Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Электроэнергетическое оборудование для ледокола ЛК-120

Электроэнергетическое
оборудование
для ледокола "Лидер"

Поиск на сайте

Мазуренко В.Н. Атомная субмарина К-27. Триумф и забвение. Часть 7.

Мазуренко В.Н. Атомная субмарина К-27. Триумф и забвение. Часть 7.



Офицеры АПЛ К-27 с командиром Г.Г.Новицким Г.Г. Это они уже после аварии на лодке работали на науку в Гремихе, потом в Северодвинске.

В конце 1974 года атомную подводную лодку отправили в г. Северодвинск. Лодка стояла у 11-го заводского причала, откуда в 1981 году отправилась в свой последний поход. Там же, в Северодвинске, где в 1958 году первый командир Гуляев Иван Иванович создавал свой экипаж, спустя почти два десятка лет он был расформирован. На атомоходе осталось десять моряков-подводников, которые готовили его для захоронения (затопления) в водах Карского моря. Десять "последних из могикан", которым выпала доля затопить уникальный атомоход, оставившего за свой короткий срок пребывания в составе ВМФ Советского Союза яркий след в развитии науки, судостроения атомного подводного флота. Примечательно то, что эта десятка (так уж совпало, а может знамение?) представляли всех моряков-подводников, прошедших службу на лодке в 1959–1981 годах. Одни служили с Анатолием Ивановым, Леонидом Баренблатом, вторые – с Феликсом Литвиненко, Сергеем Овтиным, Анатолием Кавуном, Иваном Фильшиным, Богданом Ковцуном, третьи – с Шидловским, Гончаровым, Осиповым, четвертые – с Геннадием Петуховым, Подгорным.
В начале сентября 1982 года исполняющий обязанности командира лодки капитан 2-го ранга Алексей Анатольевич Иванов повёл свой корабль, которому отдал около 23 лет службы, в свой последний поход в Карское море. С ним ушли капитан 3-го ранга Леонид Баренблат, мичманы Анатолий Кавун, Сергей Овтин, Геннадий Петухов, Неживок, Гончаров, Вертянов и трое матросов срочной службы (пусть простят меня сослуживцы, если произошла ошибка в фамилиях, ведь столько прошло времени).



Командир БЧ-5 АПЛ К-27 А.А.ИВАНОВ (справа) сопровождает лодку к месту затопления. 1981 г.

10 сентября 1981 года славная атомная подводная лодка, на которой служили сотни и сотни моряков, ушла на дно Карского моря. После возвращения на базу, аварийную группу (так их назвали) начальство построило на пирсе и объявило благодарность. Мичман Анатолий Кавун задал вопрос о награждении участников сложного и тяжёлого 3-дневного перехода в Карское море. Ему ответили: "Мичман, закройте рот на многие десятилетия. Ибо эта операция отнесена к разделу "Совершенно секретно"". Потом каждый дал подписку, "не открывать рот на эту тему" в течение 25 лет! Пусть простят меня подводники, которых не назвал. Но они, вне зависимости от этого, могут гордиться, что имели честь принадлежать к экипажам уникальной атомной лодки первого поколения К-27 бывшего Советского Союза.



Об этом очень хорошо сказано в стихотворении замечательного человека, офицера-подводника капитана 1-го ранга Артеменкова Владимира Стефановича, ныне покойного, посвященном экипажам АПЛ К-27.



Глава 5. КОМАНДИР, ИСПЫТАТЕЛЬ, НАСТАВНИК, ГЕРОЙ



Командир подводной лодки –
Это, братцы, не пустяк!
Путь и долгий, и нелёгкий
Пройден им не просто так.

Милованов В.Н., капитан 1-го ранга

В Уральском селе Кисловское в семье рабочего Гуляева И.П. 28 мая 1922 года родился сын, и дали ему имя Иван. Отец работал на железной дороге, получал небольшое жалование, которого хватало только сводить концы с концами. Ваня рано начал помогать родителям по хозяйству. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в первый класс Кисловской школы.
Мальчик был прилежный, хорошо учился, дружил с товарищами. В средних классах был редактором школьной газеты, которая отражала жизнь школы, участвовал в спортивных соревнованиях. В 1937 году окончил семь классов и продолжил учёбу в покровской средней школе. Ивана тянуло к знаниям. Он дополнительно изучал черчение, английский язык, физику, так как с детства мечтал о небе, всегда говорил родителям, что будет лётчиком, "низко-низко пролечу над любимым селом, над нашим домом". Но встреча с братом школьного учителя Ломаева резко изменила его судьбу. Тот был моряком-подводником. Он рассказывал о морских походах, военных кораблях и подводных лодках. А какая у них форма! Это повлияло на выбор Ивана. За время учёбы в школе он был только "ударником" и "отличником". Весёлый, общительный, единственный гармонист в селе, был всеобщим любимцем у односельчан.



Будем и мы матросами, а пока примерим бескозырки. - Смена № 13, 1929 год.

