Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Когда завершится модернизация Северной верфи?

Как продвигается
модернизация
Северной верфи

Поиск на сайте

ПЕРВАЯ ПРАКТИКА. В.Н.Лавров. Часть 1.

ПЕРВАЯ ПРАКТИКА. В.Н.Лавров. Часть 1.



Лавров Валерий Николаевич – капитан 1 ранга в отставке, кандидат военно-морских наук, доцент. Из 38 лет службы в ВМФ 15 лет прослужил на дизельных и атомных подводных лодках («С-69», «С-28», «К-135»). Принимал участие в 9 боевых службах. В должности старшего помощника участвовал в походе атомной подводной лодки «К-135» на Кубу в 1970 г. Подводный крейсер, вооруженный крылатыми ракетами, скрытно преодолел все рубежи противолодочной обороны США, всплыл у границы кубинских территориальных вод и, встреченный кубинскими МПК, прошел в порт Съенфуэгос.
Учился в Военной академии тыла и транспорта. Закончил её с Золотой медалью и был назначен заместителем командира 37-й дивизии подводных лодок КБФ по тылу. Затем длительное время преподавал в Военно-Морской Академии им. Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова и вел большую научно-исследовательскую работу. Им выполнены более 40 научных трудов.
С 1988 по 1991 гг. находился в Ливийской Джамахирии, где занимался подготовкой командного состава Ливийских ВМС. Во время военных действий США в Ираке в ходе операции «Буря в пустыне» был военным советником. Командировка в Ливию стала последним эпизодом военной биографии В.Н. Лаврова. В феврале 1992 г. он уволился из рядов ВМФ.
Автор многих статей, очерков, рассказов, опубликованных в разное время в журналах и газетах. В 2006 г. в издательстве «Судостроение» вышла его книга «Первые российские подводные плаватели», посвященная 100-летнему юбилею подводного флота России. В конце 2013 г. то же издательство выпустило в свет его вторую книгу на эту же тему – «Первопроходцы российского подводного флота», представляющую собой второе издание первой книги, дополненное главой «Покорители фантастических глубин» – о создании и судьбе первой в мире боевой подводной лодки, способной погружаться на глубину 1000 м.
В соавторстве с известным питерским историком-краеведом Галиной Бунатян Лавровым написаны две книги: «Пригороды Санкт-Петербурга» (2003 г.) и «Царское Село. Здесь жили цари и поэты» (2011 г.). Обе вышли в свет в издательстве «Паритет».
В настоящее время В.Н.Лавров пишет книгу «Фамилия», предназначенную для его детей и внуков. Предлагаемые выдержки из этой книги повествуют о том, как для курсантов 2-го Высшего Военно-Морского училища подводного плавания (г. Рига) было организовано ежегодное практическое обучение (после каждого курса теоретического обучения), включая итоговую стажировку выпускников на подводных лодках в качестве дублеров командиров групп (1955 – 1958 гг.)


Использованы фотографии из личного архива В.Н.Лаврова, а также из книги В.П.Митрофанова «Командир-Коммодор-Капитан».



2-е ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ подводного плавания. ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, НАША АЛЬМА-МАТЕР! - Советский подводник. Честь имею.

Дальний штурманский поход на УПС «Седов» (02.08. – 02.10.1955 г.)

Ранним утром одного из последних дней июля 1955 г. курсанты 2-го Высшего Военно-Морского училища подводного плавания выгрузились на Балтийском вокзале в Ленинграде и построились в колонну по три. На левом рукаве бушлатов все еще красовалась одна курсовка. Форма-3 и другие личные вещи были уложены в морские чемоданы, называемые кисой, которые вместе с картами, приборами и учебными пособиями были погружены на два грузовика. Автомашины с сопровождающими груз мичманами отправились в Ломоносов, чтобы оттуда на пароме переправиться в Кронштадт. Колонна курсантов пошла пешком к Сенатской площади (пл. Декабристов), где у дебаркадера нас ожидал морской буксир.
Многие попали в Ленинград впервые, поэтому то и дело раздавались возгласы восхищения, задавались вопросы курсантам-ленинградцам. Офицеры не обращали внимания на эти вольности в строю, так как в этот ранний час улицы были совершенно пустынны. Не обошлось и без смеха. На Невском проспекте рядом с известным кафе «Север» был не менее известный ресторан «Нева» (сейчас там книжный магазин «Буквоед»). Эту вывеску прочел курсант Арно Паркель. Почему-то посчитав, что вывеска написана латинскими буквами, он громко изрек: «Смотрите, ребята, иностранный кабак “ХЕБА” (НЕВА)».




«Седов» на картине Евгения Чуприна

После погрузки на буксир шли Невой, каналом. Издалека увидели купол Морского собора в Кронштадте. Высадились на стенку Усть-Рогатки, рядом с ошвартованным кормой к стенке красавцем четырехмачтовым барком «Седов». Командиры рот поднялись на борт по трапу, установленному с кормы «Седова». Мы же со стенки с удовольствием рассматривали корабль, которому предстояло на два месяца стать нашим домом.
Одно из самых крупных парусных судов, четырехмачтовый барк был построен немецкой фирмой Крупа на верфях в Киле и спущен на воду 14 февраля 1921 г. Судно нарекли «Магдалена Винен» (по имени жены судовладельца).


Главные размерения барка:

Водоизмещение – 6 500 т.
Длина наибольшая – 117,5 м
Ширина на миделе – 14,7 м
Высота надводного борта – 7 м
Осадка в полном грузу – 7,5 м
Количество мачт – 4
Наибольшая высота мачты
(второго грота) – 57 м
Общее число парусов – 32
Общая площадь парусов – 4 192 кв.м




«Магдалена Винен» за несколько минут до спуска на воду

Немного из истории. Судно вышло на океанские просторы в роли «Винджаммера» – парусного гиганта коммерческого назначения, то есть судна, приспособленного для перевозки, так называемых, медленных грузов.




К середине 30-х годов прошлого века разорившаяся судоходная компания продала барк Северогерманскому Ллойду – страховой компании, владевшей большим количеством судов и занимавшейся подготовкой кадров для торгового флота. Барк был переоборудован в учебно-парусное судно и получил новое имя «Коммодор Йонзен». Система подготовки кадров была продумана так, чтобы судно приносило прибыль. Практиканты, исполняя матросские обязанности, не получали жалованья. Кроме того, за свое обучение и питание они вносили плату. При этом в маршрутах и характере перевозимых грузов существенных изменений не было. Таким образом, расходы по содержанию судна снижались, а прибыль увеличивалась.
С началом 2-й Мировой войны судно было мобилизовано и использовалось на Балтике для доставки снабжения в порты вблизи «восточного фронта». После Победы над фашистской Германией при распределении ее флота между союзниками «Коммодор Йонзен» был передан Советскому Союзу и получил имя «Седов».
В первое плавание под советским флагом барк вышел после выполнения большого объема восстановительных работ в июне 1952 года под командованием большого энтузиаста парусного дела капитана 2 ранга Митрофанова Петра Сергеевича. Наш поход был шестым дальним плаванием «Седова» и вторым – в 1955 году.
Несколько позднее стали известны сроки и маршрут похода:
– плавание с 2 августа по 4 октября 1955 г.;
– по южной схеме – Кронштадт, Балтийское море, проливная зона, Северное море, Английский канал (проливы Ла-Манш и Падекале), Бискайский залив, остров Мадейра, Азорские острова.
– возвращение – Центральная Атлантика, Северное и Балтийское моря и Кронштадт.
Но пока – подготовка к плаванию. Огромный парусник уподобляется «Ноеву ковчегу». На его борту собираются курсанты двух училищ (Рижского и Архангельского), гидрографическая партия, группа молодых офицеров – слушателей каких-то курсов переподготовки, группа радиоразведки, оркестр нашего училища, несколько корреспондентов и. разумеется, штатная команда «Седова» – всего около 400 человек. В трюмах этого «Ноева ковчега» скрываются двухмесячные запасы продовольствия и пресной воды на эту массу людей, запасы топлива для двигателя и дизель-генератора, запасные паруса и тросы, краска и моющие средства, тысячи морских карт по всему маршруту и сотни таблиц, пособий и навигационных журналов для ведения прокладки курсантами, десятки секстанов и комплектов штурманского прокладочного инструмента, специальное оборудование для гидрографов и радистов и многое другое. Веселое оживление вызвала погрузка двух десятков хрюшек, для которых устроили загон на шкафуте по левому борту.
Только повзрослев, мы поняли всю сложность организации подготовки и успешного проведения такого похода с максимальной пользой для будущих офицеров флота. Значительно позднее мы оценили опыт, мудрость и громадную ответственность руководителя похода – начальника нашего училища контр-адмирала Безпальчева Константина Александровича. А ведь ему уже шел шестидесятый год!




Контр-адмирал Безпальчев Константин Александрович (1896 – 1973 гг.) Фото 1953 г. Рига

С окончанием погрузочных работ и размещения личного состава нас уволили в город Кронштадт. Не помню организацию увольнения (кого и до какого часа), но в городе я оказался один. Кронштадт тогда был закрытым городом с мощным судоремонтным заводом и другими предприятиями. Кажется, это был будний день. В Петровском парке встречались только молодые мамы с колясками, на улицах – редкие прохожие, спешащие по своим делам. Я постоял у памятника Петру I, расположенному напротив Усть-Рогатки. На тыльной стороне постамента прочитал его наказ «Оборону Флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело».



Памятник Петру I открыт в 1841 г. Скульптор Т.Ж.Н.Жак. Отливка П.К.Клодта. Надпись выполнена позднее – в 1881 г.

Невольно подумалось о том, что если бы потомки не выполнили этот наказ, то и Ленинград не устоял бы в течение страшной 900-дневой фашистской блокады.
Выйдя из парка, пошел по уютным и чистым улицам города – колыбели Балтийского флота.
На якорной площади полюбовался великолепным Морским собором и прекрасным памятником Адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Спустя много лет, в разных гарнизонах подводников-североморцев я встречал надпись-завещание великого флотоводца, высеченную на этом памятнике: «Помни войну!». Думаю, что это завещание актуально и сегодня.




Морской Собор в Кронштадте. Построен по проекту архитектора В.А.Косякова в 1903 – 1913 гг. Памятник С.О.Макарову. Скульптор Л.В.Шервуд.1913 г. Фото Карла Буллы

Погуляв по городу какое-то время, оказался у кинотеатра, который тогда назывался «Три эсминца». Зашел в магазин. На все оставшиеся деньги купил полтора или два килограмма конфет «Соевый батончик». С этим кульком я отправился на корабль. Вступив на верхнюю площадку трапа, отдал честь Военно-морскому флагу и вдруг осознал, что я уже год ношу флотскую форму, но впервые в жизни возвращаюсь с берега на корабль, на свой корабль, который уже завтра должен выйти в море!
В носовом кубрике, куда я спустился, несколько курсантов занимались подготовкой к завтрашнему дню. Я последовал их примеру. Переоделся в чистое рабочее платье. Завернул в непромокаемую кальку Служебную книжку (удостоверение личности курсанта), комсомольский билет, фотографию мамы и почти незнакомой мне девушки с красивым именем Лариса, что в переводе с испанского означает «чайка». Все это спрятал в бумажник, который зашил в кармане формы-3, уложенной в рундуке.




Фото 1955 г. Рига

Продолжение следует


Главное за неделю