Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Когда завершится модернизация Северной верфи?

Как продвигается
модернизация
Северной верфи

Поиск на сайте

Сын Героя. А когда нормальным людям было легко? Принятые "по протекции".

Сын Героя. А когда нормальным людям было легко? Принятые "по протекции".

Перестройка нанесла удар по флоту. ВИТКУ ВМФ.
К вопросу о подсчете одержанных побед.
Когда государство "делает, как лучше", задача чиновников - "сделать, как всегда".

Антоненко Альберт Алексеевич был принят с учётом заслуг  отца, Героя Советского Союза, погибшего 26 июля 1941 года. Неужели найдется "умник", который посмеет сказать, что "по блату"? Если только из числа пока неискоренимого "чиновничьего крапивного семени".



Антоненко Альберт Алексеевич родился в 1936 году. После ЛНВМУ закончил ВИТКУ. Даже в выборе училища сказалась преемственность сына отцу.

Справка о Высшем Инженерно-Техническом Командном Училище Военно-Морского Флота.

Перестройка нанесла удар по флоту. В.И.Манойлин. 13.02.2007.

"Высшего инженерно-технического Краснознаменного училища Военно-морского флота (ВИТКУ), которое было создано в 1939 г. для подготовки специалистов по базированию ВМФ. В 1940 г. советский флот должен был получить много военных кораблей. Одновременно создавалась морская авиация.
Необходимо было в короткий срок расширить и модернизировать существующие, построить новые морские базы, системы береговой обороны, аэродромную сеть морской авиации.
Для решения этой задачи нужны были высококвалифицированные кадры военных инженеров.
ВИТКУ ВМФ создавалось на базе Ленинградского института инженеров промышленного строительства, образованного в 1930 г. для подготовки инженеров-строителей для тяжелой промышленности. Ученые и преподаватели ЛИИПС участвовали в проектировании и строительстве всех крупнейших строек первых пятилеток и подготовили кадры, сформировавшие основной костяк руководящего состава строек тяжелой и оборонной промышленности.
Об уровне профессорско-преподавательского состава ВИТКУ говорят следующие цифры: академиков АН СССР – 2; членов-корреспондентов Академии строительства и архитектуры – 2; генерал-лейтенантов – 2; генерал-майоров – 4; контр-адмиралов – 1. Практически все начальники кафедр были докторами технических наук, профессорами.
Среди известных мне училищ ВМФ, Инженерных войск и других училищ Вооруженных Сил ни в одном не было такого количества академиков и генералов, как в ВИТКУ.
Руководство страны и ВМФ понимало, что никакое морское могущество достигнуто не будет, если на обеспечение базирования не направить лучшие кадры для подготовки необходимых специалистов. Начальником кафедры высшей математики в ВИТКУ был Леонид Витальевич Канторович,  будущий лауреат Нобелевской премии по экономике.
При большом профессорско-преподавательском коллективе курсантов было сравнительно немного. На занятиях в аудиториях группы не превышали 30 человек. Преподаватели знали всех своих учеников. Во время лекции была возможность получить ответы на все задаваемые вопросы. То есть подготовка специалистов была штучной."

30-летие ВИТКУ ВМФ.

Подробнее о ВИТКУ ВМФ - Манойлин В. И. Базирование Военно-морского флота СССР. — СПб.: Нева, 2004.

Семевский Р.Б. "Антоненко Альберт Алексеевич. Подполковник в отставке. Сведения о себе публиковать даже в этом внутреннем издании считает не целесообразным, а всю затею с историей 6-го выпуска ЛНУ ненужной. Отец Альберта – Алексей Касьянович Антоненко (р. 1911 г.) воевал в небе Халхин-Гола в Монголии (1939) и Балтики (1940 г. с Белофиннами). В 1941 г. 25 июня первым из лётчиков сбил Ю-86, в июле 1941 г. над полуостровом Ханко вместе с ведомым П.А. Бринько сбил истребитель Бристоль-Бульдог. 14 июня 1941 г. награжден золотой звездой Героя Советского Союза, 26 июля 1941 г. погиб.



Истребитель И-16 - - Конфликт на Халхин-Голе (1939 г.).  Советские летчики на фоне И-16 тип 10.

Soviet Fighter Aces of 1936 - 1953 years.



"...Утром 25 Июня 1941 года на аэродроме появился инспектор - лётчик полка - Капитан Алексей Антоненко. Он прибыл из Москвы, где находился в командировке. Его самолёт И-16 29-й серии, полностью подготовленный заботливым техником к боевому вылету, стоял рядом с палаткой, в которой был развернут КП. Там находился телефон, связывающий полк со штабом бригады.
День был знойный и безоблачный. Лётчики обедали. Вдруг послышался знакомый гул моторов "Юнкерса". Самолёт - разведчик Ju-88 летел с запада на восток прямо над аэродромом на высоте около 4000 метров.
Звено пушечных "ишачков" 2-й эскадрильи пошло на взлет. Капитан Антоненко посмотрел на самолёт врага, на взлетающих истребителей и, повернувшись к товарищам, сказал с досадой:
- Опять опоздали со взлетом !
И тут же с озорством добавил:
- А я всё - таки перехвачу его и собью !
Инженер Николаев, уравновешенный, немногословный человек, ответил спокойно:
- Нет, дорогой, уже поздно...
"Юнкерc" уходил всё дальше на восток. Антоненко проворно поставил на землю тарелку с супом и, как был, без шлема, бросился к своему самолёту. Парашют надевать времени не было. Через 20 секунд он взлетел.
Антоненко не погнался за разведчиком. Опытный воздушный боец, он понимал, что противник разведку не закончил, что он будет фотографировать боевые корабли. А уход его на восток - это просто маневр для того, чтобы обмануть истребителей и оторваться от преследования. Поэтому Антоненко, набирая высоту, шёл прямо к внешнему рейду Таллина, где находились боевые корабли.
Без шлема на самолёте с открытой кабиной летать очень трудно. Алексей поднял до отказа сидение, прижался лицом к прицелу. Ему то и дело приходилось вытирать набегающие на глаза слезы. Набрав высоту 3500 метров над рейдом, он убавил обороты мотора, стал внимательно осматривать восточную сферу воздушного пространства и вскоре далеко на северо - востоке заметил точку: это был двухмоторный самолёт. Он шёл чуть ниже Антоненко к внешнему рейду, прямо на боевые корабли. Самолёты сближались на пересекающихся курсах. Антоненко подходил со стороны солнца, экипаж "Юнкерса" не видел его...
...Расстояние - около 1000 метров. Встречный поток воздуха режет глаза, мешает прицелиться. Антоненко смахивает левой рукой слезу и видит: "Юнкерc" занял место в сетке прицела. Длинная очередь с дистанция 400 метров. Сотни трассирующих пуль прошили кабину и фюзеляж фашистского самолёта.
Но "Юнкерc" не загорелся, не потерял управление - с набором высоты он плавно разворачивался вправо. Антоненко бросил истребитель в крутое пикирование и оказался позади "Юнкерса" - метров на 300 ниже. Сблизившись до 70 метров, он дал очередь по нижнему стрелку, который даже не успел открыть огонь. Истребитель сделал небольшой отворот в сторону, убавил скорость и повторил атаку снизу по правому мотору. Клуб дыма и пламя вырвались из - под разорванных капотов.
"Юнкерc", заваливаясь на правое крыло и набирая скорость, падал. От него один за другим отделились три тёмных комочка, и через несколько секунд над ними раскрылись белые купола парашютов. Алексей, протирая всё время глаза, убавил скорость и направился к аэродрому.
Лётчики, штабисты, инженеры ещё обедали, когда Антоненко как ни в чём не бывало присел рядом. Взял всё ещё теплую тарелку с супом и принялся доедать. Потом сказал словно невзначай: "А "Юнкерс" всё - таки тю - тю ! А ? Сказано - сделано... Верно ? ..."

К вопросу о подсчете одержанных побед. Небольшой нюанс для желающих сравнивать достижения подводников или летчиков. Истина всегда конкретна.



ЛЕТАЮЩИЙ КОМАНДИР. Военно-космическая оборона.  

"... До 26 июля 1941 года, прежде чем погибнуть, Антоненко одержал 11 побед. Именно эти летчики (Бринько и Антоненко) догнали и добили поврежденный Абрамовым «Кондор». Правда, та победа над летающим гигантом никому из балтийских летчиков так и не была записана: Абрамов относил ее на счет своих старших боевых товарищей, а те, в свою очередь, посчитали сбитый самолет за Абрамовым. Впрочем, тогда это было нормой - советская военная авиационная статистика не терпела слов «возможно» и «наверное». Вот почему реальный счет сбитых самолетов у советских асов на самом деле намного выше. Немецкие же асы записывали себе все самолеты, в которые попадали, поэтому в их «зачетках» в конце войны значилось по 200-250 побед."

Почему мы помянули "крапивное семя"? Не для красного словца, к сожалению, оно пока здравствует... И отравляет жизнь вдове Героя, той матери, которая сумела "пристроить" сына в Нахимовское училище, сыну, ветерану Вооруженных Сил. Здесь о других "нюансах", - игры на нервах.

В списках не значатся. Евгений Зубарев, специальный корреспондент. Петербургский Час Пик. 23 августа 2006.

"Когда государство "делает, как лучше", задача чиновников - "сделать, как всегда". Приняв в 2005 году закон "О статусе Героев Советского Союза" (от 23.07.2005 N122-ФЗ) , государство действительно существенно облегчило жизнь как самим героям, так и их вдовам, предложив им выбор - натуральные льготы в виде бесплатных путевок или 25 тысяч рублей в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Разумеется, герои и их близкие выбирают второй вариант - потому что тысяча долларов в месяц позволяет любому человеку в России жить по-человечески.
Увы, как выяснили наши корреспонденты, в Санкт-Петербурге даже вдовы самых знаменитых героев могут получить от чиновников фигу вместо законных денег. А все потому, что незнание льготниками закона освобождает чиновников от обязанности помогать этим людям.
Альберт Антоненко требует от власти невозможного - справедливости.
Вильгельмина Антоненко лишилась военной пенсии в 2 тысячи рублей и не получила обещанного законом денежного содержания в 25 тысяч.
Ждите ответа
Альберт Антоненко, сын Вильгельмины Антоненко, вдовы Героя Советского Союза Алексея Антоненко, сам уже далеко не молод - ему 70 лет. Сын героя пришел к нам в редакцию, чтобы рассказать о своем возмущении действиями чиновников отдела социальной защиты населения администрации Фрунзенского района и чиновников Пенсионного фонда:
- Мой отец - боевой летчик, погибший в небе Ленинграда 25 июля 1941 года. В честь него и его боевого товарища Бринько в городе названы две улицы. Правда, переулок Антоненко к тому времени уже существовал и вторую улицу называть именем Антоненко не стали - решили, что существующая будет памятью о двух Антоненко сразу.
- Во времена СССР вашей семье Героя, наверное, оказывались какие-то особые почести?
- Да нет, что вы. До 1965 года мы даже квартиры своей не имели - в коммуналке жили. Мать получала вторую, военную пенсию, но она была очень маленькой: отец погиб в чине капитана и имел небольшой оклад. Скажем, подруга матери, тоже вдова, получала вдвое большую военную пенсию, потому что ее муж погиб годом позже, в 1942-м, и в чине майора. Для чиновников все эти детали имели огромное значение.
- Как вы узнали, что ваша мать, вдова Героя, может получать ЕДВ размером в тысячу долларов?
- Совершенно случайно. Всю жизнь мы жили небогато, я сейчас отставной офицер, живу на пенсию, и когда в мае этого года нам позвонили из районного собеса с предложением оформить льготу на оплату телефона, мы с радостью согласились. Речь шла о 200 рублях в месяц, но для нашей семьи это существенные деньги. Однако когда мы стали оформлять эту льготу, нас спросили - а зачем вам эти жалкие 200 рублей, если вы можете получать 25 тысяч? Так мы узнали о новом законе, согласно которому у моей матери, оказывается, был выбор - либо льготы, либо деньги. Конечно, мы стали узнавать подробности, я поехал в районный пенсионный фонд. А мне говорят - вашей матери нет в наших списках. Вы опоздали, по закону вам надо было обращаться за ЕДВ до 1 октября 2005 года. И отказали, представляете!
- Но разве районные чиновники не должны были вас известить о новом законе?
- Я уверен, что это их обязанность - ведь во всех субъектах страны существуют списки Героев, их не так много и о них заботятся. А в Питере, полагается, до нас никому нет дела! Хорошо, что моя мать живет не одна, я могу за нее ходить по инстанциям и хлопотать, но сколько бабушек-одиночек сидят по своим квартирам и даже не знают об изменениях в законах!
- Обращаясь к нам, на что вы рассчитываете?
- Я хочу, чтобы власть вмешалась в ситуацию. Нам ведь не только ЕДВ не платят - мою мать вдруг лишили военной пенсии. Это было сделано абсолютно по-хамски - просто однажды, в июле 2006 года, эту пенсию не принесли. Мать ждала несколько дней, потом позвонила мне, я поехал в собес узнавать причины, а мне там и говорят - с нее сняли пенсию, потому что вам положено ЕДВ. Но ведь ЕДВ так и не назначили! В конце концов мне объяснили, что мать должна идти в военкомат и получать теперь эту пенсию там. Я пришел в военкомат, а мне сказали - пока мы пошлем запрос в архив, действительно ли ваш Антоненко был Героем, пока придет ответ, пройдет не меньше полугода. Так что скоро эту пенсию не ждите. У меня такое ощущение складывается, что они ждут, когда моя мать умрет от всех этих переживаний - ей ведь 92 года. Тогда никому точно платить не придется.
Формалисты, назад!
Как известно, незнание закона - это проблема граждан, а не государства. Поэтому, когда чиновники Управления пенсионного фонда РФ по Фрунзенскому району СПб, отказывая семье Антоненко, пишут, что "вы своевременно не обратились к нам до 1 октября 2005 года, как того требует закон", они правы. Нет заявления - нет ЕДВ, а семья сохраняет право на так называемые натуральные льготы вроде бесплатных путевок, которые, впрочем, 92-летней бабушке давно уже без надобности.
С другой стороны, за время обороны Ленинграда Героями СССР стали всего 226 человек, причем Антоненко был первым Героем Балтики. Совсем нетрудно, как мы полагаем, составить списки доживших до наших дней Героев и их близких и опекать их не только формальными поздравлениями с Днем Победы, но и элементарными, простейшими юридическими консультациями вроде информирования о новых законах и льготах, которых нынче немало и в которых не всегда с ходу разберется даже профессиональный юрист.
Мы очень надеемся, что ответом на эту публикацию станет не только решение описанной проблемы конкретной семьи Антоненко, но и неформализованный учет всех граждан, попавших под действие нового закона "О статусе Героев", проживающих в Санкт-Петербурге. Сколько их, так и не узнавших о фантастическом государственном подарке в 25 тысяч ежемесячно, выживают сейчас на пенсии в 2-4 тысячи рублей?
Мы будем следить за развитием ситуации и опубликуем все официальные ответы. Вы, дорогие читатели, тоже можете написать нам: 191040, Невский, 81, редакция "ПЧП" или john@chaspik.spb.ru.

Наша справка.
Алексей Антоненко и Петр Бринько - участники Великой Отечественной войны с первого ее дня. Заместитель командира эскадрильи, лейтенант Бринько П.А. и капитан Алексей Антоненко, командир эскадрильи, участвовали в обороне Ленинграда, Таллина, защищали полуостров Ханко.
Боевой счет открыли 3 июля 1941 г., когда два финских истребителя "Бристоль "Бульдог" появились вблизи аэродрома на полуострове Ханко. Капитан Алексей Касьянович Антоненко и лейтенант Петр Бринько на своих И-16 сбили каждый по "Бульдогу" до того, как те успели скрыться под защиту финских зениток. 4 июля 1941 г. та же пара, Антоненко и Бринько, взяли в клещи немецкий Ju-88 и сбили его.
8 июля 1941 г. Антоненко и Бринько встретили и атаковали немецкий самолет незнакомой конструкции. Моторные гондолы придавали ему вид Ju-88, а двухкилевой хвост - Ме-110. Летчики сбили этот воздушный гибрид, и тот упал в воду недалеко от берега. Затонувший самолет был извлечен из воды и установлен на центральной площади Ханко. Как потом выяснилось, это был разведчик Ju-86.
9 июля 1941 г. Антоненко и Бринько сбили по одному финскому "Фиату G.50", которые пытались атаковать базу торпедных катеров.
10 июля 1941 г. пара И-153 (Алексей Лазукин и Константин Белорусцев) штурмовала финские позиции, а пара И-16 (Антоненко и Бринько) прикрывала их. Вскоре на перехват "Чаек" вылетела шестерка финских "Фоккеров D.XXI". В ходе боя 5 "Фоккеров" были сбиты, два из них были на счету Бринько, а три - на счету Антоненко.
14 июля 1941 г. капитану Антоненко и лейтенанту Бринько первыми среди авиаторов Балтики были присвоены звания Героев Советского Союза. К моменту своей гибели 25 июля 1941 года Алексей Антоненко имел на счету 11 побед. Погиб он в ходе посадки на полуострове Ханко - перед его И-16 разорвался снаряд, самолет ударился колесами о вывороченную землю, пилота выбросило из кабины, и он разбился. Бринько погиб 14 сентября от разрыва зенитного снаряда, атакуя привязной аэростат. Менее чем за три месяца он успел сбить 15 вражеских самолетов."

Ю. Панферов. Жизнь нахимовца. Начало.  Ю. Панферов. Жизнь нахимовца. Часть 2. Война.  Ю. Панферов. Жизнь нахимовца. Часть 3. Нахимовское.  Ю. Панферов. Жизнь нахимовца. Часть 4. Нахимовское (окончание). Становление. На распутье.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ.

Для поиска однокашников попробуйте воспользоваться сервисами сайта nvmu.ru.  
Просьба к тем, кто хочет, чтобы не были пропущены хотя бы упоминания о них, например, в "Морских сборниках", в книгах воспоминаний, в онлайновых публикациях на сайтах, в иных источниках, сообщайте дополнительные сведения о себе: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. А мечтаем мы о том, чтобы собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Примерно четверть пути уже пройдена, а, возможно, уже и треть. И поэтому - еще и о том, что на указанные нами адреса Вы будете присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.

Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.

198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю