Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Универсальный сваебойный агрегат УСА-2М

Военным показали
универсальный
агрегат для забивания свай

Поиск на сайте

Дневник курсанта. Ю.Я.Слесарев. Часть 3.

Дневник курсанта. Ю.Я.Слесарев. Часть 3.

В 17.20 вышли из пролива и вошли в Мраморное море. Следуем вдоль северного берега. Встречаем много судов. Через 45 минут заступаем на штурманскую вахту. Стоим с 20.00 до 24.00. Если небо очистится от облаков, то обязательно буду наблюдать за Большой Медведицей. Лучше всего это сделать в 22.00. Так мы условились с Т. Может быть по счастливой случайности, и она сегодня будет наблюдать.



Сегодня я бачкую, правда, вне очереди. Мишку Х. неожиданно поставили рабочим по камбузу, а я следующий по списку. Завтра он будет бачковать, а я ему подбачковывать.
Если всё будет хорошо, то завтра должны войти в пролив Дарданеллы. Но об этом завтра, а сейчас пока что находимся в территориальных водах Турции. В связи с этим на фок-мачте поднят турецкий национальный флаг. Мраморное море считается внутренним морем Турции. Сейчас делаю перерыв. Если будет возможность, то продолжу во время вахты.
Вахта проходит нормально. За 4 часа сделали 3 определения. Через полчаса заступает новая смена, а мы в люльку. Море очень спокойное Небо очистилось от туч. Завтра, возможно будем загорать.

13 апреля.
Подъём сделали раньше времени с тем, чтобы подготовиться ко входу в пролив Дарданеллы. В 07.45 подошли к его самой узкой части. Погода остаётся той же, небо затянуто облаками. Очень много встречных судов, особенно советских: «Василий Поленов», «Грумант» и ещё два прошли на таком расстоянии, что не разобрать их названий. Из иностранных: «Vale», «Maria Bottglieria» и несколько других с непонятными названиями. К сожалению, не знаю национальных флагов иностранных государств, поэтому не могу определить их принадлежность. Несколько судов прошли совсем не загруженными, поэтому гребные винты вращались наполовину в воздухе.
В отличие от Босфора пролив Дарданеллы не очень заселён. Более широкий. С трудом можно что-либо разобрать на берегах. Левый берег более гористый, особенно на подходах к Эгейскому морю.



В самой узкой его части в основном на левом берегу раскинулся город Чакаккале, не слишком большой, но довольно-таки культурный. Конечно, со Стамбулом не сравнить. Да и вообще вдоль Босфора встретили много таких же городков. Характерно, что и в этом населённом пункте есть крепость. Турция очень богата крепостями, особенно в этих проливах. Видимо для их обороны. На правой стороне на подступах к Чакаккале, прямо на сопке в сторону пролива стоит памятник: солдат с ружьём у вечного огня. Имеется надпись на турецком языке. Видимо, символ вечной памяти погибшим в годы 2-й мировой войны.
У выхода из пролива взметнулся вверх над берегом каменный монумент, состоящий из 4-х массивных квадратных колонн, соединённых на верху поперечными балками. Очевидно, Геркулесовы столбы. Но часть ребят, возражая, говорят, что Геркулесовы столбы находятся в Гибралтарском проливе. Я не знаю, поэтому в спор не вступаю.
В 09.00 вышли из Дарданелл и вошли в Эгейское море. Сразу же повстречался советский сухогруз «Шахтёрск».
До обеда были занятия, а после обеда в 12.00 заступили на вахту. Погода стоит отличная. Разрешили раздеться до пояса. Все на верхней палубе, загорают. Сейчас и я пойду, всё-таки надо выполнить свою задачу. Будет возможность загорать, примерно, в течение недели. Потом уж долго не придётся погреться на солнышке.
Сегодня получил от Пуськова удивительнейшую информацию: в Ленинграде температура воздуха -2°C, идёт снег; в Москве +1°C. Нам везёт: мы находимся в относительном тепле, а когда приедем в Ленинград, там тоже будет уже тепло.



Саша Пуськов. - О чем мы мечтаем. Офицеры советского флота отец и сын Пуськовы http://www.navy.ru/blog/historyofNVMU/639.php

В 16.00 сменились с вахты, так и не сделав ни одного определения. Вообще-то была возможность определиться по Солнцу, но это слишком уж кропотливая работа. Просто терпения не хватает. В результате получил «тройку» за то, что не вёл прокладку. Вася вообще «три» с тремя минусами получил.
После вахты до ужина приятно всхрапнул. А после ужина высыпали на ют для перекура. Обозревали окружающую обстановку. Находимся как раз на самом судоходном морском пути. Очень много встречных и обгоняющих судов. Вот ещё раз встретилось советское судно «Пальмире Тольятти» - огромнейший танкер. Советские суда бесспорно чаще встречаются, чем остальные. Честное слово, я рад, очень рад, что родился не где-нибудь, а именно в Союзе Советских Социалистических республик. Я полон гордости за свою Родину, за то, что она является самой могущественной морской державой, и я являюсь представителем Советского Военно-Морского Флота.
Сегодняшний вечер свободен. Ребята занимаются, кто чем может, чтобы как-то убить время. Подо мной (моё спальное место на втором ярусе) трио в составе Ванечки, Жени и Шуры в быстром темпе и очень согласованно наигрывают на гитарах какой-то фокстрот. Вообще у них здорово получается. Прямо трудно не обратить внимание.
Сегодня есть возможность пораньше лечь спать, что я и сделаю сразу же после вечерней поверки.
Небо опять сплошь затянуло облаками. Накрапывает дождь. Что-то нам с погодой на самом деле не везёт. Может быть, в южных широтах произойдут какие-либо изменения.
Сегодня, между прочим, субботний день. Я обратил внимание на это только в конце дня. Остаток дня провёл за игрой в домино. Игра была настолько азартна, что мы почти 2 часа подряд не выходили из-за стола. Мы с Лёшей по числу выигранных партий нанесли поражение Саньке с Оськой, правда, с разрывом только в одну победу. Противник очень силён, с большим опытом. Победа досталась в результате напряжённой захватывающей борьбы.



А "университеты" прошли еще в нахимовские годы на борту крейсера «Киров».

На вечерней поверке поругался с комотдом. Конечно, я не прав, но меня возмутили его тон и угрозы, которые в любом случае задевают моё самолюбие. По всей вероятности, он это не оставит просто так и подзаложит Данилову. Но меня это не пугает. Все питоны, а мы все находимся у него в отделении, решили объявить ему бойкот. Считаю это детской забавой, но решение большинства – закон для меньшинства. В конце концов, его каким-то образом проучить нужно и чем скорее, тем лучше.
Вот уже неделя прошла, как мы находимся на плавбазе. За это время произошло много интересного. Такая жизнь мне очень нравится, но всё же трудно прожить долгое время в таком духе главным образом из-за разлуки с Т.
9 дней я о ней ничего не знаю. Вспоминает ли она обо мне? Может быть, пытается занять себя настолько, чтобы не думать обо мне. А, может быть, и её угнетает эта вынужденная разлука. Вообще-то и то и другое хорошо только в меру, что у меня не происходит. Как только остаюсь наедине со своими мыслями, её образ сразу же предстаёт передо мной. Необходимо сделать что-то такое, что поможет освободиться мне от подобных вещей. Когда не думаешь ни о чём, время быстрее летит, особенно когда занят напряжённым трудом, что в наших условиях не всегда возможно. Но теперь уже скоро конец практики, а это значит, близка встреча с ней.
На этом прерываюсь. Необходимо за 15 минут до отбоя пришить боевой номер, иначе завтра мне тогда уж без сомнений дадут «фитиль».

14 апреля.
Продолжу разговор о том, на чём остановился вчера. С утра не наказали за стычку с Брагиным. Но беда не приходит одна. Начну по порядку.
В 08.00 заступили на штурманскую вахту, а точнее на астрономическую. Необходимо в течение 8 часов сделать 4 обсервации на двоих. Работаю в паре с Мишей Хлебниковым. Не везёт, солнышко только изредка выглядывает из-за облаков. Успели сделать два измерения для 2-х первых линий положения. Надо бы сделать ещё два, чтобы у нас с ним не были одинаковые результаты. А в результате поплатились за свою хитрость. Белоусов, наш преподаватель, заметил сходство. Вероятно, проверит и заставит переделывать. Но нам и сейчас везёт: небо сплошь закрылось облаками, даже просветов не стало. Вообще меня удивляет погода на Средиземном море.



В районе острова Арго (мы его прозвали островом циклопов за его внешний вид) встретили отряд советских боевых кораблей, которых заправлял танкер. А ещё, примерно, через час произошла феноменальная встреча с плавбазой точно такого же типа, как и наша, «Фёдор Видяев». Она совершает такой же путь, как и мы, только идёт в обратном направлении, из Североморска в Севастополь. На ней проходят практику наши однокурсники из ВВМУРЭ им. Попова. Подошли очень близко друг к другу. Я сорвал с Лёшки берет и начал переговоры при помощи флажного семафора. Выяснил, что на ней также находятся питоны в составе: Сидора (Сарычев Саша), Боба Никитина и Алисы (Ариненко Юра). Договорить не дали. Наш всеми уважаемый капитан 2 ранга Белоусов приказал прекратить переговоры, ссылаясь на Корабельный устав, запрещающий любые переговоры с проходящими кораблями без разрешения командира корабля. Через минуту приказал доложить командиру роты за невыполнение его приказания. Между прочим, я его выполнил, а ему показалось обратное. Честное слово, меня это ни капельки не огорчило. Радость встречи настолько велика, что просто не до обид.



Саша Сарычев, Боря Никитин, Юра Ариненко.

Минут через двадцать расстались. Сидора написал прощальные слова: «Юрик, прощай». Только вот я не понял, к кому они относились. Среди питонов у нас три Юры: Игнатьев, Чечуров и я. Да, собственно, не всё ли равно? В общем-то, эти слова относятся ко всем питонам. Очень мало побыли вместе, но всё же успели договориться о встрече 9-го мая в «Рваном парусе». Итак, прощай Сидора, до встречи в «Парусах».
Сейчас продолжаем свой путь в сторону Гибралтара. Класс собрался в кубрике для вычисления высот и азимутов по измеренным величинам. А мы с Мишкой опять разделили работу на двоих: он вычисляет, а я пока занимаюсь дневником. Потом перепишу с него.
Между прочим, всё время хочу, и всё время забываю написать о таком существенном факте. Меня поразил цвет воды, как в Эгейском, так и в Средиземном морях. Ничего подобного не встречал. В Эгейском море вода тёмно-синего цвета с фиолетовым оттенком, а здесь (в Средиземном море) цвет воды синий-синий без всяких оттенков. Вот уже, сколько морей избороздили, и в каждом свой цвет воды. Очевидно, зависит от солёности, от содержания CuCl2, кристаллы которого имеют тёмно-синий цвет. К тому же тёмные предметы, брошенные в воду, имеют свойство светиться. Отличные условия для подводных съёмок.
Примерно, в 13.00 встретили сухогруз «Траверз». Пришвартовался к правому борту. Простояли вместе порядка двух часов. За это время погрузили на его борт те продукты, которые мы сняли с грузовиков ещё в Севастополе. Я ещё думал, что они предназначены для офицерской кают-компании. Цель нахождения этой посудины в Средиземном море не ясна.



«Катунь», затем «Траверз» - малый разведывательный корабль типа «Океан»

Как видно, они ещё надолго здесь задержатся, так как один член экипажа передал нам письмо, которое придёт к адресату, по меньшей мере, через двадцать суток. По виду это гражданское судно. Скорее всего, оно смахивает на рыболовецкий траулер, но весь парадокс заключается в том, что оно носит военно-морской флаг, да и команда одета однообразно, а среди экипажа есть военно-морские офицеры. Очень хорошо оснащено радиотехническими средствами и дальномером с пятнадцатикратным увеличением. Такие дальномеры я видел только на крейсере «Железняков». В прошлом году с их помощью мы наблюдали за белыми медведями, когда подходили к кромке арктических паковых льдов в северо-восточной части Баренцева моря. Как нам говорили, тот поход был организован для устрашения, так как в советскую зону ответственности арктического бассейна по данным разведки вошёл иностранный ледокол (то ли американский, то ли канадский).
Что же касается нахождения «Траверза» в Средиземном море, то, видимо, тут тонкая политика, которую посторонним, в том числе и нам, не обязательно знать. Ну что же, мы не против, если она защищает наши интересы. Видимо, ребята здесь находятся давно, раз нашей плавбазе пришлось их доснабжать запасами продуктов.
Сейчас продолжаем наблюдения. Необходимо к вечеру всё закончить. Погода опять благоприятствует. Объявили форму одежды по пояс раздетыми. Наверху на самом деле очень жарко. Через короткое время опять тронемся продолжать свой путь.
Целый день нас сопровождают удивительнейшей красоты птички. Чем-то напоминают наших синичек. Одна из них даже умудрилась сесть мне на ногу. Я от удивления даже не мог сообразить, в чём дело. Странно то, что мы находимся вдали от берегов, а они не из водоплавающих птиц. Об этом не трудно догадаться, если обратить внимание на их лапки без характерных перепонок. Очень часто садятся на палубу, а за ними гурьбой носятся курсанты и матросы, пытаясь их поймать. Но они хитрее: подпускают на близкое расстояние, как бы дразня, и неожиданно взлетают. Антоша попытался сфотографировать меня и Оську вместе с птичками, но попытка оказалась неудачной. Но что же, не огорчаться же по каждой неудаче.



ПБ «Дмитрий Галкин».

Кругом тишь да гладь. Горизонт совершенно чист, даже встречных судов нет. Берега ещё утром скрылись из поля зрения. Всю ночь прошли вдоль побережья древней Эллады. А ночи здесь очень тёмные (вот где райские условия для влюблённых), поэтому ничего не видели. Сейчас идём в районе, где Ионическое море сливается со Средиземным. Завтра должны подойти к берегам Африки. Пока погода очень благоприятствует. Если и дальше так будет, то в Североморске мы будем раньше времени. Но, как я уже писал, основные неприятности нас ожидают в Атлантике.
Идёт восьмой час вечера. Подходит к концу астрономическая вахта. Все вычисления сделаны. В результате получили фантастические результаты, с которыми проводить обсервацию невозможно. Что-то надо предпринимать. А что? Я не знаю. К Белоусову у меня нет желания обращаться. Видимо, придётся оставить всё в таком виде. В конце-концов, в принципе я всё понимаю, а в вычислениях ошибки может делать даже отличный математик. Да, пусть всё останется так.
Завтра в 04.00 заступаем на штурманскую вахту. На этот раз будем вести прокладку по карте. Более интересное занятие, потому что много свободного времени. Да и потом, время несения вахты подходящее. Будем спать с 22.00 до 04.00 и с 08.00 до обеда. Даже надоест спать. Если будет светить солнышко, пойду загорать – ещё более интересное занятие.
В общем-то, время летит быстро. Это потому что не приходится бездельничать. Хорошо бы, если бы оно ещё быстрее шло. Очень хочется побыстрее попасть в Ленинград. Казалось бы наоборот, всё-таки проходим по интереснейшим местам, надо бы растянуть удовольствие. А вот меня тянет домой, как бы ни были заманчивы легендарные места. Ну вот, в ручке закончилась паста. Хорошо хоть есть запасной стержень с пастой того же цвета.
Вообще-то, Т. у меня молодец. Лучшего подарка она и не могла придумать. Это я всё дурацкие безделушки ей дарю. Но ничего, в будущем исправлюсь. Буду больше обдумывать такие вещи и не откладывать на последний день. Одним словом, постараюсь стать примерным, заботливым и внимательным мужем. Шучу, конечно, об этом остаётся только мечтать. На этом прерываюсь.



После вечерней поверки Белоусов всё-таки уговорил класс отвести ему 10 минут на изучение звёздного неба. А ночи здесь удивительнейшие – тёмные, тёмные. Звёзды очень чётко выделяются на небе. Можно подумать, что находимся в планетарии. Ничего бы у Белоусова не вышло, если бы он не обладал большим чувством юмора. Ведь нам ночью на вахту, и поэтому всем сейчас хотелось бы лечь спать, но его слова: «Спать – не срать, можно подождать» разрядили обстановку. Я прошу прощения за эту нецензурщину, но что же поделаешь, если эта шутка понравилась ребятам? Я думаю, боженька меня простит. Здесь делаю вынужденный перерыв до вахты, а там продолжу свой сказ.

Продолжение следует



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю