Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Комплексные решения по теплоизоляции

Комплексные решения
по теплоизоляции
для судостроителей

Поиск на сайте

Мазуренко В.Н. Атомная субмарина К-27. Триумф и забвение. Часть 40.

Мазуренко В.Н. Атомная субмарина К-27. Триумф и забвение. Часть 40.

После 5-й эскадры ему предложили место в главном техническом управлении флота, где он прослужил два года, и несмотря на то, что ему предлагали ещё более высокую должность, демобилизовался. На гражданке у него были большие планы на жизнь, но осуществить их ему не пришлось.



Спиридонов Иван Александрович умер 27 мая 1994 года, похоронен в Севастополе.

А вот что написала вдова капитана 2-го ранга Маркина Николая Егоровича – Виолетта Израилевна (г. Новомосковск, Тульская обл., Россия):

«Здравствуйте, уважаемый Вячеслав Николаевич! Вы представить себе не можете, что я пережила, пока читала Ваше письмо. Огромное Вам спасибо за память, за внимание. Что Вам рассказать про нашу жизнь после 24 мая 1968 года (после аварии). После того как Николай вышел с госпиталя, мы вернулись в Гремиху. В январе 1969 года у нас родилась дочь, летом Николая Егоровича направили в Обнинск, а потом мы уехали в Западную Лицу. Муж получил назначение на атомную подводную лодку, командиром которой был Егор Томко (бывший старпом АПЛ К-27 – авт.). Частые выходы в море, походы. Я там работала в музыкальной студии в Доф(е). Жили неплохо. В 1978 году мы снова переехали в Гремиху. Служил Николай в воинской части 39047 в должности командира дивизиона. И снова море. В 1984 году Николая Егоровича переводят служить в г. Мурманск-60 посёлок Вьюжный на должность зам. командира соединения по ЭМЧ (электромеханическая часть). Я работала, потом поступила в 1-й медицинский институт в Москве. В 1988 году на службе Николаю Егоровичу стало плохо. Отправили в госпиталь. Диагноз – ишемический инсульт. В июне 1989 года мы приехали в Новомосковск Тульской области. Там получили однажды письмо от нашего приятеля контр-адмирал В.Синицына, он советовал Николаю оформить удостоверение ветерана группы риска. Николай обратился в военкомат, оттуда дали запрос в архив о подтверждении его участия в ликвидации ядерной аварии на АПЛ К-27. Но ответа не было. А настаивать и «бегать» по инстанциям Николай не захотел. Работал инспектором отдела кадров, но всё чаще и чаще стал чувствовать себя плохо. Вынужден был уволиться с работы.



Николай Егорович с женой Виоллетой.

В 1997 году в очередной раз попал в больницу. Потом всё как будто наладилось. Ему стало лучше, но 1 мая 1998 года, будучи на даче, Николай Егорович скоропостижно скончался. Хоронили его с воинскими почестями, всё это организовал наш племянник, тоже военный офицер – подполковник. После смерти мужа он пытался добиться льгот, но всё было бесполезно. Мне ответили, что для того чтобы я их получала, надо, чтобы при жизни Николая он был членом ВПОР и имел удостоверение. А он его не имел. За потерю самого дорогого мне человека, который отдал многие годы службы подводному флоту, потерял там своё здоровье, я получаю – 109 рублей!!! (по состоянию на 2008 год). Такие вот дела. Работаю, получаю свою небольшую пенсию. Дочь и зять врачи. Подрастает внучка, которой уже 14 лет. Первое время я переписывалась, перезванивалась со многими друзьями из Мурманска, но сейчас все потерялись.
Ещё раз спасибо Вам большое за внимание, желание восстановить то, что пришлось морякам АПЛ К-27 пережить за время их службы на этом корабле.
Всего Вам доброго. Виолетта Израилевна. 16.04.2008 год»




Капитан 2-го ранга Маркин Николай Егорович родился 05.06.1941 г. После окончания СВВМУ прибыл на АПЛ К-27 в 1967 г. на должность зам. командира электромеханической части 2-го дивизиона. Прошёл через ядерную аварию на корабле. После лечения продолжил службу на подводном флоте, несмотря на сопротивления врачей. После демобилизации проживал в Новомосковске Тульской области. Скончался в возрасте 57 лет.

«Здравствуйте, ув. Вячеслав Николаевич! Постараюсь ответить на Ваши вопросы. Славик родился 18 мая 1940 года в г. Баку. После 7-ми классов пошёл учиться в Каспийское мореходное училище, но не закончил его. Причины не знаю. Потом работа и учёба в вечерней школе. В 1960 году призвался в армию. Служил на Черноморском флоте, крейсер «Михаил Кутузов». Прослужив два года, в 1962 году поступил в Севастопольское ВВМУ, которое в 1967 году окончил и получил назначение в Гремиху, на атомную подводную лодку К-27. Познакомилась я с ним в 1962 году, а 30 октября 1964 году мы поженились. В 1965 оду у нас родился сын Анатолий, а в 1969 году – дочь Виктория. Прожили мы вместе шесть лет. Что могу сказать, оглядываясь назад. Это был неуёмный человек. Он как чувствовал, что ему отпущен уж очень маленький срок жизни на этой Земле. Писал картины, стихи, поэмы. Любил рыбалку и охоту. Я уже не говорю за Север: мы с ним избороздили все леса, раненько поутру ходили на рыбалку. Человек он был добрый, отзывчивый, душой коллектива и компании. И это не только мой взгляд на него, как жены, но и его сокурсников по училищу.



Влад Домбровский (слева) и Мстислав Гусев. 1966 г.

Уже прошло 39 лет, как его нет, а я ежегодно встречаюсь с его друзьями, посещаю училище, где учился Слава. Конечно, он был не идеален, я его не идеализировала, но на общем фоне его вспыльчивость, но не грубость, жёсткость, особенно мне хлопот не доставляла. Жизнь была не очень лёгкой, но и сложной, и трудной её при нём не могу назвать. Он очень любил людей, друзей, в частности, любил детей и к ним относился очень трепетно. Сначала я была у него за ребёнка, ведь он старше меня был на 7 лет. В 23 года я осталась вдовой с двумя маленькими детьми 5-ти и несколько месяцев дочери. Хотя дочь и не помнит его, но ей я очень много рассказывала о Славе, она до самого замужества носила его фамилию. Дочь многие годы собирала стихи, поэмы своего отца. Она, как и сын, знакома с его друзьями. Хотя её и воспитывал другой человек. В училище есть музей, там есть и фото Славика. Мы каждый год посещаем этот музей, кладём цветы к фотографии. Скажу так: «Если столько прошло лет, и я не забыта, это о многом говорит». Если бы Слава был посредственным человеком, я не думаю, что помнили бы меня. Он как лучик солнца, вышел всех обогрел, приласкал и закатился… А его отблеск остался на земле и выразился тем или иным в детях и внуках. Сын прекрасно рисует, пишет стихи, очень похож на него внешне. Дочь по-своему что-то от него взяла, а мне осталась память и благодарность, что меня, простую севастопольскую девчонку, мог полюбить такой человек.



Татьяна Гусева (слева) с семьей Домбровских. Севастополь. 2008 г.

Дети уже взрослые. Сын живёт со мной, дочь замужем за офицером. Он капитан 2-го ранга, проживают на Камчатке. У дочери двое детей, двое внуков Славика. Внучке уже 21 год, внуку 18. Память о своём дедушке, хотя они знают его только по фотографиям, стараюсь сохранить и во внуках. Когда они бывают у меня, я их вожу в музей, кладём там цветы. Показываю им тропы, по которым ходил их дедушка. Встречаемся с друзьями Славика, они многое им рассказывают о нём. Ведь что-то должно быть святое у нынешнего поколения и кто, как не мы, должны этому содействовать. Вот я это и делаю, и буду делать пока жива.
Уважаемый Вячеслав Николаевич! Вот, кажется, я вкратце и рассказала Вам о Славе. У меня часто бывают гости с числа тех, с кем служил Славик на АПЛ К-27. Узнаю не только хорошие новости, но и печальные. Узнала о смерти Новицкого Геннадия Геллиодоровича. Из Вашего альманаха узнала о смерти Коли Мойстуса, Бориса Ефремова. Коля со своей женой Шурой были у меня сразу же после гибели Славика, а потом 18 лет спустя Шура была с сыном Юрой у нас, и всё, до сегодня больше никаких сведений о них нет. И вот печальная новость. А ведь это первые знакомые, а впоследствии, друзья по Северу, потом уже были Домбровские, Агафоновы. Но с Мойстусом Славик познакомил меня на второй день моего появления в Островной.


Татьяна Гусева, г. Севастополь»



Старший лейтенант Гусев Мстислав Васильевич, 1940 г.р., после окончания Севастопольского ВВМУ в 1967 году прибыл на АПЛ К-27. Назначен командиром группы турбинистов. В 1970 г. с группой членов экипажа корабля на АПЛ К-8 участвовал в боевом походе. Погиб, героически спасая своих товарищей в отсеке при пожаре на лодке.

Из письма вдовы капитана 1-го ранга, бывшего командира 1-го дивизиона Артеменкова Владимира Стефановича, незаконно обвинённого в разглашении секретных документов.

«Здравствуйте, Вячеслав Николаевич! Извините, что задержалась с ответом.
Итак, где родился Володя? Володя родился в семье морского офицера, на Севере в 1936 году. После войны семья жила в Балтийске, где и прошли его школьные годы. Учился неплохо. В 1954 году семья переехала в Ленинград, и он поступил в ВВМУ им. Ф.Э.Дзержинского, которое успешно заканчил в 1959 году. Познакомилась с Володей в 1959 году во время его учёбы в Обнинске. Сыграли свадьбу, далее переезд в Северодвинск, потом Гремиха, снова Северодвинск. Служил он на АПЛ К-27 до 1967 года в должности командира 1-го дивизиона при командире Новицком Геннадии Гелиодоровиче.
В 1967 году ему разрешили поступить в академию, которую он впоследствии успешно закончил с золотой медалью. Потом снова учёба, защита диссертации и работа преподавателем (звание доцента он получил до 1992 г.). У нас двое сыновей. Один 1961 г.р., второй – с 1970 г.р. Оба уже взрослые, имеем внуков.
Владимир Стефанович любил охоту, много времени, конечно, отдавал своей работе. Отпуск обычно проводили на даче родителей, помогали им в огороде. Любил писать стихи. Написал поэму о своём корабле К-27. В 1992 году Володя ушёл на пенсию, но до последнего дня работал на кафедре, читал лекции.
30 ноября 1997 года ему исполнился 61 год, а 21 декабря этого года его не стало. Всему виной капитан 1-го ранга Никитин, так как после известных событий Володе стало очень худо с сердцем, не выдержала всего этого его мама и умирла, вскоре ушел из жизни и Володя.
Посылаю Вам вырезку из газеты, где коллеги Владимира Стефановича встали на его защиту. Резко осудили мерзкий поступок Никитина в отношении Володи. Вот, кажется, и всё, что хотела написать.
С ув., Алла Алексеевна.»




Капитан 1-го ранга Артеменков Владимир Стефанович (1-й справа) на лодке с подводниками. 1977 г.
  1. ТАК КТО ЖЕ КАПИТАН 1 РАНГА НИКИТИН А.К.?  
  2. О СОСЛУЖИВЦЕ ПО АПЛ К-27 КАПИТАНЕ 1-ГО РАНГА АРТЕМЕНКОВЕ В.С. (из личного архива)
Глава 23. СПУСТЯ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Прошли десятилетия со дня моей службы на атомной подводной лодке К-27 Северного флота. Как же сложилась жизнь тех, кто служил на ней в разные годы службы? Конечно, в данной книге рассказать обо всех просто невозможно, и всё-таки о тех, с кем мне пришлось непосредственно служить, кого нашёл, спустя годы, хочу немного рассказать.
Начну с печального списка тех, кто не дожил до нашего времени. Многие ушли из жизни, не дожив до 60 лет. Давайте склоним свои головы перед ними и остальными моряками-подводниками АПЛ К-27, которых я не назвал.




Егор Андреевич Томко, 1935 г.р., старпом АПЛ К-27. После АПЛ К-27 продолжил службу на подводном флоте. Командовал дивизией атомных подводных лодок Северного флота. С 26 августа по 7 сентября 1978 года участвовал в переходе подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот двух подводных лодок, являясь старшим на борту. За этот переход получил звание Героя. В 1984 году – командир ВВМУПП им. Ленинского комсомола. С 1992 года в запасе стал вице-адмиралом. Являлся Председателем международного фонда моряков-подводников. Умер Егор Томко 01 апреля 2008 года.
Владимир Гусев, 1946 г.р., турбинист. Киев. После демобилизации у него не сложилась жизнь. Много проблем он принёс своей матушке. Умер в 57 лет от онкологии.
Анатолий Кулаков, 1946 г.р., трюмный. Проживал в Киеве. Женился. Вырастил двоих детей. А вот внуков не дождался – скончался в 57 лет от онкологии.
Юрий Вовк, 1946 г.р., радиометрист. Проживал в Белой Церкви. Работал в колхозе бригадиром. Воспитывал дочь. Как потом написала его дочь Лена, болезнь тяжёлая и неизлечимая забрала его в 45 лет.


Продолжение следует


Главное за неделю