Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Диагностика БРЭО

Линейка комплексов
для диагностики
БРЭО

Поиск на сайте

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 1.

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 1.



Мустафа Кемаль Ататюрк

Важнейшим фактором укрепления военного и политического положения Турции явилось установление дружественных отношений с Советской Россией. Советское правительство первым (3 июня 1920) признало правительство Мустафы Кемаля и установило с ним дипломатические отношения. 16 марта 1921 г. был заключен советско-турецкий договор «О дружбе и братстве», о солидарности Турции и России, между национально-освободительным движением народов Востока и борьбой трудящихся России за новый социальный строй. Флот занимался в том числе переброской снаряжения и боезапасов в порты анатолийского побережья, перевозкой дипломатических курьеров или эмиссаров, охраной пароходов с Фрунзе и Ворошиловым, ездившими в Анатолию. Обычно такие операции выполнялись скрытно, т.е. по ночам, и вся тяжесть их ложилась на два стареньких («угольных») миноносца «Строгий» и «Свирепый» (по 240 т, команда 56 чел.), которые курсировали на полных ходах между Севастополем и Самсуном или Синопом.
22 ноября 1921 г. Панцержанский назначается помощником Главнокомандующего всеми Вооруженными силами Республики по морской части (помглавкомор), затем командующим морскими силами Республики а с апреля 1924 г. становится начальником Морских сил СССР (до него должность командующего Морскими силами Республики последовательно занимали контр-адмирал В.М.Альтфатер, капитан 1 ранга Е.А.Беренс, контр-адмирал А.В.Немитц).
В декабре 1924 г. Панцержанский снова возвращается на Черноморский флот. По его инициативе вошедшие в строй корабли, кроме повседневной боевой учёбы, совершили несколько заграничных походов. Командовать новыми кораблями он назначает проверенных в боевых условиях сослуживцев, в частности, К.А.Безпальчева и И.С.Исакова. В сентябре-октябре 1925 г. эсминцы «Незаможник» (бывший «Занте») и «Петровский» («Корфу») стали первыми кораблями Красного флота, вышедшими в Средиземное море. Отряд под командованием опытного черноморца А.Н.Невинского, в Первую мировую войну флагманского артиллериста бригады линейных кораблей, нанёс визит в Турцию и Италию - посетили Стамбул и Неаполь. По возвращении кораблей в Севастополь наморси Панцержанский сказал: «С особой благодарностью отмечаю ваше прекрасное поведение в Турции и Италии. Спасибо за поход! Первая проба заграничного похода совершена хорошо».




Знамя, врученное крестьянами Украины эскадренному миноносцу «Незаможник».

В декабре 1925 г. Панцержанский публикует статью в «Морском сборнике», где подводит итоги напряженной летней кампании флота. Деятельность наморси на этом посту получает высокую оценку Народного комиссара по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета СССР М.В.Фрунзе. И как результат -перевод в Москву. С ноября 1926 по 1932 он член Постоянного совета при Реввоенсовете СССР, с 1933 по 1937 - в центральном аппарате ВМС РККА, старший преподаватель Военной академии Генштаба РККА. В 1935 г. Панцержанскому присвоено звание флагмана 1 ранга.
13 июня 1937 г. арестован как «враг народа» и 26 сентября 1937 г. расстрелян [7, 19, 57].
Имя Э.С. Панцержанского, как и других заслуженных военачальников, долгие годы было под запретом. Первые упоминания о нём появились в печати лишь в конце 1980-х годов и лишь в 1998 - первая книга писателя С.А.Зонина «Наморси Республики» [7]. Исключением является рассказ адмирала И.С.Исакова «Салям Панцержанского», который впервые был опубликован в журнале «Москва» (1966, № 11). В этом нет ничего удивительного. Исаков занимал высокое положение в обществе и, видимо, считал своим долгом сохранить в истории память об этом достойном и безвинно убитом человеке, которого он хорошо знал, и которому, скорее всего, был обязан своему стремительному продвижению по служебной лестнице. К тому же, этот небольшой рассказ, основанный на реальном, видимо, единственном случае за всю историю флота, является одним из лучших у автора - писателя И. С. Исакова. Малый миноносец после выполнения очередного ответственного рейса в Турцию возвращается в Севастополь. Как всегда, корабль встречает командующий флотом, чтобы лично поблагодарить экипаж за службу. Его катер приближается к борту миноносца, на котором выстроились матросы в летней парадной форме. В этот момент строй матросов на палубе корабля неожиданно выполняет отрепетированную заранее «шутку» - на головах матросов вместо привычных бескозырок появляются турецкие фески! Интересен и сам эпизод и, особенно, мгновенная реакция Панцержанского, думается, понятная из заголовка рассказа, написанного по прошествии многих лет. В каждой строке рассказа сквозит явная симпатия к герою этой любопытной истории.




Адмирал флота Советского Союза Исаков Иван Степанович. И.А.Пензов.

Начальник штаба - Степанов Георгий Андреевич (бывший лейтенант, минер).
Начальник оперативной части - Наддачин Николай Степанович (бывший лейтенант, штурман).
Начальник распорядительной части - Акулин Михаил Иванович (бывший мичман военного времени).
Флагманский артиллерист - Иванов Александр Яковлевич (бывший лейтенант, артиллерист).
Флагманский минер - вакантная.
Флагманский штурман - Мигаловский Константин А. (бывший лейтенант, штурман).
Флагманский врач - Кох Роберт Александрович
Флагманский интендант - Винклер Константин Карлович (бывший Губсекретарь),
Флагманский инженер-механик - Сушинин Алексей Федорович (бывший лейтенант, инженер-механик).
Старший Флаг-Секретарь - вакантная.
Младший флаг-секретарь - Толбузин Петр Львович (бывший мичман).
Штаб дивизиона канонерок.
Начальник дивизиона - Биллевич Борис Владимирович (бывший лейтенант, штурман).
Артиллерист дивизиона - Вальдман Николай Федорович (бывший мичман).
Штурман дивизиона - Шенц Всеволод Владимирович (бывший мичман военного времени),
Инженер-механик дивизиона - Яковлев Александр Владимирович (бывший мичман, инженер-механик).
Канонерские лодки - это небольшие буксиры, на которых установили пушки и пулеметы, имевшие водоизмещение около 200 т. и скорость хода 8-10 узлов.




Канонерская лодка № 1, с апреля 1919 г. переквалифицирована в сторожевое судно. Реконструкция И.И.Черникова.

Канлодка № 1 «Приёмщик», на которой воевал  К.А.Безпальчев, имела следующие ТТЭ: водоизмещение 196 т, длина 28 м, ширина 5,5 м, осадка 1,6 м. Вооружение: 1 пушка 75-мм, 1 пушка 47-мм, зенитка (аэропушка) - 37-мм, 2 пулемёта. Силовая установка: Компаунд, мощностью 360 л.с., один цилиндрический котел с обратным ходом дыма, топливо - дрова. Автономность - 180 суток.
Экипаж: Командование - 3 чел.
Командир канлодки - Безпальчев Константин Александрович (бывший мичман, штурман.)
Помощник командира - Лассис Эрнест Иванович (прапорщик по морской части, штурман торгового флота).
Вахтенный начальник - вакантная.
(На канлодках № 3 и 7 командирами были также выпускники Морского корпуса в звании мичман).
Рядовой состав — 26—33 чел., в том числе строевые, комендоры, сигнальщики, рулевые, коки, кочегары, машинисты, трюмные, которые размещались в двух кубриках. Кормовой кубрик (большой, 5 куб. саженей), в котором помещалась вся верхнепалубная команда (16-18 чел.) без искусственной вентиляции на 8 двухъярусных неподвижных койках, имел по два иллюминатора с каждого борта. Носовой кубрик (малый, 3 куб. саженя), где размещалась вся машинная команда (10-15 чел.) на 4-х двухъярусных неподвижных койках, имел по одному иллюминатору по бортам, также без искусственной вентиляции. Гальюны прокачивались только во время хода. Кают-компания использовалась как перевязочный пункт во время боя. За прошедшую навигацию корабль прошел 4755 миль за 715 ходовых часов, потерь личного состава не имел [3,4].




Заградитель «Яуза» и транспорт «Желябов» в Петрозаводске

Между тем, в ноябре в северной части Онежского озера начался ледостав, и корабли Онежской флотилии 12-14 ноября возвратились в Петрозаводск и стали на зимовку.
Но об отдыхе не могло быть и речи: в течение всей зимы Константин Александрович напряженно работает в новой должности помощника начальника Онежской лоцдистанции.


Примечание. В отчете [4] представлен доклад начальника Онежской Лоцдистанции (г. Петрозаводск), подготовленный помощником начальника (видимо, К.А.Безпальчевым). В докладе по штурманской части отмечено, что все карты Онежского озера и реки Свирь изданы Управлением по обеспечению кораблевождения в Балтийском море по планшетам съёмки озера в 1874-1893 гг. с некоторыми исправлениями в более поздние годы и требуют корректуры по современным данным.
Объем гидрографических работ на Онежском озере колоссальный. Местами озеро не обследовано вовсе, сведения о глубинах не достоверны, некоторые маяки имеют постоянный белый огонь, что затрудняет их опознавание. Необходимо увеличить чувствительность створных знаков путем их разноса; заменить речные вехи на вехи морского типа, построить мерную линию в Петрозаводской губе, оборудовать полигон для уничтожения и определения девиации компасов. Приступить к обследованию и оборудованию навигационными знаками Онежской части реки Свирь. Учредить метеорологические станции в Петрозаводске и Лодейном поле.
К будущей кампании необходимо срочно подготовить:
- карту Кижского фарватера;
- карты всех губ с указанием (на полях) подходов к различным пунктам побережья.
Совершенно необходима Лоция Онежского озера, а также карты и лоция реки Свирь.
Онежская Лоцдистанция приступила к работам в августе 1919 г. на неспециализированных судах и плавсредствах.




А в 1920 г. события перемещаются на юг, и Безпальчев переводится на Черноморский флот. В мае 1920 г. он вместе с семьей переезжает в Николаев. Здесь он сначала заведует штурманским депо , а затем становится командиром канонерской лодки «Эльпидифор» (Эльпидифор-413, впоследствии «Красная Абхазия»), на которой в составе Усть-Днепровской флотилии активно участвует в боевых действиях в Днепровском лимане. За личную храбрость К.А.Безпальчев награждается именным оружием - револьвером системы «маузер».

Примечание. Депо карт и книг - старейшее подразделение Гидрографической службы Черноморского флота. Само название «д е п о» свидетельствует о солидности возраста организации, созданной для обеспечения мореплавателей необходимым навигационным имуществом, картами и книгами.
Создано Бюро карт в июле 1803 г. по поручению Адмиралтейств-коллегий России в Николаеве при Главном командире Черноморского флота и портов Черного и Азовского морей [8].
В настоящее время Депо карт и книг, находящееся в Севастополе, обеспечивает корабли, суда, воинские части Черноморского флота, учреждения и организации Российской Федерации морскими и топографическими картами и пособиями, извещениями мореплавателям, выполняет функции довольствующего органа Гидрографической службы флота.




Депо, где живут морские карты :: Флот - 21 век

Примечание
. Элышдифоры. Активное участие Черноморского флота в Трапезундской операции русской армии на Кавказе в 1916 г. выявило срочную необходимость создать на флоте соединение небольших универсальных боевых кораблей, способных не только перевозить и высаживать на необорудованное побережье войска и технику, но и проводить траление акватории высадки, охрану кораблей на рейдах и т.д.
В июле 1916 г. штаб командующего Черноморским флотом принял решение на постройку таких судов, проектирование которых было поручено заводу «Руссуд» в Николаеве. Прототипом такого «десантного парохода» послужил тип азовских паровых шхун, использовавшихся для перевозки солдат, орудий, различного снаряжения. Название судна заимствовано от мобилизованного в 1914 г. парохода «Эльпидифор» (с 1916 г. - Т-230) 1905 г. постройки [45], принадлежавшего владельцу по имени, видимо, Эльпидифор. Накануне Первой мировой войны они использовались как каботажные суда. Имея небольшую осадку и сравнительно большую грузоподъемность, эти суда могли обходиться без причалов, т. к. могли «въезжать» носом на пологий берег. Неплохие мореходные качества позволяли им ходить в европейские порты Средиземного моря и даже далее [12, 13, 14].
После утверждения проекта Морское министерство в феврале 1917 г. заключило контракт на постройку 30 десантных пароходов по типу «Эльпидифор» (затем программа была сокращена). Первый эльпидифор был предъявлен к сдаче в ноябре 1917 г. Достроенные затем три эльпидифора под номерами 410, 411 и 412 в ноябре 1920 г. были уведены белыми за границу.
После революции, испытывая острую потребность в артиллерийских кораблях на Черном море, руководство Морскими силами Республики приняло 4 июня 1920 г. решение о достройке и переоборудовании в канонерские лодки шести эльпидифоров (№ 413 -418 ), однако фактически этот план удалось осуществить лишь наполовину. В тяжелых условиях гражданской войны рабочие «Руссуда» изготавливали и устанавливали минные пути, подкрепления под орудия, обустраивали трюмы и помещения. И несмотря на острый недостаток топлива, электроэнергии и транспортных средств достройка и переоборудование судов продвигалось. Два первых корабля (№ 413 и 415) были готовы в ноябре 1920 г., третий (№ 414) - только в октябре 1921 г.




Универсальный боевой корабль «Эльпидифор»

Проектное водоизмещение канонерской лодки составляло 1050 т, длина 74,7 м, ширина 10,4 м, осадка носом 1,22 м, кормой -2,44 м. Экипаж 130 человек. Две вертикальные паровые машины тройного расширения общей мощностью 600 л.с. и два двухтопоч-ных цилиндрических котла с обратным ходом газов обеспечивали скорость 10 узлов, дальность плавания 1800 миль.
Вместимость угольных ям 81,9 тонн. В корпусе размещались четыре грузовых трюма. Вооружение состояло из трех 130-мм орудий длиной ствола 55 калибров, двух 76,2-мм зенитных пушек Ф.Ф. Лендера и двух пулеметов, устанавливавшихся на мостике. Подача боезапаса главного калибра (по 100 выстрелов на орудие), находившегося на дне грузовых трюмов в водонепроницаемых ящиках, осуществлялась с помощью ручных лебёдок. Боевая рубка, располагавшаяся на ходовом мостике, сообщалась с орудиями и машиной переговорными трубами. Жилое помещение располагалось в четвёртом (кормовом) трюме, рубка радиостанции - на верхней палубе у фок-мачты. 117 мин заграждения помимо верхней палубы размещались во втором и третьем трюмах [14].
Эльпидифоры использовались не только как корабли артиллерийской поддержки, но и как минные заградители и тральщики.


Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru



Главное за неделю