Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США
Какой способ жилищного обеспечения военных вы считаете наиболее оптимальным?
Жилье в натуральном виде
    63,64% (49)
Жилищная субсидия
    18,18% (14)
Военная ипотека
    18,18% (14)

Поиск на сайте

Мифология обских угров.

Мифология обских угров.




Богиней земли являлась жена небесного бога Калтась-эква /"Земная мать"/. Ее прозывали также "кожистая земля, волосатая земля". Некогда, она жила в верхнем мире, в городе, подвешенном на семи железных цепях к небу.

Роль хозяина мира мертвых, царства болезней и смерти исполнял Куль-Отыр /"Черт-богатырь"/, младший брат и антагонист Нум-Торума. Он изображался с заостренной головой, одетым в огромную черную шубу, от прикосновения к которой человек умирал.

У Нум-Торума имелись и другие братья и сестры, например, богиня огня Най-Эква - Теройская женщина. Были и божества светил: Хотал-Эква /Солнце старуха", ездящая на крылатом олене, пышущем золотым пламенем"/ и Этпос-Ойка /"Ночной Свет Старик"/, на собачьей упряжке.

В очертаниях большого пятна на луне обские угры видели силуэт Этпос-0йки, а в малых - детей, которые некогда дразнили луну и были пожраны ей.

Любопытно, что Хотал-эква и Этпос-Ойка были не персонификацией луны и солнца, /как в большинстве мифологий/, а их возничими, подобно норвежским Соль и Мани. Возможно, сами угры и повлияли на эти образы скандинавской мифологии через родственных им лопарей или финнов.

Шесть сыновей и дочь небесного бога стали территориальными духами-покровителями. Это Полум-Торум /на реке Целым/, Ас-ях Торум /в низовьях Оби/, Нер-Ойка /Урал/, Аут-отыр / на реке Аут, его символ щука/, Ай-Ас-Торум / в верховьях Оби - так называемый "Обский старик", с рогами и хоботом, притягивавшем рыбу, его идол стоял около Обдорска/. Тахткотль-Торум /река Сосъва, символ лягушка/ и дочь Казым-ими, непобедимая богатырша /Река Казым, ее представляли одетой в белую шубу, разъезжающей на упряжке из белых быков/.

В связи с этим, седьмичным делением вспоминаются семь легендарных венгерских вождей, приведших свой народ в Европу из Зауральских степей.

Но, поистине всеобщее значение у хантов и манси получил седьмой сын Нум-Торума Мир-Суснэ-хум /"за миром наблюдающий человек"/ - посредник на путях живых и мертвых. У него много имен: "Золотой богатырь", "Купец, странник", "Небесный мальчик", "В песнях прославляемый человек", в сказках прославляемый человек". В сказки этот герой перешел под именем Эква-пыгрись /женщины сынок - намек на его покинутость отцом/. Мир-суснэ-хума представляли всадником на белом восьмикрылом коне с золотой гривой /Товлынг-луве/, скачущем по небу, это "царь идущих облаков". Каждую ночь он объезжает землю, проверяя, все ли в порядке и передавая людям наказы своего небесного отца, выслушивает просьбы камлающих в темных чумах шаманов /рядом с местом камлания для кошт коня ставят четыре металлические тарелочки, чтобы энергия всадника не ушла в черную землю/.Символы седьмого сына-золотой гусь и береза.

Весь образ Мир-суснэ-хума, культурного и национального героя обских угров, пропитан чертами южных культур. Возможно, в нем сказалась память о прежнем кочевом прошлом /всадник/.С другой стороны, имя: героя "за миром наблюдающий человек" равнозначно переводу имени Авалокитешвары, "управляющего Миром милосердного Бодхжсаттвы в махаяне буддизма Наконец, один из эпитетов индоиранского божества Митры был "озирающий всю землю". Любопытно, что ряд признаков Мир-суснэ-хума /сын божий, выросший на земле, посланник неба среди людей/способствовали его отождествлению с Иисусом Христом.

Исключительно богат мир низших духов и чудовищ у хантов и манси. Сын Нум-Торума, спущенный с неба на золотой цепи в люльке из древесных корней" /предок медведя/, Вонт-лунк /"лесной дух", волосатоглазый, волосатоногий/. Вит-хон /"водяной дух", на голове у него гнездо орла/.

Лиственичные леса населяли демоны-менквы - лесные великаны с железным телом, длинными ногтями, заостренной головой /от одной до семи/, густыми бровями.

Популярным образом были чудовища Вэс, Мув-хор, Юр, переводимые обычно как "мамонты". Их представляли в облике рыбы, лося, медведя, собаки, ящерицы. Мамонт жил в водоворотах рек и озер, в него превращались очень старые звери и рыбы. Остатки бивней считались рогами чудовища. Металлические подвески, изображающие мамонта, были обычно частью костюма сибирских шаманов. Считалось, что таким образом шаман приобретал власть над этим могучим зверем.

Из южной, индоиранской среды к уграм проник образ Товлынг-Карса, птицы гигантской величины, имеющей человеческую, голову с клювом и руки с когтями, обитающей за теплыми морями.

Среди других мифологических и сказочных персонажей известны: шестиногий лось, летучий зверь-налим, многоглавые яляни разъезжающие на звере вуресе, "Не имеющая сердца и печени железная лягушка", людоедка Кирп-нюлуп-ими с утиным носом, железные волки.

0
Надежда
07.10.2009 17:06:11
RE: Мифология обских угров.
Серёжа, а ты что, мифологией увлекаешься? А угры до сих пор верят в этих богов? Делают идолов?
0
Сергей Васильевич
07.10.2009 17:08:50
RE[2]: Мифология обских угров.
Я последний Угр (правда на 1/8) и с другого конца.
0
Надежда
07.10.2009 17:10:22
RE[3]: Мифология обских угров.
Угр? Мда...озадачил! А кто этих идолов обряжал, ты?
0
Сергей Васильевич
07.10.2009 17:22:19
RE[4]: Мифология обских угров.
Обряжают покойников, а идолов наряжают поганые. Ди -мы же хриcтиане?!
0
Надежда
07.10.2009 17:25:39
RE[5]: Мифология обских угров.
Цитата
Обряжают покойников, а идолов наряжают поганые. Ди -мы же хриcтиане?!

Ну а кто одел этих богов? И я не христианка.
0
Сергей Васильевич
07.10.2009 17:29:54
RE[6]: Мифология обских угров.
Цитата
И я не христианка.

Значит ты их одела.
0
Надежда
08.10.2009 01:57:27
RE[7]: Мифология обских угров.
Цитата
Значит ты их одела.

Я? Я их одела, а ты их сфотал? И где это мы с тобой этим занимались, а? Почему же я этого не помню? Дежавю? Вот так и заходи к тебе в блог...:)
0
Сергей Васильевич
08.10.2009 19:28:18
RE[8]: Мифология обских угров.
Цитата
Я?

Кто в Единого Бога не верит -тот идолов одевает.
Страницы: 1  2  3  


Главное за неделю