В 1939 году вступил в ВЛКСМ, а в 1940-ом успешно окончил 10 класс Покровской школы. Получил аттестат об образовании. Окончив десятилетку, он пишет заявление в Покровский райвоенкомат с просьбой направить его в Ленинград для поступления в Высшее Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе. И хотя в аттестате стояли одни пятёрки, и он сдал все экзамены, его постигла неудача: не прошёл по конкурсу. Возвратившись в село, не пал духом, но переживал долго. Было неловко перед земляками. Казалось, что глаза каждого встречного говорили: "А мы-то в тебя верили", – вспоминал И.И.Гуляев.
В это время семья Гуляевых переезжает в новый дом по улице Ленина, 97 села Кисловского. Осенью 12 сентября 1940 года Ивана призывают на службу в ВМФ. Три года служил номерным в 891 батарее противоздушной обороны главной базы Тихоокеанского флота. За время службы избирался комсоргом батареи. В 1942 году вступил кандидатом в члены КПСС.
Шла жестокая Великая Отечественная война. Иван неоднократно писал рапорт для отправки на фронт. Ему отвечали: "Здесь ты нужнее для работы с молодежью по изучению военно-боевой техники". В 1943 году Иван поступил в Тихоокеанское Высшее Военно-морское училище. В 1945 году Гуляев принял участие в войне против империалистической Японии. Осенью 1945 года Иван был переведён в Каспийское высшее военно-морское училище, которое окончил в 1947 году. В звании лейтенанта по собственному желанию был отправлен служить на Северный флот командиром рулевой группы подводной лодки К-21, которой командовал знаменитый подводник Лунин.
Создание морских ракет явилось особым и значительным шагом в развитии ракетостроения. Проверить и подтвердить исключительные качества новейшего боевого оружия можно было, лишь испытав его в экстремальных условиях. Первым командиром подводного ракетоносца (другие страны таких подводных лодок ещё не имели) стал капитан третьего ранга Ф.И.Козлов.


Пуск ракеты Р-11ФМ с подводной лодки проекта АВ-611

На Б-67 Гуляев в должности старпома участвовал 16 сентября 1955 г. в пуске из акватории Белого моря, впервые в мире, с борта подводной лодки, находившейся в надводном положении, баллистической ракеты Р-11ФМ. С декабря 1955 и по 1958 год в качестве командира ПЛ Б-67 И.И.Гуляев участвовал в проведении испытаний под руководством Сергея Павловича Королёва. На флоте закономерно считали лучшим испытателем подводных лодок и оружия капитана первого ранга Гуляева И.И. Высокий профессионализм, смелость, уверенность, скрупулёзный расчёт –эти качества как раз необходимы испытателю, и он (Гуляев) ими обладал.
Именно Иван Иванович лучше всех стрелял новыми в те годы маневрирующими торпедами. Он разработал тактические приёмы их применение, командовал первой в мире подводной лодкой с баллистическими ракетами на борту, испытывая их на живучесть в условиях штормовых заполярных морей. Он выходил в море тогда, когда всем остальным кораблям по погодным условиям выход был запрещён, погружался на предельную глубину, по его кораблю наносили удары противолодочным оружием.
В феврале 1958 года Гуляева И.И. назначили командиром атомной подводной лодки К-27, которую еще даже не начали строить. В 1960 году экипаж Гуляева прибыл после учёбы в Обнинске на завод. Лодка уже строилась на стапеле. Как опытного подводника, Ивана Ивановича посылали вторым командиром в поход в Атлантику на дизельной подводной лодке, которой командовал капитан 2-го ранга Швецов Геннадий Никонович. Плавание планировалось 5-месячным. Но вернулась лодка недели на две раньше. Вышел из строя один из дизелей. За этот поход Гуляев И.И. был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Приходилось Гуляеву за время строительства плавать и на других лодках, особенно во время учений.



Командир ПЛ "Б-82", капитан 2 ранга Швецов Геннадий Никитович. Диплом о пересечении Экватора и Крещении. - 135 суточный поход ПЛ Б-82. Селин Владимир Терентьевич, Капитан 2 ранга в отставке. Незабываемая автономка

Строительство АПЛ К-27 то прерывалось, то возобновлялось. Многие проблемы приходилось уточнять и даже решать на месте. Особенно это касалось защиты ядерных энергоустановок. Но это всё не смущало Гуляева, наоборот, он с большим интересом вникал в специфику своего корабля. Как-то Иван Иванович рассказывал:
«У меня всегда вызывало удивление, как это так – металл течёт в металле, при этом его качает насос. Понимал, что технически это возможно. Но ведь хоть теплоноситель – жидкость, но металл. Побьёт ведь лопасти. А когда позже я посмотрел (главные насосы отработали уже много тысяч часов), так лопасти вроде лучше стали. Правда, гоняли они металл, нагреваемый ещё не реактором, но какая разница.»
Командуя атомоходом, Гуляев совершил первое в истории Советского военно-морского флота длинное автономное плавание, после которого доложил: "Наши лодки могут ходить вокруг Земного шара, не всплывая!" Вскоре такие походы состоялись, и в 1966 году капитану 1-го ранга Гуляеву И.И. за отличное выполнение задания и за проявленное мужество было присвоено звание Героя Советского Союза.
За время службы на подводных лодках и других кораблях он прошёл по морям и океанам расстояние, которое немного меньше расстояния от Земли до Луны. В феврале 1973 года в соответствии с законом, по возрасту, ушёл Иван Иванович в запас. Но это, конечно, был чисто формальный факт. Человек с таким опытом плавания на ПЛ и освоения новых путей в судостроении был, конечно же, известен в широких и узких кругах кораблестроителей. Пять лет проработал Иван Иванович в научно-исследовательских учреждениях в качестве научного сотрудника и ведущего инженера. Душа же моряка рвалась в море. С июля 1978-го по июль 1992 года Иван Иванович работал капитаном-наставником в Экспедиции спецморпроводок, где мы с ним и встретились. Выполняя свои основные функции, он при необходимости плавал в качестве старпома и капитана судов. Плавал не только в каботаже, но и за границу. Бывал в портах Германии, Норвегии, Румынии, Югославии и т.д. Стал дипломированным капитаном дальнего плавания.

Продолжение следует


Главное за неделю