Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Системы обогрева для флота

ВМФ предложили
системы для подогрева
палубы

Поиск на сайте

АДМИРАЛ РУССКОГО ФЛОТА ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ НЕВЕЛЬСКОЙ. К 200-летию со дня рождения. Н.А.Верюжский. Часть 12.

АДМИРАЛ РУССКОГО ФЛОТА ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ НЕВЕЛЬСКОЙ. К 200-летию со дня рождения. Н.А.Верюжский. Часть 12.

Шлюпочная экспедиция Г.И.Невельского направилась к месту стоянки «Байкала» только что открытым проливом вдоль западного побережья острова Сахалина и прибыла на родной корабль 1 (13) августа 1849 года. Геннадий Иванович искренне поздравил экипаж, рассказал им, какое огромное значение для Дальнего Востока имеет открытие пролива, через который отныне, также как и через Северный фарватер, будут ходить морские суда в Амур, который соединит Сибирь и всю Россию с Тихим океаном самым коротким путём.
Главная задача была выполнена – Сахалин доказательно являлся островом, а устье Амура – судоходно для морских судов! Г.И.Невельской потребовал от офицеров все материалы, предметы, карты, рисунки, касающиеся пребывания в Амурском лимане передать ему и, сопровождая своим подробным докладом, подготовить для последующей отправки в секретном виде соответствующим инстанциям. Г.И.Невельскому не терпелось как можно скорее доложить об исследованиях в лимане, свидетельствующих о великих открытиях.
Однако прежде чем вернуться с радостной вестью в Охотск или Аян, Г.И.Невельской согласно имевшимся указаниям обязан был провести съемку и опись юго-западного побережья Охотского моря с Шантарскими островами и гаванью Великого князя Константина в заливе Академия, а также Тугурский и Удский заливы. В его распоряжении ещё был целый месяц.

Позволю себе здесь сделать маленькое, но очень существенное дополнение. Ровно 77 лет тому назад 22 июля 1936 года во время беспосадочного перелёта по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский. Самолёт АНТ-25, экипаж которого состоял из трёх человек — Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова, преодолел без посадок 9374 км и через 56 часов 20 минут после взлёта в сумерках и тумане вынужденно приземлился на лесную площадку.



Южная часть Охотского моря. Острова Чкалова и Байдукова

Как оказалось, самолёт, к счастью, совершил безаварийную вынужденную посадку на остров Удд, размеры которого – 17 км в длину и 1 км в ширину. Остров расположен в 5,5 км от побережья материка в заливе Счастья, так названного Г.И.Невельским. Остров Удд переименован в честь легендарного лётчика Валерия Чкалова. В память о приземлении Чкалова на острове установлен памятник.


Встреча товарищей Чкалова, Байдукова и Белякова в Москве на Щёлковском аэродроме 10 августа 1936 года. Товарищ Сталин здоровается с тов. Чкаловым. Рядом стоят товарищи К.Е.Ворошилов, Л.М.Каганович и А.В.Беляков

Возвращаюсь, однако, к основному повествованию.
Никаких дополнительных известий от Н.Н.Муравьева к тому времени ему не поступало. Поскольку Г.И.Невельской в течение последних двух месяцев своего плавания в Амурском лимане действовал изумительно чётко, грамотно, не нарушая дисциплины, то незамедлительно, на следующий день «Байкал», снявшись с якоря, отправился выполнять последнее официальное предписание. Были произведены описания несколько островов, заливы, измерены глубины. Найден тот участок залива, в который могли бы заходить суда без риска сесть на мель. Г.И.Невельской назвал его заливом Счастья.



Шантарские острова

В течение августа месяца «Байкал» находился у юго-западного побережья Охотского моря. Производились обследования и описания заливов, было уточнено расположение островов Рейнеке и Меншикова, подробно описан залив Константина, который, как оказалось, по мнению Г.И.Невельского, «удобств для основания там порта ни в каком отношении не представляет».
Итак, прошёл почти год, как военный парусный транспорт «Байкал» под командованием капитан-лейтенанта Г.И.Невельского убыл из Кронштадта, а ныне 27 августа (8 сентября) 1849 года успешно завершил все поставленные задачи. Сроки прибытия в Охотск — 10 (22) сентября — можно было выдержать без особой спешки. Г.И.Невельской тщательным образом готовил подробный отчёт о результатах исследований и научных открытиях. Офицеры, унтер-офицеры и нижние чины представили и подписали свои обязательства об участии в экспедиции.
Чрезвычайно важно отметить, что в течение почти трёхмесячного плавания «Байкала» в устье Амура, в Сахалинском заливе и в районе юго-западного побережья Охотского моря каких-либо признаков пребывания иностранных и, прежде всего, принадлежащих китайскому государству, кораблей, наличие охранных постов или крепостей не было обнаружено. Общение экипажа корабля происходило только с местными аборигенами, проживающими в небольших селениях по речному побережью на первобытнообщинном жизненном уровне.



Лицеизображение айнов. Гравюра середины 19 века

Прежде чем следовать в Охотск Г.И.Невельской принял решение зайти в Аян, где должен был высадить алеутов со своими байдарками.
Беспокоило ли Г.И.Невельского то обстоятельство, что его встреча в Петропавловске с генерал-губернатором Н.Н.Муравьёвым не состоялась и ему не была вручена официальная Инструкция, утверждённая Императором, с разрешением на проведение исследований в устье Амура, что в течение почти трёхмесячного плавания в Сахалинском заливе он не получал никаких известий? Риторический вопрос, на который нет ответа. Возможно, беспокоило. Без всякого сомнения, однако, можно утверждать, что только личная твёрдая инициатива, харизматичная настойчивость, глубочайшая убеждённость, беспредельная работоспособность, неукротимое желание достичь поставленной цели – вот основные человеческие качества Геннадия Ивановича Невельского, позволившие ему совершить свой подвиг во имя будущего России!
А что Николай Николаевич Муравьёв? Заинтересован ли он был в положительных результатах исследований Г.И.Невельского? Безусловно! Ведь недаром же он первым из всех предыдущих правителей Восточной Сибири совершил грандиозную поездку к берегам Тихого океана и на Камчатку, чтобы определить места для строительства морских торговых портов и военных баз ни Тихоокеанском побережье России.
Сформировав c привычным для российских господ размахом свой огромный обоз с большим количеством разнообразного домашнего скарба (одежды, перин, подушек, одеял, покрывал, посуды, чайных и столовых фарфоровых сервизов, самоваров и многих других вещей), с многочисленной прислугой, в сопровождении большого числа вооружённых казаков, проводников, охотников и других необходимых работников, генерал-губернатор Н.Н.Муравьёв направился по сибирскому бездорожью из Иркутска через Якутск в Охотск.



Охотск 1866 год, художник Ф.Ф.Баганц

В увлекательное и длительное путешествие, наверняка, по женской наивности, а возможно, по причине большой любви к мужу, чтобы не оставлять его без своего внимания, изъявила желание отправиться и Екатерина Николаевна, молодая супруга Николая Николаевича, которая к тому же уговорила свою лучшую подругу мадемуазель Elizabet (Элиз Христиани), известную французскую виолончелистку, разделить с ней незабываемые впечатления от загадочной, как им представлялось, сибирской поездки. Elizabet, естественно, захватила с собой огромную виолончель, чтобы музицировать на импровизированных концертах во время отдыха на привалах. Николай Николаевич мужественно терпел женские причуды и всячески беспокоился о создании для них наибольшего благоприятствования в период всего путешествия. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что особенности этой поездки, в которой, например, трудности верховой езды на многотысячном километровом бездорожье, а также преодоление многочисленных рек и заболоченных территорий глубоко запечатлелись в сознании всех участников экспедиции.
Возможно, уже тогда Н.Н.Муравьёв осознал, как важно для огромной России без дураков иметь хорошие дороги. Оказавшись в Аяне, о чём придётся более подробно остановиться несколько позже, генерал-губернатор был просто в восторге от инициативы тогдашнего начальника порта Аян капитана 2-го ранга В.С.Завойко, начавшего строить дорожный тракт для сообщения с портом Охотск.
Главной задачей поездки генерал-губернатора Н.Н.Муравьёва к берегам Тихого океана, как уже отмечалось ранее, являлось определение удобных мест для строительства морских портов и военных баз на Тихоокеанском побережье России для защиты от возможного неприятеля. Следовательно, успешные исследования Г.И.Невельского в устье Амура были чрезвычайно важны. Безнадёжно опоздав для встречи с капитаном «Байкала» в Петропавловске, чтобы дать ему последние напутствия на свершение важных задач, Николай Николаевич с супругой и вся его многочисленная свита сопровождающих наконец-то достигли Охотска.



Порт Охотск. Современный вид

В то время, когда происходила погрузка всего имущества экспедиции Н.Н.Муравьёва на транспорт «Иртыш» для следования на Камчатку, сам генерал-губернатор тщательным образом знакомился с обстановкой, внимательно осматривал ближайшие окрестности Охотска, обстоятельно выслушивал объяснения начальника Охотского порта капитана 2-го ранга И.В.Вонлярлярского. Несмотря на то, что в тот период через Охотск перекачивались огромные деньги, поскольку этот порт являлся основным перевалочным пунктом, куда доставлялась из Русской Америки (порт Новоархангельск) основная масса «рухляди», т.е. пушнины и других ценных грузов, а затем переправлялось по сибирскому тракту в Санкт-Петербург, у местных властей не было никаких ни средств, ни сил для организации защиты от непрошенных гостей как от своих беглых арестантов, так и от заморских китобоев и рыбаков, которые беспрепятственно вырубали и выжигали тайгу, грабили древесину и бесчинствовали.
Н.Н.Муравьёв, безусловно, как правитель Восточной Сибири и Дальневосточного края, был обеспокоен таким положением и приобрёл твёрдые убеждения в необходимости оказывать соответствующую помощь столь обездоленному району. Вместе с тем, намерений по созданию в Охотске главной базы на Тихом океане у него не появилось. К тому же, произошедший вскоре неприятный случай, окончательно убедил Николая Николаевича, что Охотск не является перспективным портом.



Транспорт «Иртыш». Россия, 1843 г. Масштаб 1:35.

А произошло следующее. Экспедиция генерал-губернатора должна была следовать в Петропавловск на подготовленном к плаванию транспорте «Иртыш». При выходе из бухты в Охотское море перегруженное судно, капитаном которого являлся опытный мореход капитан-лейтенант В.К.Поплонский, то ли по суетливости, то ли из-за излишнего усердия при маневрировании, плотно село на камни. Судно разгрузили и с помощью многовесельных вельботов и шлюпок стащили с мели и вывели на чистую воду, где заново загрузили. В остальном плавание до Камчатки прошло без происшествий.
По прибытию в Петропавловск генерал-губернатор получил подробный доклад от начальника порта и всей Камчатки капитана 1-го ранга Р.Г.Машина подробный доклад о своевременном возвращении после полукругосветного морского плавания транспорта «Байкал», принятии от него груза в наилучшем виде и оказанию необходимой помощи Г.И.Невельскому в его дальнейших действиях.
Многодневное пребывание в Петропавловске произвело на Н.Н.Муравьёва весьма благоприятное впечатление, прежде всего удобным расположением Авачинского залива. Генерал-губернатор в сопровождении ответственных административных и военных чинов осмотрел практически всё побережье Авачинской губы и пришёл к выводу, что Петропавловск является наиболее благоприятным местом для строительства главной военной базы и торгового порта на Тихоокеанском побережье. Более того, Николай Николаевич указал места для строительства береговых батарей необходимых при отражении неприятельского нападения. Как показали дальнейшие события, о чём будет идти речь позже, военное предвидение Н.Н.Муравьёва полностью оправдалось и принятые меры по защите и обороне Петропавловска от англо-французского десанта в период Восточной (Крымской) 1854-1855гг. оказались правильными и своевременными.




Николай Верюжский

Продолжение следует


Главное за неделю