Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Разведывательные дроны

Как БПЛА-разведчики
повышают точность
ударных подразделений

Поиск на сайте

Дневник курсанта. Ю.Я.Слесарев. Часть 1.

Дневник курсанта. Ю.Я.Слесарев. Часть 1.

Не терять своё детство - профессиональное качество.

Ю.Стоянов. «Городок»

Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

Маршак.

Идея написания дневника зародилась совсем недавно, и я сразу решил воплотить её в жизнь.
Причина, побудившая заняться этим необычным для меня делом, одна – предстоящая разлука с Т. в связи с практикой. Переписка в этот период будет совсем невозможна, и я решил, что лучшим выходом из затруднительного положения – писать дневник. Другим показалось бы это смешным, но, слава богу, что отличительной чертой дневников является то, что они не предназначены для чтения широким кругом лиц. Пока что о нём известно только мне и ей. Надеюсь, больше никто не узнает. Хотя в коллективе трудно сохранить что-либо в тайне, но «волков бояться – в лес не ходить», так что меня и это не пугает. В конце концов, это достаточно распространённое занятие среди людей всех возрастов.
Вся трудность в том, что я никогда не писал подобных вещей. Боюсь, что может получиться не так, как хотелось бы. Мой самый значительный письменный труд – это сочинение по литературе во время учёбы в Нахимовском училище. Спасает то, что дневник – это не художественное произведение, а всего лишь документирование мыслей на бумаге.
Я немного рановато приступил к этому занятию, так как до отъезда на практику осталось ещё порядка двух недель. Почему-то не хватило силы воли не начинать его раньше времени. Слишком велико желание запечатлеть свои мысли на бумаге.



Недавно мне некто ООИ сказал, что писать дневник – занятие для девчонок. Я категорически против таких заявлений. Знаю много мужчин, причём с мировым авторитетом, которые писали дневники, и ничего с ними не случилось. Да и потом, что может быть в этом плохого? По-моему, ничего. А посему я буду продолжать то, что задумал.
Сейчас все мои коллеги и я, в том числе живём одной мыслью – предстоящая практика. Пожалуй, эта практика будет самой интересной в истории ВВМУПП. Самый главный интерес заключается в преодолении предстоящих трудностей, которые являются неотъемлемой частью морских походов. Мы посетим интереснейшие места, про которые написано много книг, с которыми связаны крупнейшие события нашей эпохи. Одним словом, будет что записать. На этом я, пожалуй, закончу свою вступительную часть и перейду к основному.

6 апреля.
Сегодняшний день знаменателен тем, что я приступил к основной части задуманного. Условия для того, чтобы хорошо писать, оставляют желать лучшего. Но и в будущем надеяться на лучшее не приходится. Может быть, всё время придётся писать в лежачем положении.



Константиновский равелин. Севастополь.

Сегодня мы, наконец-то, прибыли на плавбазу. Откровенно говоря, мы первоначально разочаровались. Представляли себе этот корабль более мощным, чем он есть на самом деле. Но впоследствии представленные нам жизненные условия превзошли все наши ожидания. По сравнению с тем, что было в прошлом году на крейсере «Железняков», здесь мы почти, что в райских условиях. Я говорю «почти», потому что, конечно, далеко не всё нам нравится, но это мелочи, которые перекрываются тем, что нам нравится.
Сегодня до полудня занимались расселением и другими организационными мероприятиями. После обеда состоялись первые занятия на шлюпках. С непривычки болят руки, потому что не держали вёсла в руках с августа прошлого года. Во время занятий мичман рассказал нам кое-что о только что закончившемся их шестимесячном походе. Наш интерес к своему походу ещё больше разгорелся.
Погода стоит приотличнейшая. На занятия ходим по пояс раздетые. Уже есть купающиеся. Хотя в это время года и в Ленинграде много загорающих энтузиастов у стен Петропавловской крепости. Но юг есть юг. Иначе нельзя было предполагать. Если бы такая погода стояла в течение всего похода! К сожалению, это маловероятно. В Атлантике нас ожидает самый, что ни на есть, дурной климат. Именно там как раз и начнутся все испытания. Ну что же, не стану гадать. Подождём – увидим.
После ужина – свободное время. Кое-кто ушёл в культпоход в базовый матросский клуб на постановку театра Черноморского флота. Основная масса осталась здесь, в том числе и наша компания: Юрка (Чечуров), Васька (Петров), Оська (Олег Осипов), Мишка (Хлебников), Славик (Васильев), Санька (Пуськов), Лёшка (Перловский), Женька (Трофимов) и я. Просто у нас нет денег, чтобы идти на спектакль. Все деньги спустили в дороге. Сейчас каждый занимается, кто чем может. Некоторые ушли на бак смотреть фильм «Ночь без милосердия».



А остальные находятся в кубрике и занимаются личными делами. Вот тут надо мной Славка с Женькой спорят о том, как надо зарядить фотоаппарат. Мишка занимается переводом английского текста (он в своём репертуаре). Ванечка (Митурич) только что закончил бренчать на гитаре. Видимо, ушёл смотреть фильм. Ну а я занимаюсь этой необычной для меня работой – пытаюсь изложить свои мысли на бумаге.
Сегодня нам объявили неприятную весть – официального увольнения в город до самого выхода в море не будет. Будем ходить в Севастополь только в культпоход. Собственно те, кто ещё ни разу не был в Севастополе, ничего не теряют, потому что нам всё равно как ходить по городу. Ведь основная цель – ознакомиться с достопримечательностями, что лучше сделать с помощью культпоходов. Хуже тем, у кого здесь есть родные. Но я думаю, что они особенно не сожалеют.
Только что посмотрел фильм. Начало пропустил, но в общем-то идея ясна. Фильм понравился, особенно то место, где он и она говорят о любви. Замечательно то, что очень сходно с тем, что есть между мной и Т. Он спрашивает: «Ты меня любишь?». Она отвечает: «Я тебя люблю». Он: «Несмотря на разлуки?». Она: «Да!». Он: «И будешь ждать?». Она: «Да!». Именно это я бы хотел услышать от Т. Я её очень люблю и не хочу, чтобы она оставила меня. Сейчас первая долгая разлука, первая своего рода проверка. Надеюсь, всё будет отлично. Хочу, чтобы всё было хорошо и ничего не изменилось бы за этот трудный месяц.

7 апреля.
Воскресный день. Но у нас, т.е. у курсантов, это не чувствуется. Сегодняшний день командование решило сделать обыкновенным рабочим днём. До обеда и после обеда были занятия.



Практически отрабатывали вопросы астрономии, офицеры рассказывали кое-что об устройстве и истории корабля. Одним словом, ничего существенного не произошло, если не считать того, что в плане подготовки штурманской боевой части к походу более подробно изучили наш маршрут следования в Североморск.
Погода сегодня опять нас не обижает, даже наоборот – радует. Успел немного загореть. Лицо до сих пор горит. Если так и дальше будет продолжаться, то в Ленинград мы на самом деле вернёмся чем-то похожими на негров.
Сегодня стало известно, что 10-го выходим на мерную милю, а 11-го – в поход. Капитан 1 ранга Усиков сообщил, что вахту будем нести по 4 часа, а иногда и по 8 часов, в сутки. Эта радостная весть, пожалуй, самая важная, потому что в училище нам говорили, что будет по 10 часов штурманской вахты в сутки. Теперь с полной уверенностью можно сказать, что многие исторические места мы сможем увидеть, потому что свободного времени будет достаточно. Меня же больше всего беспокоило то, что не будет хватать времени для систематического ведения дневника. Сейчас беспокоиться не за что.
Больше всего сейчас жалею, пожалуй, о том, что у меня нет фотоаппарата. Это самое серьёзное упущение. Надеюсь, в будущем практики не будут проходить в таком духе. И такой ошибки я больше не допущу.
После ужина, как всегда, свободное время. И вот тут-то произошло самое важное событие за сегодняшний день. Пришли ребята из ЧВВМУ им. Нахимова: Саня Дмитрюк, Булат Асанов и Гарик Сусанов (отчислен из ЛНУ, сейчас на гражданке).



Вместе проучились 7 лет, и вот через полтора года встретились. А встретил их Мишка, когда ходил на тренировку, в районе Графской пристани и привёл их к месту нашей стоянки. Хорошо, что мы стоим не на рейде, а у причала. Это позволило Сашке Дмитрюку подняться к нам. Поговорили по душам, он нам кое-что рассказал из питонской жизни в Севастополе. Из этого разговора я сделал вывод, что всё-таки в Ленинграде лучше во многих отношениях, но главное – это то, что там живёт Т. Ленинград я, пожалуй, до 1971-го года ни на что не променяю. Встреча была очень радостной, жаль, что кратковременной. После того, как проводили ребят, некоторые пошли смотреть фильм «Лушка», другие находятся в кубрике. Меня почему-то не тянет смотреть такие фильмы, да я к тому же, кажется, уже смотрел его. Группа курсантов пошла на спектакль «Матросы». Вчера он не состоялся. Вместо него ребята ходили на Малахов Курган. Мы просчитались. А сегодня из-за неимения денег мы вынуждены сидеть здесь. Очень жаль, но ничего не поделаешь.
Сейчас кончится фильм, будем пить чай. После чая, вероятно, будет ещё один фильм, после которого сон. А спать здесь одно удовольствие, даже лучше, чем в училище: на двух простынях, на мягком матрасе. Это не только моё личное мнение, это общее мнение. Мне здесь особенно нравится, потому что в училище я сплю с некоторых пор в результате какого-то недоразумения всего лишь на одной простыне. Но это ещё хорошо.



Юрка Чечуров вот уже 8-й месяц спит вообще без простыней. Но это мелочи, они не стоят того, чтобы на них часто обращать внимание. От этого не умирают.
Завтра по всей вероятности будет возможность вырваться в город. Говорят, после обеда пойдём в культпоход. Но о завтрашнем дне буду писать завтра. А сейчас пока вынужден оторваться от этого занятного дела. Итак, до завтра.

8 апреля.
Понедельник. Говорят, понедельник – день тяжёлый. Но для нас он ничем не отличается от других. Даже наоборот, сегодняшний понедельник интереснее, чем вчерашнее воскресенье. Собственно, первая половина дня ничем не интересна. Были занятия на шлюпках. Опять немного подзагорел и поднабрался силы. Загоранием я, по-моему, стал злоупотреблять. Лицо и плечи сильно горят. Ребята говорят, что я, пожалуй, самый красный. Что-то южное солнце слишком прилипчиво ко мне. Не знаю, хорошо это или плохо. Тешу себя надеждой, что хорошо. Но впереди ещё много времени для загорания. Все мы поставили себе задачу не упустить такой возможности и, вернувшись в Ленинград, не стыдиться цвета своей кожи. Сделать это в наших условиях не составит труда. Поэтому мы особо не беспокоимся.



После обеда произошло основное событие дня. Наконец-то, мы (Саня, Вася, Оська, Лёша и я) побывали в городе. Посетили панораму Севастопольской обороны в период войны России с Турцией, Англией и Францией в 1853-1856г.г. Поразило мастерство художников, участвующих в создании и реставрации этой панорамы после Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. После панорамы посетили Малахов Курган. Конечно, в наши дни это историческое место намного отличается, точнее говоря, вообще нет ничего общего, от того Малахова Кургана, на котором произошли важнейшие события во время осады Севастополя (1854г.). Сейчас здесь очень красиво: много зелени, цветочные клумбы, асфальтированные дорожки. Остались только орудия-памятники, снятые с боевых кораблей и мемориальное место, где погиб адмирал Корнилов.
Кроме всего прочего курсантское внимание привлекла шашлычная, пройти мимо которой никто из нас не мог. Конечно, она совсем не похожа, допустим, на «Рваный парус» или «Три пескаря», но всё-таки нам понравилось. Даже сделали внутри неё несколько снимков.
Кроме посещения этих мест походили по городу. Должен сказать, что Севастополь мне лично почему-то не очень нравится. Во-первых, сама местность, на которой расположен город. Слишком много горок, бухт, гаваней, из-за которых все улицы (скорее большинство) кривые, очень много объездов. Во-вторых, если судить по архитектуре, то не видно прогресса. В-третьих, слабая развитость городского пассажирского транспорта. Ходят допотопные троллейбусы, от которых создается впечатление, что они вот-вот сломаются. В один троллейбус набилось столько народу, что он стал трещать и раскачиваться из стороны в сторону как старая телега. Не понравилась одежда горожан. Ходят, кто в чём может. Создаётся впечатление, что можно находиться на улицах города в самой грязной робе. Я не пытаюсь очернить Севастополь. Нет! Ни в коем случае. Мои фантазии никому не мешают здесь жить. Уверен, многие ленинградцы предпочли бы здесь жить благодаря местному климату. Скорее всего, мои первые впечатления о Севастополе обманчивы. В будущем, думаю, они изменятся.



В ходе всего культпохода много фотографировались. Это будут ценные фотографии.
К ужину возвратились на корабль. Я сразу же заступил на дневальство. Сейчас идёт комсомольское собрание. После собрания будет кино и баня – последняя перед походом.
Прервался немного. Смотрели фильм «Сильные духом». Довольно интересный фильм. Хорошо бы после чая посмотреть вторую серию. Но, наверное, из-за бани не удастся.
Завтрашний день обещает быть интересным. Возможно, схожу в город.
9-го и 10-го апреля будут проходить соревнования сильнейших гимнастов ДСО «Спартак» Украины. Хорошо бы посмотреть. Попытаюсь поговорить с командиром, но надежды мало. В город отпускают только в виде исключения. Вообще много чего хотелось бы. Больше всего хочется позвонить Т., но и это вряд ли возможно. Таков всемирный закон подлости: находиться в городе и не иметь возможности позвонить. Но я не отчаиваюсь. В конце концов, в этой области получена кое-какая закалка. На этом я, пожалуй, закончу. Завтра продолжу записи.

Продолжение следует



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru
0
16.02.2015 07:58:10
Слесареву Ю.Я
Юриий Яковлевич,  как это хорошо, что дневник.  Что-то такое земное, родное, личное.
« Занятие для девчонок?». Нет. Как много людей творческих профессий , путешественники, историки, исследователи… писали дневники. Если бы их не было, сколько бы много страниц истории  и  много  всего прекрасного на земле было  бы утрачено. Вы сохранили столько  деталей, не лакированных, зримых в каждом описанном дне.
Хочу поделиться с вами о том,  как сожалеют многие ( и я в том числе), кто по каким-то причинам не делал этого. У поэта Бориса Ширшова, который прошел войну, есть потрясающие стихотворения  на эту тему: «»Мы цену жизни узнаем с годами, чем наша жизнь становится длинней, тем больше дум  рождается о ней, и ценится она дороже нами. Но в памяти у нас не все хранится. И, если жизнь начнешь перебирать, глядишь, исчезла  целая страница… дневник  помог бы возместить утраты, до дневников ли  было нам, когда в дыму сражений, в грохоте труда взрывались дни и ночи, как гранаты…»  И такое горькое в конце сожаление, прямо  именно  так: » и горек каждый в памяти провал, когда мы в  правде неподкупно  строги, с годами жизнь становится ценней…Но если б той дороге повториться, пошел бы сквозь огонь и вновь искать на ней потерянные памятью страницы».
Как хорошо, что дневник: « по местам все расставлено, знай, считай и итожь, ничего не убавлено, не прибавлено тож»…  А если и  есть немного, то ведь с высоты уже прожитых лет.  Я удивлена  выбранной формой изложения воспоминаний, радуюсь за вас, что вам удалось это сделать. И, несомненно,  я  в числе читателей  о вашем  детстве ПОКА, которое уж точно не затеряется. Спасибо…
Ссылка 0


Главное за неделю