матрос-сигнальщик перепугался и позвонил оперативному дежурному дивизии: «С подводной лодки Берзина вылетела ракета и ударилась в сигнальный пост.» Оперативный дежурный вначале обомлел, т. к. в его сознании сразу же «нарисовалась» ракета П-6, которая была основным оружием на подводных лодках 675 проекта. Хорошо, что он сразу не позвонил оперативному дежурному флота, а стал разбираться. Потом долго все смеялись, вспоминая эпизоды этого события. Не смеялась лишь швартовая команда во главе с Владимиром Цимбаленко, которой после этого пришлось собирать 300 метров линя и по специальной методике укладывать его на штатное место.



20 мая. Заняли район № 1. В 08.30 всплыли на перископную глубину для приема сеанса радиосвязи и определения места. Сразу в перископ прямо по курсу, в дистанции 10 кабельтовых увидел вспомогательное судно США, которое шло прямо на нас. Заполнил цистерну быстрого погружения и ушёл на безопасную глубину. Гидроакустики судно не слышали. Гидрология плохая — мы ничего не слышим. Поэтому каждое всплытие здесь потенциально опасно, можно столкнуться с надводным кораблём или судном.
Дэвид Минтон пишет:«Восемь дней ПЛ на малой скорости патрулировала на полигоне, который представлял прямоугольник, находящийся примерно в 700 милях от наших авианосцев курсирующих вдоль побережья Вьетнама и далеко за пределами 200-мильной зоны, которую могли достичь ее ракеты. В то время как команда слежения старалась не потерять контакт с советской ПЛ…».
Если начнутся военные действия сейчас, то Японское море будет ловушкой для Тихоокеанского флота, как Финский залив стал для кораблей и подводных лодок в 1943 году. В проливах: Лаперуза, Сангарском и Корейском легко и быстро можно создать противолодочный рубеж, в настоящий момент наш вероятный противник достаточно уверенно контролирует проход наших подводных лодок.
22 мая. Зафиксировали работу радиолокационной станции AN/АPS-80 противолодочного самолёта США «Орион», сигнал слабый. Произвели уклонение от самолёта.
23 мая. В 08.30 всплыли на перископную глубину для приема сеанса радиосвязи и определения места. Политинформация:«Прошёл флотский комсомольский актив». И более ни слова. Конечно, это была «очень ценная» информация для подводной лодки в Южно-Китайском море. Зафиксировали работу радиолокационной станции AN/АPS-80 противолодочного самолёта США «Орион», сигнал слабый. Произвели уклонение от самолёта.
24 мая. Нам, К-45,
К-184 поступило приказание донести своё место. На 12.00 дали свою широту и долготу места. Радио передавали три раза, район в смысле прохождения радиоволн плохой. Из раведсводки: «Никсон в Москве ведёт переговоры».



Зафиксировали работу радиолокационной станции AN/АPS-20 противолодочного самолёта США «Нептун»: сигнал слабый. Произвели уклонение от самолёта. Проанализировал два последних обнаружения радиолокационной станции AN/АPS-20 и сделал вывод, что вероятно самолёт осуществляет поиск подводных лодок по маршруту.
25 мая. Где-то после обеда командир БЧ-5 капитан 2 ранга Марат Байбурин доложил, что потёк ХГЦЭН-601 левого борта, приняли решение об его отсечке, т. к. в 6 отсеке начала повышаться радиоактивность по газам и аэрозолям. Вспомнили с ним поход в Охотское море 24 сентября — 5 октября 1971 года на поисковую операцию. 26 сентября подводная лодка заняла район поиска и стала искать подводную лодку «синих». 29 сентября в 12.30 на глубине 80 метров произошёл выброс газовой активности в носовой аппаратной выгородке 6 (реакторного) отсека. Газовая и аэрозольная активность быстро выросла в носовой аппаратной выгородке, на 2 и 3 этажах 6 отсека до 20 предельно допустимых концентраций (ПДК). Сразу же был дан сигнал и объявлена «Радиационная опасность» и объявлена зона строгого режима в 5,6 и 7 отсеках. Командир БЧ-5 капитан 2 ранга Марат Байбурин и начальник химической службы капитан 3 ранга Георгий Ягошин доложили мне о принятых мерах, состоянии подводной лодки и свои предложения по данной ситуации. Я принял решение всплыть в надводное положение и провентилировать 6 отсек в атмосферу. Через десять минут мы всплыли и начали вентилировать 6 отсек. Буквально через две минуты радиометристы обнаружили работу радиолокационной станции AN|APS-80, а следом из облаков появился противолодочный самолёт США «Орион», который начал нас облетать на высоте 100 метров. Принял решение уклониться от него, сыграли срочное погружение и отошли от этого места на 20 миль. К этому времени обстановка по газовой и аэрозольной активности ещё более осложнилась: в 6 отсеке на 3 этаже стало 300 ПДК, в носовой аппаратной выгородке — 5000 ПДК, на 2 этаже — 1700 ПДК, в 5 и 7 отсеках по 40 ПДК. Далее оставлять личный состав в этих отсеках было уже нельзя, поэтому людей вывели в смежные отсеки, передали радио на берег о сложившейся обстановке.




Макет подводной лодки 675 проекта К-184. Подарок от личного состава.

Начали вентилировать 5, 6 и 7 отсеки в атмосферу. Где-то к 24.00 29 сентября газовую и аэрозольную активность удалось снизить в 5 и 7 отсеках до нормы, а в 6 отсеке до 1 -2 ПДК. В других отсеках обстановка была в течении этого времени до 5-10 ПДК. В 5, 6 и 7 отсеках загрязнённость достигала до 100 распадов в минуту, начали дезактивацию отсеков. К 12.00 30 сентября положение на подводной лодке стабилизировалось: газовая и аэрозольная активность везде стала в пределах нормы. Донёс на берег о состоянии подводной лодки и запросил разрешение следовать в базу в подводном положении. Через час пришло разрешение. У части личного состава после этих событий заболела голова, появились боли в груди, тошнота, которые не отпускали их в течении месяца. По приходу в базу нас никто не обследовал.
26 мая. В 02.00 всплывали на перископную глубину. Сразу же в перископ увидел судно водоизмещением около 10.000 тонн прямо по курсу, дистанция 10 кабельтовых, гидроакустики ничего не слышат. Заполнил цистерну быстрого погружения и ушёл на безопасную глубину. На следующем сеансе радиосвязи получили радио от Командующего ТОФ с приказанием возвратиться в базу.
Дэвид Минтон пишет:«… события в мире начали развиваться более мирным путём. После долгих переговоров, президент Никсон поехал с визитом в Москву, где произошла историческая встреча с Генеральным Секретарем Брежневым. Во время этой встречи 24 мая, Советник по Национальной Безопасности Киссинджер информировал Брежнева о том, что США знают о развертывании советских ПЛ и о том, что их присутствие вблизи зоны боевых действий во Вьетнаме является провокационным и чрезвычайно опасным. После двух дней этого противостояния советская ПЛ Echo-2 направилась на север.




27 мая. Ночью пришло радио с приказанием отменяющим возвращение в базу, вместо этого нам дали занять новый район в Филиппинском море, который представлял собой круг радиусом 30 миль, что делать в этом районе нам не сообщили. К-57 и К-189 также получили районы в Филиппинском море. Прошли пролив Баши, определили место по визуальным пеленгам по островам. На сеансе связи на своём курсовом угле 172 градуса левого борта обнаружили работу РЛС в режиме однообзор, в перископ — горизонт чист. Параметры РЛС определить не удалось. Начал вести планшет с целью выявления слежения за нашей подводной лодкой на каждом всплытии на перископную глубину, где отмечал все поступающие сигналы, погоду, визуальные обнаружения и своё маневрирование. Возможно это станция AN| BPS-9, носитель атомная подводная лодка типа «Пермит».
28 мая. Заняли район в Филиппинском море. Пришло два радио, где дано приказание занять новый район в форме круга с радиусом 50 миль; а также сообщают, что в прессу США проникли сообщения о том, что в Южно-Китайском море обнаружены советские подводные лодки. Командующий ТОФ адмирал Николай Смирнов призывает нас к соблюдению скрытности, ругает К-57 за то, что она дала радио о занятии района. Скрытность нарушал штаб на этапе подготовки к выходу: маршрут перехода смотрели все кому не лень; все лодки были пущены по одному маршруту; в Южно-Китайском море приказали передать радио о своём месте; отсутствовала какая-либо легенда прикрытия выхода подводных лодок. На сеансе связи на своём курсовом угле 170 градусов левого борта обнаружили работу РЛС в режиме однообзор, в перископ — горизонт чист. Частоту следования импульсов и длительность импульса РЛС определить не удалось, т. к. РЛС работала около 3 секунд. В перископ — горизонт чист. Возможно это станция AN| BPS -9, носитель атомная подводная лодка типа «Пермит».




Энциклопедия кораблей/Многоцелевые ПЛ/США/Пермит

Дэвид Минтон пишет:«После прохода пролива Баши Echo-2 установила новую зону патрулирования в Филиппинском море южнее острова Окинава. В этой зоне океана были самые худшие акустические условия, какие только можно придумать. Ночью природный шум и частые дожди заглушали сонар. Поддерживать контакт стало ещё тяжелее, что вынуждало Guardfish следовать за Echo-2 на ещё более близком расстоянии. Командование разработало длительную процедуру передачи преследования ПЛ Echo-2 другой ПЛ США. Это сообщение было передано по широковещательной сети».
29 мая. Заняли новый район, скорость 6 узлов, боевая задача не поставлена, принял решение начать поиск надводных кораблей и подводных лодок США и Японии. На сеансе связи на своём курсовом угле 175 градусов левого борта обнаружили работу РЛС в режиме однообзор, в перископ — горизонт чист. Частоту следования импульсов и длительность импульса РЛС определить не удалось, т. к. РЛС работала около 5 секунд. В перископ — горизонт чист. Возможно это станция AN| BPS-9, носитель атомная подводная лодка типа «Пермит». Но это всё предположения.
30 мая. На сеансе связи на своём курсовом угле 175 градусов левого борта обнаружили работу РЛС в режиме однообзор, в перископ — горизонт чист. Заслушал предложения старшего помощника и командиров боевых частей по выявлению иностранной подводной лодки и отрыву от неё.
31 мая. На сеансе связи получили радио, где нам назначили другой район, а также сообщили, что якобы США узнали о нахождении наших подводных лодок в Южно-Китайском море. Другие районы назначены
К-184, К-45, К-57. Путь в эти районы проходит мимо рифов и мелей. По сему поводу Командующий ТОФ напомнил командирам о мерах безопасности по кораблевождению. Противолодочный авианосец «Тикондерога» подходит к Филиппинскому морю. Президент Никсон улетел в Иран, а его министр обороны дал приказание о приостановке работ на площадках ПРО «Сейфгард».



Герой Советского Союза Смирнов Николай Иванович. с 1969 года командующий Краснознамённым Тихоокеанским флотом, в 1974-1988 1-й зам. главкома ВМФ.

1 июня. На сеансе связи на своём курсовом угле 175 градусов левого борта обнаружили работу РЛС в режиме однообзор, в перископ — горизонт чист. Получили развединформацию: «Противолодочный авианосец «Тикондерога» прибыл на Гуам для дозаправки топливом. В Тонкинском заливе — 3 АВУ, восточнее Сайгона — 1 АВУ.
2 июня. Провели специальное маневрирование по выявлению иностранной подводной лодки, которая, возможно, следит за нами. Подводную лодку не обнаружили. Днём всплыли на перископную глубину на сеанс связи, по пеленгу 280 градусов, в дистанции 40 кабельтов обнаружили транспорт водоизмещением 10000 тонн. Гидроакустики перед всплытием транспорт не слышали, плохая гидрология.
3 июня. Получили развединформацию: «Противолодочный авианосец „Тикондерога“ следует на Филиппины.» К-45 получила приказание следовать через пролив Баши в Филиппинское море, где занять новый район, т. е. снова мимо мелей и рифов. И опять инструктаж Командующего ТОФ о мерах безопасности по кораблевождению. Скоро целый месяц как мы в море, жгём ядерное топливо без толку и цели, хотя могли поставить задачу поиска и слежения за АВУ. Месяц ходим со скоростью 6 узлов в круге радиусом 50 миль, ничего не слышим и не видим.
4 июня. Получили развединформацию: «Противолодочный авианосец „Тикондерога“ входит в пролив Лусон.»


Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru
0
16.01.2012 06:21:09
благодарность
Уважаемый автор! Хочу поблагодарить Вас за Ваши публикации, это не только Ваши воспоминания, но и восстановление исторических фактов, народ должен знать как обеспечивается его безопасность, спокойная жизнь, тогда , да и по сей день, да административные издержки были и наверное будут, но это не уменьшает, даже увеличивает заслугу тех в чьих руках находился и находится вооружённый шит Родины! Рад был также увидеть кусочек Ташкента в Ваших произведениях. Сам я живу в другой республике, но болею за флот России, который в суровых условиях воспитал во мне положительные качества!Также пользуясь случаем хочу поблагодарить весь административно - командный состав :) портала, каждый раз заходя на форум, готовя тот или иной материал я вновь мысленно возвращаюсь в годы своей службы , на свой родной корабль, к своим друзьям по службе! Всегда ждём продолжения Ваших публикаций! Спасибо!
Ссылка 0


Главное за неделю