Не буду перечислять то, что мне и вам давно известно, но скажу только одно: коренное различие наших цивилизаций заключается в том, что русская цивилизация никогда никого не грабила. Наша религия, культура, экономика и все прочее, что объединяется словом цивилизация, никогда на протяжении всей истории не строились на труде, богатстве, интеллектуальных и прочих ресурсах других цивилизаций. Тут я позволю себе краткий экскурс в историю.
Чтобы далеко не ходить, начнем с европейского Ренессанса и посмотрим, какие экономические процессы ему сопутствовали. Я не имею в виду обычную торговлю север — юг или восток — запад, на перекрестье которой оказались итальянские города, где потом расцвело искусство. Я даже не имею в виду такие инновационные проекты, как плавание Магеллана, которое, несмотря на потерю кораблей, в экономическом плане было отмечено 6000% прибыли. Мое внимание привлекли такие нечаянные ошибки, как, например, заблудившийся крестовый поход, который вместо того, чтобы вновь освобождать святые места, вдруг оказался на подступах к Константинополю, и город пал. Вполне даже христианский город, причем, даже далеко находившийся от Святой земли. Кто платил корабельщикам, кто подкупал лидеров похода и какой прибылью это обернулось тем, кому потом было чем платить и художникам, и скульпторам, и тем, кого мы сегодня назвали бы учеными. Получается, что в основе неожиданного для многих захлебывающихся восторженных искусствоведов итальянскому Ренессансу предшествовал самый банальный международный грабеж и разбой. Спрос на человеческий гений появился потому, что были деньги, которые некуда было девать, и требовался новый товар, который не заставил себя ждать. Испанский Ренессанс основывается на американском золоте и особенно серебре, которого было так много, что оно пошатнуло все европейские экономические устои. Об этом, только еще выходя на научную стезю, писал Карл Маркс.
Если шагнуть сразу в середину XIX века и позволить себе оказаться в Великобритании, то мы окажемся свидетелями весьма интересного общественного спора: спорили церковь и молодые люди, которые хотели, чтобы их воспринимали как ученых. Их критика была направлена против тех деятелей церкви, которые между своими основными церковными занятиями занимались наукой. Но у Великобритании уже было чем платить за новый товар в виде научных знаний, и возникает новая прослойка общества — ученые-профессионалы, которые за работу своей научной мысли получали твердое жалование. Эпоха энтузиастов типа Лавуазье, который вел научную деятельность на деньги, которые сам же и зарабатывал, закончилась. Научный труд стал востребованным товаром. Еще раньше промышленная революция произошла только потому, что Британия к тому времени сконцентрировала на своей территории огромные средства, поступавшие в ее казну из разных стран. Чтобы вы могли представить себе, что такое разбой и грабеж под патронажем государства, могу лишь напомнить, что когда королева Елизавета поднялась на борт корабля, принадлежавшего национальному герою англичан по имени Френсис Дрейк, то в трюмах лежало больше денег, чем во всей британской казне на тот момент. Королеве не оставалось ничего, как возвести пирата и убийцу в рыцарское достоинство: королеве хотелось денег.
Денег и сегодня хочется многим, и не только королям и королевам. В принципе, это нормальное желание, но самое неприятное в этом вопросе то, что больше всего денег хотят именно те, кто их выпускает.
Вводная часть на этом заканчивается, а продолжение, рассказывающее о том, в каком финансовом мире мы живем, и как на него должна реагировать внешняя политика России, я надеюсь, обретет свой окончательный вид не позднее, чем завтра.
7 февраля 2012 г.
Ранее опубликованное:
Сайт автора -