Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Линейка электрических винторулевых колонок

Для малых судов
разработали
электрическую ВРК

Поиск на сайте

Маленькие моряки. Ими "восхищались", а они "тяготились".

Маленькие моряки. Ими "восхищались", а они "тяготились".

У выпуска 1953 года как Ленинградского, так двух других, Тбилисского и Рижского, Нахимовских училищ была одна особенность, связанная с расформированием подготовительных военно-морских училищ. Саратовское военно-морское подготовительное училище, которое находилось в г. Энгельсе, в 1952 году было расформировано. Все воспитанники, обучавшиеся в этом учебном заведении с 1950 года, были равномерно распределены в нахимовские училища, пополнив до полного комплекта выпускные в 1953 году роты нахимовцев. В большинстве своём «подготы» достойно окончили нахимовские училища и успешно проявили себя в дальнейшей выбранной специальности. Так, например, Конин Николай Михайлович  был определён в Тбилисское НВМУ, а Дворкин Владимир Зиновьевич  и Ермоленко Жан Григорьевич (о нем рассказ в будущем цикле публикаций) окончили Рижское НВМУ.
Как пишет Семевский Р.Б., "за 8 лет учёбы по разным причинам (неуспеваемость, дисциплина и пр.) мы растеряли около 30 чел., которых восполнили в 10 классе за счёт приёма в 1952 г. «подготов» из Саратовского военно-морского подготовительного училища". Примерно около тридцати человек. Один из них - Елаков Юрий Георгиевич.



Такую фотографию получил каждый выпускник, выпускные альбомы появились позже. На снимке, кроме нахимовцев, некоторые командиры, преподаватели. О некоторых из тех, других и третьих, а также и служащих, постараемся, насколько это возможно, рассказать в следующих комментариях к тексту "Воспоминаний нахимовца", счастливого человека, Юрия Георгиевича Панферова. И о тех, кто в силу разных причин упомянут им только во множественном числе, и о тех, чье изображение на выпускной фотографии 1953 года отсутствует. В отличие от традиционного, книжного "формата" интернет позволяет большую полноту, а значит, обеспечивает большую справедливость. Интернет, конечно, техническое средство, главная же заслуга в достижении полноты и справедливости принадлежит летописцу выпуска 1953 года Семевскому Роберту Борисовичу  (см. "К истории 6-го выпуска ЛНВМУ».  А также другим летописцам истории Нахимовских училищ.

Еще одной особенностью выпуска ЛНВМУ 1953 года был возраст воспитанников, "недостаток", который проходит со временем, но с которым "пацанам" пришлось мириться на протяжении долгих лет. Интересно, соглашались ли они с тем, что "в детстве время летит быстро" или, напротив, "плетется"?

Не однозначный, истинно глубокий ответ дал С.Я.Маршак  примерно в те же годы, в ту же "историческую эпоху":

Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
1950.


С. Я. Маршак. Портрет работы А. М. Герасимова. 1964 г.

"В 1948 году после 3-х летнего перерыва был новый набор мальчишек в училище, но уже не в 3-й, а в 5-й класс. Это несколько примирило нас с окружающим Миром, поскольку, например, во время строевых прогулок с оркестром  всех рот училища  по улицам города (чаще всего по Кировскому пр.), мы не были замыкающими на шкентеле общей колонны и прохожие по сторонам улиц уже не останавливались так удивленно и не показывали на нас пальцами, как это было все 3 года, когда мы оставались самыми младшими, да и самыми маленькими моряками. Правда в эти же годы нас, как самых маленьких, «таскали» постоянно по всем торжественным мероприятиям города (юбилеям, встречам, и.т.д.), где мы обычно четким строем маршировали по залам, сценам, что-то говорили с трибун и т.п. Помню в конце сороковых годов такие мероприятия в Таврическом дворце, в Малом театре (кажется юбилей училища им. Ф.Э. Дзержинского), встречи с лётчиком Маресьевым  на Литейном пр., а  затем в нашем училище и многие другие. Эта экзотичность маленьких моряков, а у нас во 2-м, а затем 3-м взводе в 1945-1948 гг. были самые маленькие ростом ребята в училище, такие как Сергей Брунов, Юра Манейско, Кузьминцев и др., одновременно раздражала и льстила нам. Видимо, она же привлекала к нам внимание кинорежиссеров и живописцев, которые усердно снимали наши 6 и 5 роты на плёнку в документальном фильме о нахимовцах и в художественном фильме «Счастливого плавания» или просили позировать художникам."

