Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещение в судостроении

Как "Северная верфь"
решила вопросы
импортозамещения

Поиск на сайте

Рижское Нахимовское военно-морское училище. Краткая история: люди, события, факты. 1949-1950 гг. Обзор выпуска 1950 г. Часть 18.

Рижское Нахимовское военно-морское училище. Краткая история: люди, события, факты. 1949-1950 гг. Обзор выпуска 1950 г. Часть 18.

К.А.Безпальчев. Великий русский флотоводец. - Советская молодежь. 1950, 12 июля.

«О личной славе не тщусь.
Слава Отечества превыше всего»


П.С.Нахимов.



Сегодня исполняется 95 лет со дня геройской смерти выдающегося русского флотоводца, патриота Павла Степановича Нахимова. Вражеская пуля поразила прославленного адмирала на одном из главных бастионов Севастополя – Малаховом кургане.
П.С.Нахимов был душой обороны Севастополя. Защитники Севастополя верили, что пока Нахимов стоит во главе обороны, крепость недоступна для врага. В самом деле, с самого начала обороны личная роль Нахимова далеко выходила за рамки его официальной должности – начальника артиллерии крепости. Своей личной храбростью, близостью к рядовым защитникам крепости он вдохновлял их на боевые подвиги, а личной оперативной работой обеспечил успешные действия своих подчиненных. Особенно успешным было отражение штурма Севастополя 6 июня 1855 года, когда атакующие понесли громадные потери, не добившись успеха ни на одном из участков русской обороны. Как известно, именно этот героический эпизод обороны изображен на исторической панораме работы коллектива русских художников во главе с академиком Ф.А.Рубо.
Нахимов являлся выдающимся мастером военно-морского дела, непревзойденным моряком парусного флота и в то же время новатором, открывшим новую эру военного флота – эру бомбических орудий (т.е. пушек, стреляющих разрывными снарядами, тогда называемыми бомбами). Ему принадлежит неосуществлённая идея перестройки парусных кораблей в паровые с винтом в качестве движителя, что было значительным техническим прогрессом.
Но особо велика роль Нахимова как воспитателя передового русского офицерства и матросов. Глубокая любовь к своим подчиненным, уважение к каждому из них, на какой бы ступени корабельной службы ни стоял этот подчинённый, являются характерными чертами Нахимова. Широко известны гневные слова замечательного адмирала: «Пора перестать смотреть на матросов как на ваших крепостных. Матрос – главная сила на корабле, а мы только пружина, управляющая их действиями».




Адмирал Нахимов в 5-м бастионе севастопольской крепости. Картина И. Прянишникова.

Как мог в условиях николаевской деспотии, политической реакции в рядах царского флота вырасти офицер с подобными взглядами? Как сам Николай 1 и как его приближенные могли терпеть в рядах флота подобного офицера?
Дело объясняется просто. Нахимов, происходивший хотя и из дворянской семьи, рос в относительно демократической, патриархальной обстановке, когда отец, майор в отставке, имел многочисленную семью и очень небогатое именьице. Нахимов не имел протекции, являвшейся, как известно, немаловажным фактором при продвижении по службе в рядах царского флота. Он пробивал свой служебный путь исключительно своим трудом, своими знаниями, своим военным и морским мастерством.
Известно, что в Морском корпусе он учился отлично, окончил его в числе лучших и был направлен для практического плавания на бриг «Феникс», на котором по установившейся традиции ежегодно отправлялись в плавание наиболее отличившиеся выпускники Морского корпуса.
Здесь Нахимов встретился с группой молодых офицеров, будущих участников декабрьского восстания. Несомненно, это ещё более усилило демократические настроения будущего адмирала.




В Наваринском бою корабль «Азов», на котором Нахимов служил в качестве старшего офицера, нанёс туркам значительный урон. Он один уничтожил два линейных корабля и три фрегата. Командир «Азова», будущий выдающийся адмирал, реорганизатор Черноморского флота М.П.Лазарев утверждал, что столь успешными действиями корабль этот обязан своему старшему офицеру, который выполнял под огнем противника маневр постановки на «шпринг», т.е. на якорь с дополнительно заведенным с кормы канатом для разворачивания корабля независимо от ветра. Маневр сам по себе достаточно сложный, но тут по обстановке боя было очень важно поставить корабль точно в намеченное для него место. Нахимов доблестно выполнил эту задачу. И это не только под губительным огнём турок, но и после того, как он был тяжело ранен.
Известен ещё один случай, когда качество Нахимова, как моряка, предотвратило серьёзную катастрофу целого отряда кораблей. Это было так: в осенний туманный вечер отряд кораблей под командой известного русского мореплавателя Ф.Ф.Беллинсгаузена маневрировал в устье Финского залива к северу от маяка Дагерорт. Ни на одном корабле не заметили, что в прокладке курса имеется ошибка и его отряд идет прямо на опасные подводные камни. Только Нахимов, командовавший тогда знаменитым фрегатом «Паллада» (на нём совершил плавание известный писатель И.А.Гончаров), обнаружил ошибку и сигналом предупредил катастрофу.




Фрегат "Паллада" Е.В. Войшвилло

За этот патриотический поступок Нахимов не только не был отмечен, но был немедленно убран с Балтийского флота подальше от царской резиденции на Черное море. Однако и здесь Нахимов быстро выдвинулся своими замечательными подвигами.
С именем Нахимова связано три выдающихся события в истории русского флота – Наваринский бой, Синопское сражение и Севастопольская оборона. Нахимов создал новые тактические приемы, значительно продвинув вперед развитие военно-морской науки. Его диспозиция на Синопском рейде представляет собой шедевр тактического решения в очень сложной обстановке. Корабли были расставлены так, что каждый из них мог в любую минуту оказать самую действенную помощь своим соседям, а сам, не сдвигаясь с места, мог расстреливать несколько кораблей противника и одну из шести береговых батарей, оборонявших бухту. Надо отметить, что действие артиллерийского огня русских кораблей по батареям № 8 и № 6 было губительно.
Таким образом, Нахимов на практике доказал полную возможность боя кораблей флота с береговыми укреплениями. Однако буржуазная историография царской России пренебрегала опытом отечественных флотоводцев, и этот показательный опыт Нахимова был забыт. Видимо, на основе опыта неудачных боевых действий иностранных адмиралов (Нельсона в Копенгагене) считалось совершенно невозможным применение кораблей для борьбы с береговыми батареями.
Большой заслугой Нахимова является осуществление им идеи активной обороны Севастополя. Эта идея нашла свое воплощение в виде постройки уже в период обороны вынесенных вперед, за линию основных бастионов и оборонительных стен, полевого типа редутов и люнетов. Эти укрепления – Селенгинский и Волынский редуты, Камчатский люнет, люнет Белкина, батарея Костомарова и др. значительно затруднили действия осадных армий союзников и облегчили положение обороняющихся. Собственно говоря, вся зима 1854-1855 годов была истрачена англо-французскими войсками на овладение и ликвидацию этих вынесенных вперед укреплений, и только с июня начались штурмы внутренней центральной оборонительной линии.
Нахимову принадлежит также идея размещения артиллерии в промежутках между основными узлами обороны – бастионами. Это было совершенной новостью и привело к ужасающим потерям атакующих.




В период Великой Отечественной войны против фашизма Советское правительство установило орден Нахимова и медаль для награждения отличившихся в боях офицеров и матросов Советского флота.
Когда в 1943 году по инициативе товарища Сталина создавались нового типа военно-морские училища, предназначенные, прежде всего, для обеспечения сирот, потерявших родителей в Отечественной войне, то им были присвоены наименования - Суворовские для сухопутных училищ и Нахимовские для военно-морских.
Слава Нахимова, его боевая биография, его научное наследство представляет собой богатейший источник для воспитания нового поколения офицеров флота, способных решать задачи, выдвигаемые проблемами современной военно-морской техники и тактики.


С.Банк. В большое плавание. - Советская молодежь. 1950, 23 июля.

Закончилось детство. Получен аттестат зрелости. И на погонах вместо вензеля «Н» золотой якорек курсанта высшего военно-морского училища.
...Быстро пролетели годы. Позади остались месяцы учебы, веселые комсомольские вечера. Год назад состоялся первый выпуск. И старшие ребята на выпускном балу говорили им: «Вы теперь старшая рота. Смотрите не подкачайте. На вас воспитанники будут равняться»... Скоро и они будут также прощаться, когда, вернувшись с плаванья, придут на выпускной бал вчерашние нахимовцы, сегодняшние курсанты высшего военно-морского училища. И уж, конечно, самое яркое, самое незабываемое в их юной жизни – это московские парады. К ним начинают готовиться задолго до срока. Отрабатывали строевой шаг, подтягивались в учебе, дисциплине. В Москве подготовка к параду сочеталась с учебой. Отставать нельзя.




И вот по Красной площади мимо мавзолея, мимо трибуны, чеканя шаг, идут рижские нахимовцы. Равнение на трибуну. А глаза ищут самого родного и близкого человека. Он стоит чуть улыбаясь и приветствует проходящие колонны. Он, должно быть, думает: «Хорошая смена растет». И каждому из сотен нахимовцев кажется, что И.В.Сталин смотрит именно на него и улыбается ему.
А после парада начальник училища говорит:
– Хорошо прошли. Не подвели, молодцы, воспитанники!
Разве забудешь такое...
Мальчики росли и воспитывались в закрытом учебном заведении со строгой дисциплиной, твердым распорядком дня. Но они не были оторваны, изолированы от жизни страны, республики. Родина щедрой рукой предоставила им все: высокие залы музеев, чудесные симфонии, умные и увлекательные книги.
За пять лет пребывания в училище юноши получили законченное среднее образование, сдали экзамены на аттестат зрелости, приобрели военно-морские навыки. Они узнали цену дружбы, научились преодолевать трудности, воспитали в себе высокое и ясное чувство патриотизма, гордости за свою Родину и за свой флот.
...Сданы выпускные экзамены. Все воспитанники получили аттестат зрелости. А двое закончили десятилетку с медалями: Георгий Московский – с золотой и Виктор Светлаев – с серебряной.
Осенью начнется учеба в Ленинградском высшем военно-морском училище. А перед отпуском и началом занятий выпускники отправились в первый двухнедельный рейс на учебной парусной шхуне училища «Лавена».




Шхуна «Лавена». Рисунок нахимовца Александра Шаурова. В период с 11 по 30 июля 1950 года нахимовцы второго выпуска 1950 года совершили своё первое плавание на шхуне «Лавена» по маршруту Рига – Ленинград, где находились во время празднования Дня Военно-Морского флота.

Красивое судно «Лавена». Три высоких стройных мачты чуть накренены к корме. Убраны многочисленные паруса.... Выпускники собрались на баке. Это уже взрослые, крепкие и подтянутые юноши, навсегда связавшие свою судьбу с морем; отцы многих из них были офицерами флота, пали в боях за Родину. Сыновья тоже станут офицерами. Борис Макшанчиков – сын инженер-капитана 3 ранга, Юрий Вояковский – сын старшины 1 статьи, Евгений Александров – сын подводника, капитана 3 ранга. Родина позаботилась о них, воспитала, поставила на ноги.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю