Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещенные системы водоочистки

Судовые системы
водоочистки
защитили от санкций

Поиск на сайте

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 28.

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 28.

Запомнилась страсть, именно - страсть, Безпальчева к парусу. Кстати, не я первый пишу об этом. Любознательный читатель может найти интересный эпизод, относящийся, видимо, к концу 20-х годов, на страницах воспоминаний Н.Г. Кузнецова «Накануне».
Из музея вернемся в училище. На первом курсе училища, наряду с другими предметами, была «морская практика» - наука древняя, многообразная, интересная и очень нужная на флоте. За учебный год мы постигли азбуку Морзе, световой и флажный семафор, значение флагов расцвечивания, вязание морских узлов, устройство шлюпки, такелажа и парусов. А к началу навигации на Даугаве мы имели уже и свой «флот» - несколько шестивесельных шлюпок, десяти и двенадцативесельных баркасов и катеров, разместившихся в спортивной гавани вблизи нынешнего «Московского» моста через Даугаву.



Шлюпочная флотилия на Даугаве. Рига. 1950-е годы

Началась морская практика на воде: «Уключины вставить! Вёсла разобрать! Вёсла на воду! Табань! Шабаш! Весла на валёк!» - неслись по Даугаве команды. Весельные приемы отрабатывались до автоматизма, исполнялись, как оружейные. Первые гребки невпопад, затем — лучше, еще лучше, хорошо, совсем хорошо... Ладоням рук сначала больно, затем - очень больно, затем - кровяные мозоли. Спустя какое-то время ладони уже покрыты толстым слоем бесчувственной кожной корки. Слаженные взмахи весел, мощные гребки, шлюпка с каждым гребком уверенно набирает скорость. От одиночных, «спринтерских» галсов переходим к состязательным гонкам. И все это под бдительным надзором и личным руководством самого Безпальчева.
Скоро от весел переходим к парусам, а затем и сдача экзаменов по управлению шлюпкой на веслах и под парусом. Кульминация «водной феерии» - выполнение двух поворотов шлюпки под парусом: фордевинд и оверштаг, с проходом у борта рассыльного катера в расстоянии не более 20 см. На катере - сам Батя. Мне, грешному, первый проход не удался, расстояние получилось около 30 см. С палубы катера прозвучало властное и недвусмысленное: «Повторить!» Второй заход удался на славу, расстояние до борта катера не превысило 5 см, начальство отреагировало одобрительно, и в душе шевельнулось приятное чувство успеха.
Курсантам младших выпусков повезло больше. В летний период 1955 г. Рижскому и другим военно-морским училищам предоставили для морской практики барк «Седов». К.А. Безпальчев в качестве руководителя похода и практики курсантов совершил на нем рейс в Северную Атлантику и Фарерским островам.



Седов под флагом ВМФ СССР

Поход в открытый океан на крупнейшем в мире паруснике - трудноосуществимая мечта каждого любителя морской экзотики. Безпальчеву, страстному любителю паруса, это был подарок судьбы к близившемуся уходу в отставку... Мне хочется надеяться, что этот поход будет описан его участниками.
Все, о чем написал, - стопроцентный «позитив». А был ли «негатив»? Да, к сожалению... Недаром говорят, что и «на Солнце есть пятна». Нетерпелив был наш Батя. Ох, как нетерпелив и вспыльчив! Обратил внимание, что многие курсанты носят усы. Устроил по этому поводу разгромный разнос нашим командирам. Побежали курсанты по парикмахерским стричься-бриться. Пошло брожение в курсантской среде. Через 2-3 месяца новое радикальное решение: разрешить усы! Но не всем... Дело в том, что не учел Безпальчев национальный состав нашей роты. Ведь она была «Бакинской», и у наших «джигитов» усы - национальная гордость. Написали обиженные родным о нанесенном оскорблении, те - друзьям, знакомым, до самого верха республиканских властей, а оттуда по ответственным военным инстанциям - ответный удар. Усы разрешили, но только представителям кавказских народностей. Не терпел Безпальчев излишней растительности и на лицах офицеров-преподавателей. Пришел к нам старшим преподавателем на кафедру навигации капитан 3 ранга Анквич с бородой, но быстро лишился красавец-офицер своей «гордости». Мы соболезновали про себя.
Попался как-то и я, грешный. Налетел на трапе (по лестницам, «трапам», «истинным морякам» полагалось передвигаться только бегом) при развороте на марше прямо в круглый живот самому Безпальчеву, оторопел, отскочил, вытянулся в струнку. - Кто такой? Курс, взвод, ротный? - посыпались вопросы. Отрапортовал. - Плохо стрижен! Устранить! Доложить! - посыпались приказания.