Естественно, сказанное требует подтверждения фактами, ожить, наполниться кровью и красками может только с помощью "подробностей и нюансов". К счастью, мы можем их привести, к чему и приступим.

Тот же, Самуил Яковлевич Маршак:

Долгое время — не время,
Если оно миновало.
1945.

Через годы, через расстояния выпускники вновь и вновь возвращались... К прожитому? К промелькнувшему? Судите сами.



Такая открытка была выпущена в 1948 году издательством "Искусство" массовым тиражом. Мизансцену выстроил известный в годы первых пятилеток, Великой Отечественной войны, фотолетописец эпохи Иван Михайлович Шагин. О его биографии, его личности, творчестве - статья История глазами оптимиста.  Ему посвящена статья в Википедии.  В том, что на наш взгляд, его работы сохраняют не только исторический интерес, Вы можете убедиться или оспорить, познакомившись с коллекциями фотожурналиста:

ФотоСоюз - фотогалерея современных и исторических фотографий.  
МДФ. Иван Шагин.

Третий послевоенный год, наши герои, поступившие в 1945 году в 3-й класс, повзрослели. В итоге они проучатся 8 лет, прежде чем училище выпустит их в большую жизнь. Слева направо: Ю. Шаршов, Р. Изачик, А. Базунов, Ю. Тепер (Парусов), В.Пушкарев, Р.Лепорский (Семевский), С. Брунов, В. Халмашкеев, Иг. Клавтон, В.Иванов. Почти все они отличники, только родственник начальника училища Рауль Изачик, и родственник замполита Владимир Пушкарев оказались вроде бы ни причем, и на всякий случай поставлены в задний ряд."

Описание снимка принадлежит Роберту Борисовичу Семевскому, он стоит в центре снимка. Жизнерадостный, неизменно оптимистично настроенный, а потому часто улыбающийся, Роберт Лепорский (с 10-го класса Семевский), Ему неизменно присущ такой настрой, он помогал и помогает ему в службе, жизни, в творчестве.

Еще одна "подробность". Позирование уже не фотомастеру, а художнику, уже не группой, индивидуально. О похожем факте может рассказать и рижский нахимовец Верюжский Николай Александрович. Видимо, что-то похожее имело место и в стенах Тбилисского Нахимовского училища. И даже, не исключено, чья-то память хранит подробности похожей ситуации. А здесь и сейчас вспоминает Роберт Борисович Семевский: "Помню, как в один из выходных дней меня освободили от поста рассыльного офицера по училищу, отправив на Кировский проспект в студию к художнику Пахомову позировать для его будущей гравюры, изображающей юного моряка с карабином на посту на фоне гюйса корабля."



А.Ф.Пахомов за работой над рисунком "Нахимовец-часовой на "Авроре".  И итог работы.

Народный художник СССР Алексей Федорович Пахомов  уже в первые месяцы войны выполнил плакат «Ребята, заменим братьев и отцов, ушедших на фронт», потом были и другие, а в 1942–1944 гг. создал серию станковых литографий «Ленинград в дни блокады», запечатлев трагические будни осажденного города.



Интересно, сегодня при дефиците высоко квалифицированных рабочих кадров и избытке "офисного планктона", как будем решать ту же проблему? Одного призыва мало, как и сетований, а критика, как правило, "сторонне мыслящих" не только бесполезна, но и вредна, решение не приближает, а затрудняет своим "запудриванием мозгов".

Вернемся к факту участия роты "маленьких моряков" в съемках фильма «Счастливого плавания». Слово вновь Семевскому Р.Б.

"На съёмках  фильма  «Счастливого плавания» наша  рота, как и другие,  провели  довольно  много  времени на  студии  Ленфильм (сцены комсомольского собрания, встреча командира роты перед строем) и других съёмочных площадках, таких как: борт канлодки «Красное Знамя» в Ленинградском Морском порту, на балу в актовом зале нашего училища,  у здания биржи на стрелке Васильевского острова и др."





"При этом по ходу действия фильма наш действительный командир роты капитан-лейтенант В.Лемешев чётко рапортовал перед строем роты настоящих нахимовцев своему сценарному двойнику артисту [URL=http://www.cherkasov.spb.ru/Н.Черкасову.[/URL] "



"Главных героев в фильме играли ученики Ленинградских школ (как объясняли, чтобы не отрывать нас от учёбы)."



"Однако, когда требовалось передать флажным семафором сигнал по ходу сценария, то здесь без настоящего нахимовца обойтись было нельзя и на береговой вышке, быстро мелькая флажками, стоял наш товарищ из 3-го взвода Юрий Манейско."



В одном из предыдущих сообщений мы немного коснулись этой важной для настоящих моряков темы, об основах обучения военно-морскому делу, заложенных Изачиком Николаем Георгиевичем и Львом Андреевичем Поленовым. В дальнейшем, видимо, следует подробнее рассказать, как владение флажным семафором помогало нахимовцам во флотской службе, порой выручало в экстремальных ситуациях. В настоящее время нынешних нахимовцев обучает морскому делу ленинградский нахимовец выпуска 1948 года Державин Константин Павлович,  очень неординарный человек, а также сын Героя Советского Союза и Национального Героя Югославии.

"На Ленфильме мы бывали в то время довольно часто. Помню как Н.Черкасов в перерывах между съёмками показывал нам фокусы из своего довоенного репертуара «Пат и Паташон», помню главного героя фильма, который  перед этим прославился в роли маленького пажа в фильме «Золушка»".  



Именно в фильме "Счастливого плавания" впервые прозвучал знаменитый "Марш нахимовцев",  удивительнейшая судьба которого, уверены, требует отдельного очерка, он звучал не только в стенах Нахимовских училищ, его пели и слушали на всех флотах, восхищались не только нахимовцы и их близкие и друзья, он не оставлял равнодушными и зарубежных моряков и слушателей. Конечно, главная заслуга в том принадлежит Василию Павловичу Соловьеву-Седому.



Был еще один фильм, в съемках которого нахимовцы не участвовали, выступили в роли свидетелей. Особую роль сыграла их учебная шхуна (барк). Слово скончавшемуся в прошлом году славному первонахимовцу Игорю Леоненко:  "14.07.1946. Воскресенье. В 9 ч. отдали швартовы, прошли мимо шхуны «Бакштаг», на время киносъемок к/ф «Крейсер Варяг» переделанной и переименованной в «Корейца». В 11.30 были на Неве, пришвартовались у «Авроры», которой под «Варяга» пристроили четвертую трубу."

Подробное и красочное описание события, значительно более позднее, принадлежит перу Светланы Самченко:  

"В старом, снятом еще в конце сороковых годов, фильме Б. Гребенера "Крейсер "Варяг", помпезном и слегка наивном, как все старые киноленты, в главной роли, если, конечно, так позволительно сказать, задействована "Аврора".
Хороший фильм. Никто не спорит. Но возникает очень странное чувcтво, когда видишь "Аврору" в гриме. С четвертой трубой, в которую - для имитации работы котлов - вложена дымовая шашка. Со спаренными никелированными шестидюймовками на баке, сделанными из какой-то "ленфильмовской" бутафории. Со знаменитым треугольным декоративным шпироном, подчеркивающим точеный профиль... Кстати, этот декоративный шпирон, столь великолепно смотревшийся на "Варяге", почему-то совершенно не идет нашей актрисе - вероятно, из-за того, что у нее чуть иная форма форштевня.
С этим гримом исторические консультанты киностудии постарались на славу. Но когда выбираешь на роль столь известную персону и столь яркую индивидуальность - будь готов к тому, что ее все равно будут узнавать. Эти обводы не спутаешь ни с чем. И будем откровенны - ни четвертая труба, ни лишняя фанерная артиллерия знатока не обманут. У этого корпуса совершенно иная динамика - более плавная, менее нервная, нежели у "Варяга", пластичная. Танцующая...
Казалось бы, актерская игра корабля должна полностью зависеть от действий экипажа. Считается, что подготовить команду к съемкам - дело хлопотное, но нехитрое, сродни работе с массовкой. Но хороший режиссер, решившийся снимать фильмы на военно-морскую тему, знает, что такое "индивидуальный стиль действий боевой единицы" - фактически, собственный характер корабля, складывающийся из суммы технических возможностей, уровня подготовки экипажа и воли командования. Гребенер, видимо, знал. Поэтому волю командира обеспечил - гениальным старшим Ливановым.
В 1946-49 годах, когда снимался фильм, "Аврора" уже была одним из последних представителей поколения, для которых русско-японская война - не фрагмент истории, а кусок собственной жизни. И Гребенер понял: чтобы на экране был "Варяг", а не "Аврора" в роли "Варяга", нужно, как ни странно, тащить наружу все ее старые цусимские комплексы...
"Мы здесь - в чужих водах..."
"Наш Император не ведает, что творит..."
"Помощи ждать не от кого!.."
И вот когда эти комплексы полезли из нее во все стороны, получился великолепный по эмоциональному воздействию на зрителя эпизод выхода "Варяга" на бой - от военных оркестров на палубах иностранных стационеров, до контакта с "Нанивой" и первого выстрела...
Короля зачастую действительно играет свита. Адекватному "Варягу" необходим адекватный "Кореец" - и Гребенер вводит на роль учебную гафельную шхуну из нахимовки. "Бакштаг" совершенно не похож внешне на русскую канонерку начала века. Но он играет всерьез - и этого довольно: "Кореец" у него - не просто полупарусный смешной кораблик, морально устаревший и слабо вооруженный, как написано во многих исторических справочниках. Это - учитель жизни для новичков в дипломатической эскадре. Как мудрый Санчо Панса при Дон-Кихоте. И зритель верит этому "Корейцу", и после фильма многие уже не представляют его иным...
Кажется, у актеров это называется авторской трактовкой роли?..
Но Гребенеру этого мало! В фильме появляется "вводный персонаж", которого не было в реальности. Норвежская керосиновая шхуна "Норген" - контрабандистка, бог весть что (вероятно - опиум) ищущая в этих краях. Эта самая "Норген" по режиссерскому замыслу откровенно противопоставлена дуайену дипломатической эскадры - англичанину "Тэлботу". Два типа нейтралов: "нейтрал при исполнении" и "нейтралка в душе"... Они одновременно оттаивают от этого своего дурацкого нейтралитета - во время ухода "Чиоды" перед началом войны. И выходящий на битву "Варяг" после "Правь, Британия, морями" играет норвежский гимн, приветствуя "Норген". Уравнивая бродячую полууголовницу в правах с флагманом международной акватории...
Гребенер был жесток по отношению к своим артистам. Но он добился своего - и при всех допустимых театральных условностях, при всех отклеившихся усах и съехавших париках дуэлянтов, при всех молчащих в бою фанерных пушках, - на экране возникла жизнь. Время воскресло. Без упрощения личности до образа... Так умелые режиссеры перед съемкой доводят примадонну до настоящей истерики - чтобы на экране слезы были - живыми..."

К сожалению, в нашем распоряжении только одно изображение "Бакштага", оно приведено в очерке о Льве Андреевиче Поленове.  Фотографий Бакштага "анфас и в профиль", к сожалению, у нас на сегодня нет. А исторический, подлинный "Кореец" выглядел так:


Канонерская лодка «Кореец».

"Маленькие моряки", ставшие "морскими волками", строителями, инженерами, артистами, учеными, - тема ряда следующих сообщений, которые мы периодически будем публиковать в рамках этого цикла, - "Воспоминания нахимовца", счастливого человека, Панферова Юрия Георгиевича.

Ю. Панферов. Жизнь нахимовца. Начало.  Ю. Панферов. Жизнь нахимовца. Часть 2. Война.  Ю. Панферов. Жизнь нахимовца. Часть 3. Нахимовское.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ.

Для поиска однокашников и общения с ними попробуйте воспользоваться сервисами сайта www.nvmu.ru.  
Просьба к тем, кто хочет, чтобы не были пропущены хотя бы упоминания о них, например, в "Морских сборниках", в книгах воспоминаний, в онлайновых публикациях на сайтах, в иных источниках, сообщайте дополнительные сведения о себе: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. А мечтаем мы о том, чтобы собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Примерно четверть пути уже пройдена, а, возможно, уже и треть. И поэтому - еще и о том, что на указанные нами адреса Вы будете присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.

Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.

198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю