Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Боевые возможности кораблей, построенных в Татарстане

Новые корабли
корпорации "Ак Барс"

Поиск на сайте

«Записки штурманского инженера» (К 30-ти летию подъёма Флага ВМФ СССР на К-433). Окончание.

Весна 1984- весна 1989 г. – 918 ВП МО в Киеве.
В приемке чуть не сдох от тоски, получил кап.3 ранга (на работе по-гражданке), писал рапорта о переводе на любой плавающий корабль, дословно – «хоть на тральщик в Магадан». Будучи в командировке во Владивостоке, договорился со штурманом «Башкирии» поменяться местами, т.к. мы оба служили в ГУНИО МО. Опять начальники напрягались, т.к. не знали как действовать в такой нештатной ситуации. Ну, да ладно.
Кстати, командировки были в Питер, на Север (Зап.Лица, Гаджиево), Камчатка, Бол.Камень, Северодвинск. Т.к. коллеги (среди которых на Тоболах плавал я один) в командировки совсем не рвались, то я рысачил по стране и не давал скучать старым друзьям. (В Бол.Камне штурман РТМа сказал, что командиром у них – Серега Потанин, который сейчас дома во Владивостоке. Я приехал в город, по телефонному справочнику нашел номер, представился оперативным и сказал, что на его лодке пожар. Он выразил готовность выехать немедленно, тогда я ему сказал сесть на троллейбус №4 и проехать четыре остановки – там его встретят… Просидели за столом всю ночь.)

В Киеве меня сразу пригласили на приличную яхту, которая каждый год участвовала в Кубке Черного моря. На приглашение повлиял не только мой яхтенный опыт Дальнего Востока и Соловецкой регаты в Белом море, но и то, что на заводе я сделал маленький навигационный комплекс для яхты со своим вычислительным устройством. В 1986 году мы яхту по ж.д. отвезли в Питер и заметно отгонялись на Кубке Балтики (Ленинград-Калининград-Рига). В 1988 году был самый большой Кубок Черного моря: Одесса-Сочи-Ялта. Тогда-же в Москве заварилась каша участия первой советской яхты в кругосветных гонках макси-яхт. Мне предложили пойти штурманом. Понятно, что от таких предложений не отказываются. Я пытался убедить людей в ГШ ВМФ откомандировать меня на год в ЦСК ВМФ, чтобы для престижа гласности и перестройки штурманом на яхте был действующий офицер флота. Идея моя поддержки не нашла, поэтому пришлось ступить на скользкий путь безвременного увольнения. Т.к. до кругосветного марафона (Англия, Уругвай, Австралия, Нов.Зеландия, Уругвай, США, Англия) оставалось менее года, я понимал, что у меня могут быть непреодолимые проблемы с выездом по линии первого отдела. Понадеялся на авось, собрал необходимый комплект служебных и партийных взысканий, повесил на грудь медаль за 15 лет и тут же был вытурен по «несоответствию занимаемой должности, без права и т.д.» На следущий день улетел в Поти, где строилась наша яхта.

Интересный момент. На меня сразу стали собирать документы для загранпаспорта. Когда я положил на стол характеристику из военной приемки, мне сказали немедленно ее забрать, порвать и никому не показывать разные там «склонен к непредсказуемым поступкам» и проч. Отправили в Киев за другой бумагой «хоть из детского сада». Я сдуру обратился к администрации предприятия, на котором служил в военной приемке и мешал им выполнять планы. Тем не менее, блестящая характеристика была выдана с подписями директора, профкома и парткома на, якобы, бывшего инженера одного из цехов завода. Я был потрясен великодушием директора завода, который был главным инженером во время наших непримиримых сражений за качество и надежность продукции. Говорили, он это сделал, чтобы приколоть начальника приемки, который задействовал все рычаги, чтобы обломать мне мероприятие.

И еще один интересный момент. К увольнению меня представляли «по сокращению штатов», но приказ пришел «по несоответствию занимаемой должности». Разница в том, что по этой статье пенсия не полагается, поэтому расчет выслуги не производился. Через пару лет меня вызывают в райвоенкомат, говорят, что статья «по несоответствию…» теперь подпадает (я понял, почему подменили формулировку в приказе на увольнение – планировали это изменение), предложили написать заяву на пенсию и отправить личное дело в горвоенкомат на расчет выслуги, что и было сделано.
Мне нужно было набрать 20 лет. Сташий прапорщик, у которого ушей не видно из-за щек объявил 19 лет, 9 месяцев. Я сказал, что у меня получается 21 с половиной. Он сказал, что он может насчитать и 25. Я пожал плечами, повернулся и ушел. Гулял лет десять, выслушивая периодически, какой я лох, что пожалел две бутылки коньяка. А мне не жалко – просто я с такими жлобами даже разговаривать не собираюсь, а тем более коньяком поить и спасибо говорить за свою же выслугу. Потом заехал в пенсионный отдел горвоенкомата, объяснил ситуацию, они сказали, что помнят того вымогателя и еще раз прошлись по личному делу. Все получилось. Половину пенсии за предыдущий год я отдал, как премиальные клеркам. Тогда меня вызывает сам начальник отдела и предлагает мне подать в суд на военкомат для истребования пенсии за прошедшие 10 лет. Я сказал, что мне облом этим заниматься. Тогда он выразил желание заняться этим вопросом самостоятельно в главном финуправлении МО. Я не возражал. Через 2-3 месяца он позвонил, и сказал, что все в порядке. Половину ему. Договорились на одной трети. Майор, между прочим.

Приложение №4. Просто еще одна история.

В моем задовании находилась СНП - система определения места подводной лодки по акустическим сигналам маяков-ответчиков. Единственный способ определения координат места, оставаясь на большой глубине. Все просто: лодка определяет точное место по спутнику, сбрасывает буй, погружается и находится под водой в районе буя, который опустился на дно, включился и ждет запроса с подводной лодки. По необходимости, лодка посылает кодированный акустический сигнал, буй отвечает – по направлению и времени прихода ответного сигнала определяются координаты подводной лодки. Лодка несет четыре буя, готовых к постановке и размещенных в специальных лотках с гидроприводом. Лотки расположены по два на каждом борту. На кораблях все, что подлежит нумерации, по правому борту обозначается нечетными цифрами, по левому – четными. Т.е. по правому борту должны быть лотки №1 и №3, по левому - №2 и №4. Но на заводе кто-то что-то напутал и получилось наоборот в гидравлике сброса буев. Я всегда об этом помнил. И тогда, когда по пути на Камчатку мы поставили три буя на дне Северного ледовитого океана. А один буй привезли с собой и встали с ним у камчатского причала.
После постановки буя вдоль борта остаеся висеть шнур, который выдергивает стопор раскрытия антенны, когда буй уходит на глубину. Белые капроновые шнуры не сильно украшают лодку и я решил их убрать на следущий день по приходу на Камчатку. Посмотрел в системе, что буй находится в лотке №3, который должен быть по правому борту, зашел в центральный, попросил открыть лотки №2 и №4, которые должны быть с левого борта. Но в тот момент я забыл, что все так, только наоборот. Выхожу на ракетную палубу весь такой деловой с пассатижами, смотрю как гидравлика открывает лотки: величественное зрелище.
Вдруг соображаю, что открываются лотки правого борта, т.е. №1 и №3 в системе, но на самом деле №2 и №4 по гидравлике. Разумеется, из лотка №3 выпадает полуторатонный буй и, взметнув многометровый фонтан брызг, уходит в воду, натянув пресловутый белый капроновый шнур. Повезло, что мы стояли к причалу другим бортом, а то буй вывалился бы на плавпирс, а там люди. Дело запахло трибуналом. Не расстреляют, конечно, но могут посадить. Я в прострации перекусил пассатижами капроновый шнур, посмотрел как утихли волны и осела муть, поднятая со дна и поплелся назад. Когда старпом, писавший отчет о переходе, пришел за координатами установленных трех буев, я ему напомнил, что мы поставили все четыре.

- А когда поставили четвертый? - спросил старпом, слегка смущенный то-ли своей слабой памятью, то-ли тем, что проспал момент постановки.
- А тогда же, когда и третий, - вынужден был соврать я, не подводить же героический экипаж проступком офицера на грани преступления..
- В тех же координатах?
- Совершенно верно, - садиться так легко я не собирался – пусть сначала докажут, что буй там только один. И покажут, что другой уронили у причала.

Старпом задумался и пошел продолжать писать отчет, но уже не про 3, а про 4 поставленных буя, причем два – один на другом, как в цирке акробаты. Еще несколько человек пытались посомневаться, но у меня был неопровержимый аргумент: пойдите и посмотрите – все лотки пустые. И правда – пустые. А некоторые думали, что в одном – буй. Да нет, откуда?– все поставили на переходе! Да? Однозначно! Вона чё-о!

Может быть, еще напишу

Приложение №5.
О том, как я хотел проверить начальников на оригинальность мышления и написал рапорт с просьбой направить меня в отряд космонавтов. Где сказано, что я не имею право пройти экзамены, медкомиссии и обучение для полета в космос?
...................

Приложение №6.

Как я в штатах (1990 г.) увидел у причала атомную торпедную подводную лодку (из тех, которые охотились за нашим бидоном) и решил познакомиться со штурманом их экипажа.

Написал. Фрагмент из серии статей для яхтенного журнала о кругосветных парусных гонках. Из соображений скромности о себе упоминал в третьем лице под именем «навигатор». Действие происходит в г. Форт-Лодердейл, Флорида.

«За 12 лет до описываемых событий советский большой противолодочный корабль «Василий Чапаев» всего в пяти милях (американсие территориальные воды – 3 мили) проходил вдоль этого американского берега, следуя с визитом на Кубу. С палубы БПК, выпучив глаза, разглядывал пальмы, дома, машины и самолеты курсант-практикант штурманского факультета высшего военно-морского училища, который по молодости лет мог поверить во что угодно, только не в то, что довольно скоро он приплывет суда на яхте и будет ездить от Майами до Палм Бич абсолютно свободно на прокатной машине за 130 долларов в неделю и вообще. Когда выяснялось, что это не мистика, а «перестройка», американцы спрашивали: «А вы уже смотрели фильм “Охота за ‘Красным Октябрем’?” Пришлось пойти посмотреть, купив билет в кинотеатр за 5,5 долларов. Мало того.

Как-то на другом берегу залива, за пассажирским и грузовым терминалами, навигатор заприметил очертания атомной подводной лодки. Многоцелевая, именно такая, от встречи с которой уклонялся атомный стратегический ракетовоз навигатора в прошлой жизни. И так захотелось навигатору побрататься со штурманом американской субмарины, что сел он на свой (прокатный) «Понтиак» и поехал вокруг залива, пока есть дорога. Проехал терминалы, все открытые ворота и вдруг выезжает на причал прямо к трапу подводного атомохода. Ошалеть! У нас вахтенный стоит на причале у трапа, а у америкосов – на палубе подводной лодки у трапа. Навигатор подозвал вахтенного матроса и спросил, на борту ли штурман? Оказалось, что отсутствует, но будет завтра утром. Нет проблем.
Утром по знакомой дороге подъезжаем к подлодке. На причале стоит небольшая компания братьев-подводников: на навигатора аж дежавю нахлынуло. Опять спросил про штурмана. Говорят, будет часа через два.
Через два часа на пирсе – никого. Вахтенный принял просьбу позвать штурмана.Через пару минут идет по палубе парнишка в офицерской форме, в очках. Останавливается у трапа, т.е. метрах в пяти от навигатора, который стоит на причале у другого конца этого же трапа. Штурман что-то говорит вахтенному матросу и уходит. Матрос подходит к навигатору и говорит, что штурман извинился, за то, что очень занят и не сможет встретиться. Только тут до навигатора дошло, какую он сделал ошибку, когда в прошлый приезд сказал подводникам, что с их штурманом хочет встретиться бывший штурман советской атомной ракетной подводной лодки стратегического назначения. Надо было сказать, что яхтсмен с финской яхты или еще что-нибудь в этом роде. Но… поздно. А так хотелось.
Потом навигатор, если приходилось слышать в Америке о закрытости советской системы, приводил в пример неудачную попытку встречи двух подводников, которая не состоялась исключительно по вине американской стороны. 10:0 в нашу пользу.»

«Записки яхтенного адмирала»

Как в 1976 г ходил на яхте «Мечта» (Л-6) яхтклуба ТОФ во Владивостоке, в 1980 на яхте «Корсар» 26-го яхтклуба ВМФ по Белому морю, 1985-88 яхта «Гонта» - Днепр, Черное и Балтийское моря, 1989-90 макси-яхта «Фазиси» вокруг света, 1993… и так далее (Турция, Хорватия, Италия, Греция, Франция, Мальта).
Пару раз тонул, погибал среди акул, но ни разу….......

PS.
На этом авторские записки, которыми я располагаю, обрываются к сожалению... :(

Страницы: 1  2  3  4  5  6
14.11.2010 00:08:12
Офицер-пацифист? Весьма сложное сочетание... 8)
Ссылка 0
kinz
14.11.2010 13:15:32

Весьма сложное сочетание...
Да, эмоциональный парень оказался под руководством сугубого прагматика, не вдававшегося в тонкости психологии.

Мне посчастливилось служить в экипаже, где зам настойчиво рекомендовал офицерам к прочтению книжицу Нормана Коупленда "Психология и солдат", не ограничивался в своих наставлениях только лишь решениями Пленумов ЦК и, говорят, кое-что публиковал на психологические темы. Он получил первое высшее образование в Петрозаводском пединституте.

Этому мятущемуся Серёге наш зам на-раза помог бы и успокоил бы его без всяких особистов, просто раз по-мужски поговорив с ним.

Вопрос-то по сути простой. Ни в Союзе, ни в Америке не было в руководстве религиозных фанатиков. Поэтому война была весьма маловерояной. По крайней мере, не настолько вероятной, чтобы шибко переживать за судьбу Чикаго, будучи на борту К-433 одним из штурманят.

У нас штурмана несли двухсменку и были нагружены как раз так, чтобы на блуд не тянуло.

Сергей Акатьев прав в том, что всем нам уже давно пора подумать о судьбе планеты, а не затевать между собой грызню за право на "почётную вахту" в парадном месте боевого строя.
17.11.2010 00:29:15

Вы так и не врубились. Он не метущийся как раз, это все остальные -метущиеся. он не метался , а делал , что считал нужным. Это вызывало противоречивость чувств у всех остальных, в том числе и у меня. :)
kinz
17.11.2010 00:52:17

Вы так и не врубились. Он не метущийся как раз, это все остальные -метущиеся.
Врубился. Сергей не метался, но был в смятении от того, что ему подумалось. Вот он и обращался то к заму, то к особисту за разъяснениями. Если бы он не был в смятении, то он бы просто молчал. Мятущийся интеллектуал. Не мечущийся, а мятущийся.

Вот. А вопрос о Чикаго действительно несложный.
Что же, на "Огайо" ракеты были нацелены не на города?
Эмоции в этом вопросе перехлестнули простую практичность.

Я прекрасно понимаю Сергея, так как знал и других офицеров с подобными проблемами. Среди них был даже флагманский специалист РТС дивизии атомных лодок.

Вот я и говорю: миру-мир, долой войну!  :)
17.11.2010 21:10:12

Мятущийся интеллектуал. Не мечущийся, а мятущийся.
Да ну их всех мечущих икру интеллектуалов к чёрту, интеллигент слово ругательное... :D
Вот про нас хорошо сказано.. :)

Конец походу — рюмки всклень полны.
В квартирах наших — жены, а не вдовы:
Вернулись все — ни мертвых, ни больных!
И флаг трепещет, и скрипят швартовы.

Зачеркивали дни в календаре —
И жизнь быстрей летала, чем в романе.
Нас берегла любовь — на корабле
Кружились тени из воспоминаний.

Святое дело — выпить двести грамм,
Приправив парой боцманских историй.
Мы пили за любовь, за милых дам.
И только после — тост: “За тех, кто в море!”

17.11.2010 21:15:05
Вот про нас хорошо сказано
Молодец, Василич!
И будучи интеллигентом в третьем поколении, я тоже ругался матом. И понял, что приказ важнее , чем смятение души. Потому что военный я в девятом или десятом поколении. Пыталась просочится зараза, но была обезврежена.
Военный дух - он как антивирус Касперского. :)
И вися шесть часов на хвосте "Жоры Вашингтона", и уже провернув св ой  ключ приведения в готовность торпеды с ЯБП,
я не воспринимал лодку супостата, как бидон с людьми.
Это был большой железный враг. И фото их семей, из Оклахомы, Айдахо или Невады, , наклеенные на переборках, меня не впечатляли и не виделись.И были, собственно говоря, по-хер.
Враг моей страны.Которого надо уничтожить.
То ли шашкой или саблей, как предки, то ли торпедой.