Город Рига, 19.04.1953 г. Автор перед выполнением приказания тов. Безпальчева о пострижении «под Котовского».

Доложил командиру роты, тот пожурил, выдал увольнительную записку, подстригся - короче некуда, но чуб сохранил. Сфотографировался, на всякий случай. Доложил о выполнении приказания. - Что? Это аккуратная прическа? Наголо! И немедленно! - окончательный вердикт. И я расстался с последней гордостью на юной голове.
Но все это мелочи. Неприятные, правда, мелочи. Больше огорчали его бестактные «разносы» офицеров, даже имевших высокие чины. Разные бывают случаи. Бывает, и офицеры допускают какие-то упущения по службе, недоработки, которые нельзя оставлять без внимания. При этом надо учитывать время, место, окружение, соблюдать такт, не ущемлять человеческое достоинство воспитуемого и т.д.
У Безпальчева все выходило «здесь и сейчас». Он мог в ярости, в присутствии младших офицеров и даже нас, курсантов, так нещадно, уничижительно отчитывать «виновника», что тот готов был провалиться на месте. Все это в рамках нормативной лексики, естественно, но Безпальчев, обладая изрядным лексическим запасом и умением темпераментно, образно и обидно строить речь, мог привести в краску даже заслуженного, уважаемого курсантами офицера в звании капитан 1 ранга. Под горячую руку ему лучше было не попадаться.
Просматриваю фрагменты служебных характеристик, аттестаций. И часто, как бы штрихами, наряду с достоинствами, попадается: «Груб с подчинёнными», «Авторитетом среди команды не пользуется», «Критикует вышестоящее начальство», «Отношение к комсоставу неровное», «Имеет любимчиков» - характеризует Безпальчева комдив Шельтинга, «...офицерами занимается мало, предъявляет больше требовательности, чем учит их...», «Имеет место предвзятость к людям» - Начальник ВМУЗ Степанов, «Обидчив, недостатки устраняет с трудом» - Начальник ВМУЗ Н.Г. Кузнецов.



Шельтинга Юрий (Георгий) Владимирович (1891–1962), контр-адмирал (4.06.1940).

Думаю, что все это в какой-то мере были весьма характерные черты для Безпальчева. Это подтверждаю я, лично наблюдавший его в различных ситуациях, это подтверждают и мои товарищи из Рижского Нахимовского училища. Но не будем строгими судьями Константину Александровичу. По себе знаю, как трудно работать с подчиненными, как трудно выдерживать разгильдяйство, хамство, неисполнительность, халатность и прочие людские недостатки.
А давайте представим контингент подчиненных Безпальчева в годы революционной нестабильности, да и в последующие годы - крутые. Не от изъянов воспитания он стал таким нервным, нетерпеливым. Трудное досталось Безпальчеву время, трудные были люди, трудно сложилась служба.
Ещё и ещё раз просматриваю послужной список Безпальчева, анализирую, сравниваю его служебный рост с его ровесниками, ставшими видными деятелями Военно-морского флота, чьи пути тесно соприкасались:
- контр-адмирал К.А.Безпальчев (1896-1973);
- адмирал И.С.Юмашев (1895-1972);
- Адмирал Флота Советского Союза И.С.Исаков (1894—1967);
- Флагман 1 ранга Э.С.Панцержанский (1887-1937);
- вице-адмирал Г.А.Степанов 43 (1890-1957);
- адмирал Ю.А.Пантелеев (1901-1983);
- Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов (1904—1974).



ЮМАШЕВ Иван Степанович (1895-1972). Герой Советского Союза Исаков Иван Степанович (1894-1967). Панцержанский Эдуард Самуилович (1987-1937).

Примечание. Юмашев Иван Степанович (1895 - 1972) - флотоводец, адмирал (1943), Герой Советского Союза (1945). Окончил школу юнг в Кронштадте (1912-1914), учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота (1914—1915), штурманский класс Специальных курсов комсостава РККА (1924-1925), тактические курсы командиров кораблей при ВМА им. К.Е. Ворошилова (1932). На службе с 1912 г. - кочегар, машинист, электрик, старшина 12-дюймовой артиллерийской башни береговой батареи Балтийского флота. Участник 1-ой Мировой войны - артиллерийский унтер-офицер (1916). В годы Гражданской войны служил на боевых кораблях Астрахано-Каспийской, затем Волжско-Каспийской флотилии комендором, командиром батареи (1919-1921), помощник командира линкора «Петропавловск» («Марат») в 1921-1924 гг. Участник подавления Кронштадтского мятежа (1921), участник перехода из Архангельска во Владивосток на СКР «Боровский» (7-11.1924), штурман ЭМ «Ленин» (1925), помощник командира ЭМ «Зиновьев» (1925-1926), затем крейсера «Профинтерн» (1926-1927) морских сил Балтийского моря. Командир ЭМ «Дзержинский» (1927-1931), крейсера «Профинтерн» (1931-1934), командир дивизиона эскадренных миноносцев (1934-1935), бригады крейсеров (1935-1937), начальник штаба флота (1937-1938), командующий Черноморским флотом (1938-1939), командующий Тихоокеанским флотом (1939-1947). Флагман 1-го ранга (3.4.1939), вице-адмирал (4.6.1940), Главком ВМС (1.1947-2.1950), военно-морской министр (2.1950-7.1951), начальник ВМА им. К.Е. Ворошилова (8.1951-1.1957), с января 1957 - в отставке [25, 56].

Все они, без сомнения, хорошо знали друг друга, все имели хорошие перспективы служебного роста, но судьба...
Безпальчев аттестуется: «Морское дело знает хорошо. Достоин направления в академию» (Командующий флотом Панцержанский). Но судьба оказалась немилостивой, фортуна не улыбнулась. И причина очевидна, она там же, в этой и во многих других аттестациях: «Происходит из дворян. До Великой Октябрьской революции служил в царском флоте». (Клеймо поставлено!) И в конце характеристики: «Делу Ленина-Сталина предан». Но кто дочитывал до конца аттестации, или верил заключительному стереотипу?
В 1926 г. Безпальчев назначается командиром эсминца «Петровский», которым ранее командовал Исаков. Успешно командует им три года. «Петровский», как и крейсер «Червона Украина», входил в состав отдельного дивизиона эсминцев (комдив Ю.В. Шельтинга).
В 1932 г. Безпальчев в Управлении комплектования штаба ЧФ, начальник учебного отдела. Далее судьба предначертала ему путь во ВМУЗы.
В 1937 г. репрессирован Панцержанский, в 1938-м арестован Безпальчев и только в 1940-м освобожден и восстановлен в кадрах с сохранением стажа и воинского звания.
Не любил он упоминать эти годы.



Чем запомнился 1937 год? Взгляд спустя 75 лет.

Дальнейшая служба Безпальчева продолжалась в системе ВМУЗ.
1940 г. - начальник военно-морского цикла Военно-морского хозяйственного училища в Выборге, Петергофе, Ленинграде, Москве - эвакуация.
1943 г. - начальник кафедры военно-морской географии, начальник курса ВВМУ им. Фрунзе в Баку.
1944 г. - организатор, начальник Горьковского военно-морского подготовительного училища.
1945 г. - организатор, начальник Рижского Нахимовского военно-морского училища. В 1944-1947 гг. вице-адмирал Степанов Г.А. - начальник управления ВМУЗ, непосредственный начальник Безпальчева. А в 1948 г. вместо Степанова непосредственным начальником Безпальчева становится... контр-адмирал Н.Г. Кузнецов.
«Пути Господни - неисповедимы» твердит молва.
В августе 1953 г. К.А. Безпальчеву, наконец, было присвоено воинское звание контр-адмирал. Училище ликовало. Долгими, извилистыми и трудными были эти почти сорок лет, прошедшие от получения первого офицерского звания.



И ветераны одели ордена. Справа - контр-адмирал К.А. Безпальчев. Ленинград. 1970 г.

1956 г. и К.А. Безпальчева и Н.Г. Кузнецова увольняют в отставку, первого в возрасте 60 лет, второго - 54. «В 1972 г. Безпальчев провожал в последний путь своего друга Юмашева. Прощание было тяжким. Он как чувствовал, что и его уход не за горами. Здоровье резко пошло на убыль, все реже стал подниматься с постели, все чаще приходит забытье. Временами в памяти возникают незамутненные картинки прошлого: мама (1865-1917) - сельская учительница, обе сестры (старшая не вернулась после ареста в 1938-м). Вспоминаются бесконечные переезды родителей, меняются гимназии: 1906-1908 - Ковенская, 1908-1909 - Житомирская, 1909-1910 - Олонецкая, Александро-Благословенная, Петрозаводск.
1910 г. - родители отправляют сына в Петербург. Костя в подготовительных (кадетских) классах Морского корпуса, пока еще за свой счет. Это заведение так похоже на то, что создавал он в 1944-м. Только там, в Корпусе, учились дети зажиточных родителей в благополучное время, здесь же, в основном, сироты, потерявшие родителей в войну, бездомные. Их надо было выводить в люди.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю