На главную страницу


Рижское Нахимовское военно-морское училище. Краткая история: люди, события, факты. 1951 год. Часть 10.


Рижское Нахимовское военно-морское училище. Краткая история: люди, события, факты. 1951 год. Часть 10.

Глазами однокашника.

Золотов Александр Никитович: ... Шесть лет довелось мне учиться среди этих мальчишек, поступивших в училище отнюдь не по блату. Никогда не забыть мне основательного Витю Комлева - нашего вечного вице-старшину, блестящего Сашу Познахирко, лучших спортсменов Женю Ланцова, Женю Сергеева, Володю Шувалова, акробата Леню Калейника, тихоню Володю Магера, ироничного Борю Щукина, с которым много лет просидел за одним столом, первого своего друга Олега Иванова, веселых братьев-близнецов Борю и Геру Тихомировых, зубрилу Олега Тихомирова, упрямого Юру Иукканена, своевольного Валю Ломтева, всегда целеустремленного Алика Берзина, старательного Виталия Михальского и, конечно же, Джима Паттерсона (помните негритеночка из кинофильма «Цирк»?) и более позднего друга моего Володю Горчакова, всегда уверенного в себе. Кто-то из них стал адмиралом, кто-то профессором, кто-то поэтом, а некоторые, зачастив с выпивкой, пойдут по наклонной. Сегодня все уже давно на пенсии, а некоторых уже и нет в живых. Готовили нас всех равно, одинаково, но все стали совершенно разными. И жизненный путь оказался у каждого свой.



Ежегодно, в мае месяце, ближе к дню рождения К.А.Безпальчева, непременно собираются у его могилы выпускники Рижского нахимовского училища. К ним зачастую примыкают выпускники Рижского 2-го Высшего Военно-Морского училища подводного плавания. Слева направо: Виктор Борисович Балабинский, Виталий Петрович Комлев, Руслан Николаевич Лавров, Владимир Александрович Крылов, Юрий Александрович Поль; Бокман (Романчук) Валерий Эмильевич, Перлов Борис Михайлович (на снимке - крайний справа).

Глазами ученика.

Виктор Алексеевич Смирнов:
Сейчас я в запасе. Последняя моя должность была – начальник контрразведки по Ленинградской военно-морской базе. Там, кстати, сейчас и находится наш родной с Германом химический факультет. В 1993 году, когда Герман Алексеевич был уже контр-адмиралом и служил во Владивостоке, меня разыскал наш бывший преподаватель, доктор наук Виталий Петрович Комлев – интереснейший человек, тоже очень колоритная фигура. Сидим, разговариваем, вспоминаем, потом он спрашивает:
— А где сейчас Гера Угрюмов? Талантливый был курсант. Я ему еще на первом курсе говорил: “Быть тебе, Угрюмов, адмиралом! Есть у тебя для этого все задатки, не растеряй их только, не растряси по дороге”.
Как мне приятно было сообщить, что он не ошибся и что Герман действительно стал адмиралом! Такое прозрение учителя можно даже не комментировать…




Герой Российской Федерации УГРЮМОВ ГЕРМАН АЛЕКСЕЕВИЧ. - Адмирал ФСБ.

Коштылянов Герман Евлампович

Герман Евлампович Коштылянов окончил училище с серебряной медалью.

Ломтев Валентин Иванович



Нахимовец Валентин Ломтев на уроке географии.

Михальский Виталий Александрович


ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. В.А.Михальский.

Я впервые подвёл итог своей деятельности. Поработал я за жизнь не плохо, а удачно ли описал – не знаю...


Родился 3 мая 1933 г. в семье командира Красной Армии. Отец погиб в боях под Ленинградом в июле 1941 г. В 1945 г. поступил в Рижское нахимовское училище. Училищем командовал капитан 1 ранга К.А.Безпальчев, человек, бесконечно преданный морю, Флоту и Родине. И единственный из многих начальников за период с 1945 по 2008 г., которого звали Батей. Это Батя Безпальчев воспитал меня и ещё несколько сотен ребят в беззаветном служении Флоту и Отечеству.
В 1951 г. поступил в Высшее военно-морское училище подводного плавания. За время учёбы не пропустил ни одного увольнения (не считая нарядов) и ни одного спектакля в музыкальных театрах Ленинграда. Без особых усилий получал из семестра в семестр на экзаменах оценки «отлично» и в 1955 г. закончил ВВМУПП с золотой медалью. Медаль с барельефом Сталина до сих пор лежит дома на видном месте.
Осенью 1955 г. вместе с женой Галиной Владимировной по своему выбору при распределении приехал в Либаву (в «рай для подводников», как о ней отзывались бывалые офицеры) и вскоре был назначен штурманом на подводную лодку С-171 проекта 613.




Это была одна из 4 лодок первой линии, как тогда называли, на весь Балтийский флот. «Щуки» уже перестали плавать, а 613-х ещё было мало. «Рай для подводников» обернулся тем, что за первый год, не считая отпуска, был дома 13 раз. Готовности, дозоры, учения, обеспечение боевой подготовки противолодочных сил, призовые стрельбы – всё это лежало на четырёх лодках. Это была высшая школа жизни, службы и профессии. Первым командиром был 36-летний капитан 2 ранга Г.В.Латухин. Он надеялся на продвижение по службе и очень больно реагировал на проявление разных недостатков своими командирами боевых частей, а все они, даже механик, были неопытными лейтенантами. Вот пример воспитательной работы: лодка швартуется к пирсу в мелкобитом льду при отжимном ветре. В носовой швартовной команде суета: оба бросательных конца не долетели до пирса. Кормовая швартовная команда построена в шеренгу – время работы ещё не наступило. Командиру обидно: придётся заходить на швартовку второй раз, а это его не украшает. Он кричит в мегафон: «Минёр, что ты ползаешь, как жужелица! Пять суток ареста!», и, повернувшись в корму: «Штурман, а ты что стоишь, как пень! Пять суток ареста!». Конечно, оторвать штурмана от его дел на 5 дней никакой возможности не было, в карточку взысканий это тоже не записывалось, и очередное звание старшего лейтенанта я получил в срок (правда, уже с другим командиром). Но эти 5 суток ареста помню до сих пор. И примерно по прошествии 50 лет, наконец, понял, за что получил взыскание: следовало послать одного из своих бойцов на носовую надстройку, чтобы метнуть третий бросательный конец.



Виды бросательных концов или линей.

Отметим такой факт: никто из командиров пл, а почти все они участвовали в Великой Отечественной войне и могли бы очень сильно огрубеть, никогда не выкрикивал в мегафон нецензурных слов и не унижались до матерной брани в адрес своих офицеров. Почитаешь Покровского с его доходчивыми выражениями и думаешь, куда делась гордость у современных командиров кораблей? Сам я никогда по отношению к младшим по званию или возрасту с грубыми словами не обращался.
Однако, вернёмся в 1956 г. – год разгара холодной войны, год массового освоения новой техники, год высочайшего уровня боевой подготовки. Лодки Либавской дивизии не на бумаге, а на групповых упражнениях, в кабинетах торпедной стрельбы и в море осваивали боевые действия в завесах. В том году подводная лодка С-171 выпустила 18 практических торпед, и все атаки были успешными. От штурмана требовалась особенно высокая точность плавания, чтобы не сблизиться с соседней лодкой и не отбиться от строя завесы, и не пропустить отряд боевых кораблей, который полным ходом прорывался мимо строя завесы с задачей не позволить успешно атаковать себя подводным лодкам.




Я отлично закончил училище и знал всё, чему учили. Тем не менее многие важные вопросы пришлось осваивать самостоятельно. На Балтике с её низкими берегами, не видимыми на РЛС с большого расстояния, и приёмными буями в начале каждого подходного фарватера, на которые нужно вывести корабль точно и в заранее рассчитанное время, первостепенную роль среди морских средств навигации играл в то время радиопеленгатор. В училище на учебных навигационных прокладках три радиопеленга всегда пересекались в одной точке. На практике же при пеленговании ночью или в шторм образовывались треугольники погрешностей со сторонами в 30-40 миль. И штурман сбивался с ног, пытаясь отремонтировать свой вполне здоровый радиопеленгатор. Только несколько лет спустя, став преподавателем радиотехнических средств кораблевождения, я выяснил, что виновата была ионосфера и креновая радиодевиация, и экспериментально конкретизировал влияние этих факторов. Мучаясь на лодке в поисках навигационных параметров для уточнения своего места, обосновал способ определения высоты Солнца и Луны над горизонтом по перископу с помощью шкалы измерения дальности до объекта по его высоте. Это была первая статья, отправленная в «Морской сборник». Позже из всего этого был сделан в общем тривиальный, но прожитый мной вывод – учебный материал должен соответствовать реальности, а преподаватель – знать эту реальность досконально, уметь её объяснить и компенсировать отрицательные стороны.
В 1956 г. командиром подводной лодки С-171 был назначен капитан 3 ранга Анатолий Дмитриевич Мосичев. Он на деле показал офицерам корабля, что спокойствием, грамотностью и чуткостью можно добиться лучших результатов, чем жёсткостью и грубостью. При нём был награждён почётной грамотой ЦК ВЛКСМ и признан лучшим штурманом дивизии и Подводных Сил Балтийского флота. К тому времени безошибочно выводил лодку на приёмный буй в любую погоду (и это было видно всем присутствующим на мостике), определял элементы движения цели по пеленгам точнее, чем торпедный автомат стрельбы (и в этом качестве был участником призовых стрельб всех лодок дивизии, если не был занят на своей) и считался мастером радиодевиационных работ, выполняя их на всех подводных лодках бригады.




В 1957 г. на пл С-171 отмечался трехлетний юбилей корабля, и командир впервые одел парадную форму. Офицеры корабля с удивлением и восторгом увидели, что их Командир – кавалер ордена Славы. Некоторое время спустя, когда лодка по окончании трудового дня стала на якорь, после ужина в кают-компании кто-то из офицеров спросил: «Товарищ командир, у Вас высшие солдатские награды, расскажите, пожалуйста, как Вы стали моряком?». Вот вкратце его рассказ.
Летом 1944 г. фронт остановился в предгорьях Карпат перед сильно укреплённой обороной немцев. Я был помкомвзвода в разведроте дивизии. Однажды в разведроту пришёл генерал, командир дивизии. Он сказал, что приближается наступление, но в штабе армии мало разведданных и командующий требует, чтобы разведчики дивизий взяли языка. Дальше комдив сказал, что он знает о неприступности немецкой обороны, но вынужден просить разведчиков пойти в поиск. Он не обещает им ордена, так как у них ордена уже есть, но обещает отпуск.


Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Copyright © 1998-2024 Центральный Военно-Морской Портал. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Редакция портала, его концепция и условия сотрудничества. Сайт создан компанией ProLabs. English version.