Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новейшая глиссирующая машина-амфибия

Первый взгляд
на глиссирующую
амфибию "Дрозд"

Поиск на сайте

Хождение по морю в стиле «Осьминог»

Хождение по морю в стиле «Осьминог»

8 августа 2002 года в Севастополе состоялась вторая активация международных учений Черноморской военно-морской группы БЛЭКСИФОР. Накануне боевые единицы из Турции, Болгарии, Румынии, Грузии, России и Украины  ошвартовались на одном причале. Общее руководство учениями на 2002-й год в торжественной обстановке было передано от турецкой украинской стороне. Командование ЧВМГ принял на себя капитан 1 ранга В. Тенюх, военно-морские силы ВС Украины. Функции штабного корабля принял на себя  корабль управления «Славутич», где командиром капитан 3 ранга Андрей Тарасов. 12 августа интернациональный отряд боевых кораблей вышел за боновые ворота главной базы ЧФ РФ и ВМС ВС Украины и направился к Босфору. Россию на учениях представлял морской тральщик «Железняков» капитана 3 ранга Александра Вьюркова. Морской тральщик уже второй раз участвует в подобных мероприятиях. Так, что здесь накоплен огромный опыт взаимодействия с иностранными моряками, нашими соседями по Черноморью. И наименования ордеров кораблей в натовском стиле – «Осьминог» или «Дельфин», порядок  следования в них боевых единиц, британо-американские системы измерений были к тому времени основательно освоены российскими моряками. Начало учений, первые дни в море несколько были омрачены выходом из строя главных двигателей на флагмане группы – корабле управления «Славутич». И вместо проведения неофициального визита в турецкий порт и военно-морскую базу Тузла было принято решение зайти в Эрегли, порт на Черном море. Для украинских моряков  международные учения проходили не очень удачно. Уже при стоянке в Эрегли  их корабль попытался самовольно оставить один из матросов - «срочников». Но буквально вскоре беглеца задержали турки и передали обратно на «Славутич».
Порт и город Эрегли относительно недавно принял турецких военных моряков. В 2000 году на правительственном уровне было принято решение о размещении здесь на постоянной основе боевых кораблей и подводных лодок. Причем каких-либо конфликтов или противоречий с гражданскими властями, похоже, не возникло. Хотя направленность грузооборота местных портовиков связана с ввозом железной руды для металлургического гиганта «Эрдемир», занимающего ведущее место по объемам производства в Европе. Сталь, металлопрокат также вывозится на экспорт и в другие регионы Блистательной Порты преимущественно морским транспортом.
За столь короткое время для военно-морской базы были построены причальные сооружения, создана необходимая инфраструктура, построен военный городок с прекрасно развитой социальной сферой. Организационно ВМБ подчинено командованию Северной Части Черного моря, которое возглавляет бригадный адмирал Д. Кутук.  Уровень организации службы турецких моряков находится на весьма высоком уровне. Судите сами. Решение о заходе кораблей Черноморской группы в Эрегли было принято буквально накануне. И на подготовку у хозяев оставалось всего несколько часов. Вместе с тем все без исключения вопросы были решены, не было перебоев с подачей воды, электричества от береговых источников. А судоремонтные мастерские в кратчайший срок самостоятельно изготовили    для украинского корабля необходимую деталь. Сразу, как только «единички» ошвартовались у причалов на «джипе» подкатил патруль и два «мехметчика» (солдата) приступили к охране гостей с оружием в руках от возможных эксцессов. Причем по точности  их смены  с поста можно было сверять часы. По внутреннему рейду всю ночь  патрулировал катер с задачей противоподводно-диверсионной обороны. Кстати, его двигатель фирмы «Ямаха» работал с еле различимым в тиши ночи звуком. Подобные меры предосторожности, похоже, были нелишни. В горах Курдистана турецкая армия продолжает операции против вооруженных формирований курдов. А обстановку в стране в контексте борьбы с сепаратизмом вряд ли возможно назвать   спокойной.
На момент захода отряда кораблей ЧВМГ в базе находились два фрегата УРО типа «Меко-200»: «Тургут Рейс» и «Явуз». Подводные лодки проекта 209 накануне покинули свои причалы, и вышли в море. В отличие от Севастополя турки вежливо не позволяли фотографировать свои боевые единицы с причалов и территории базы. Понятное дело, запретить фото- видеосъемки непосредственно с кораблей они не могли.
Россиян встретил помощник военного атташе Посольства России в Турции капитан 2 ранга А. Федоров. Хозяева любезно разрешили коллегам – военным морякам беспрепятственно посещать   прекрасный пляж на территории городка, спортзал, магазины и кафе. Примечательно, что любители «оседлать волну» могли за сумму, эквивалентную примерно в пяти долларам в час, арендовать виндсерфинг. Обслуживающий персонал во всей, условно говоря, социальной структуре – матросы, служащие по призыву. Цены в магазинах и в кафе турецкого аналога нашего «Военторга» существенно ниже, чем в городе. Причем офицер по связи от турецких ВМС старший лейтенант (юзтегмен) Абдул Кадыр-Кучюк, навигатор с «Явуза»,  весьма сокрушался по  поводу «облома» с заходом в Тузлу. Мол, вот где можно отдохнуть и «оттянуться» по полной программе с кегельбаном! На «Явузе» офицером противолодочного вооружения служит женщина в звании лейтенанта. Такой вот пассаж в сторону Евросоюза и США.
Ежемесячное денежное довольствие  офицеров и уоррент-офицеров ВМС нашего южного соседа и в недалеком прошлом противника по Черноморью составляет, скажем, у старшего лейтенанта до 600 долларов. Капитан 3 ранга  может расписываться в ведомости за сумму примерно в 800 «зеленых» представителей Соединенных штатов. Но матрос-призывник  довольствуется всего семью «баксами». Причем, в общении с некоторыми гражданскими турками, за «челночное» десятилетие вполне сносно освоивших русский, выяснились некоторые особенности положения «главного движителя» флота Блистательной Порты. Между «низшими» и «высшими» чинами здесь существует огромная пропасть. Если в автобусе находится хотя бы один офицер, матрос не имеет права не то, что сесть в его присутствии, а  просто в него войти. Причем, подобного у нас на флоте контроля над  питанием моряков, похоже, здесь не существует. Шефская помощь морякам «Железнякова» позволила нашим морякам выглядеть на очень приличном уровне. Муниципальное образование «Надым и Надымский район», лично его мэр Владимир Ковальчук, помогли привести в порядок, отремонтировать столовую команды, закупили две автоматические стиральные машины престижной фирмы. Причем благодаря шефам с далекого Севера наша футбольная команда единственная в ЧВМГ обладала прекрасной спортивной формой. Кстати, капитан команды старший лейтенант Павел Гридасов, сумел  проявить дар спортивного организатора и тренера в одном лице. И на фоне поражений нашей сборной на чемпионате мира-2002 сумел хоть в чем-то взять мини-реванш!
 В Эрегли искренне гордятся своим металлургическим гигантом. И  в первую очередь экскурсия в город была организована именно на «Эрдемли». Размеры предприятия, уровень компьютеризации поражают воображение. Туркам, действительно, есть, чем гордится. К иностранцам жители относятся приветливо. Но торгуют в полном соответствии с традициями восточных народов – шумно, на первый взгляд чересчур навязчиво предлагая свой товар. Мусульманские традиции весьма чувствуются в объявленном здесь светском обществе. На улице в открытом виде невозможно пронести, скажем, бутылку пива, не появишься в шортах. Женщины, несмотря на жару, носят длинные одежды, не снимая платков. Хотя вооруженные силы весьма европеизированы. Практически все офицеры владеют английским языком. А на территории военного городка жены военнослужащих позволяют себе выглядеть более практично на летнем солнцепеке. На вывесках – надписи на пяти-шести языках, среди которых русский и украинский. «Добро пожаловать» здесь соседствует с «Ласкаво просимо». А чуть ниже местный «знаток» лингвистики может изобразить нечто вроде рекламы: «Заходите, у нас есть пиво, вотка».
Не хотел бы лукавить и утверждать, что на МТЩ «Железняков» в полном соответствии с передовицами еще недавних времен «все и всегда» было в порядке. По итогам прошлого года корабль получил немало замечаний по технической готовности, отмечался в не лучшем контексте в приказе главнокомандующего ВМФ России. И тем значимей заслуга командира и заместителя по воспитательной работе капитанов 3 ранга  Александра Вьюркова и Алексея Османова. Рулевой матрос Дмитрий Бондаренко, буквально перед учениями прибыл на морской тральщик. Но уже через два дня самостоятельно нес ходовую вахту. Радиометрист старший матрос Андрей Поляков с отменной точностью выдавал информацию о надводной обстановке. Сигнальщики матросы Сергей Радаев и Сергей Рубан профессионально несли свои нелегкие вахты. И безопасность совместного плавания во многом зависела от моряков. С задачей они справились выше всяких похвал. Трюмные старшие матросы Сергей Захаров, Евгений Плитинь, Дмитрий Свечников, мотористы старшие матросы Вячеслав Бибуков, Дмитрий Чарунов, Алексей Луцук, матрос Алексей Курамшин обеспечили бесперебойную работу всей корабельной «начинки». Вестовые и коки старшие матросы Сергей Портка, Николай Соломаха, Виталий Малышев, матросы Александр Ефимов, Евгений Митюков на уровне не ниже «Метрополя»  проводили  приемы, готовили обеды и ужины, а один раз даже умудрились испечь великолепные пироги.
Экипаж до и после выхода в море – разительно отличаются по уровню практики, по уверенности в собственных силах  и  по бесценному опыту плавания.
90-е годы не прошли бесследно в сознании жителей Причерноморских государств. Военные моряки сегодня мыслят и воспринимают историю подчас совершенно иначе, чем еще в недалекие времена Советского Союза и существования Варшавского Договора. Мне как-то попал в руки великолепно иллюстрированный журнал о болгарских военно-морских силах. В историческом экскурсе скрупулезно перечислено число моряков, награжденных в годы второй мировой войны как германским, так и советским командованием. Потопление русского эсминца и советской подводной лодки, постановки мин против наших боевых кораблей, участие болгарских моряков в боях с фашистами в составе Дунайской флотилии в годы Великой Отечественной войны  в сем реестре «славных» дел чередуются в соседних абзацах.
Люди старшего поколения в Болгарии еще хорошо говорят по-русски. Лейтенант же, болгарин,  в официальной обстановке разговаривал либо на родном, либо на английском языке. И лишь после довольно длительного общения признался – учил «великий и могучий» в школе лишь до восьмого класса. Затем как-то все прекратилось. Командир МТЩ «Шквал» капитан-лейтенант Павлин Штерев неплохо понимает русскую речь, но ему явно  не достает разговорной практики. До сих пор основа болгарского флота составляют построенные в России боевые корабли. Содержание их весьма неплохое, ремонт осуществляется на судоремонтном предприятии «Флотский Арсенал» в Варне. Подводные лодки нашего 641-го проекта до сих пор уверенно чувствуют себя в морских глубинах. Флагман ВМС Болгарии фрегат «Смели» - во время своей службы в Поти именовался «Дельфин». К сожалению, по каким-то бюрократическим причинам не нашлись 100 долларов на закупку венков и возложение их к могилам советских воинов в портах захода. Есть ли вообще хоть какой-то смысл в подобной экономии?
На болгарских пляжах летом преобладает русская речь. Туристы с Урала и Дальнего Востока, с Москвы и Санкт-Петербурга приезжают отдыхать в эту  балканскую страну. Сленчев Бряг становится чем-то похож на крымский или кубанский берег. В Варне вполне возможно купить российские газеты, а русскоязычное издание пикантного «Плейбоя» стоит доже дешевле, чем  в Новороссийске. В магазинах, на улицах к нашим морякам по-прежнему относились приветливо. В Румынии, в Констанце произошло изменение к лучшему в общественном мнении. Если еще год назад на фоне лозунгов воссоединения Румынии и Молдавии русским могли бросить в спину нечто оскорбительное вроде «оккупанты», то сейчас ничего подобного не происходит. И здравый смысл потомков древних даков вновь возобладал. Старшее поколение и в Болгарии и в Румынии сохранило теплоту чувств к нам, к россиянам. Младшее куда  прагматичней, внешне, даже безразлично относится к потомкам русских солдат и матросов, некогда принесших их народам свободу.
В Варне даже один военный моряк-отставник спрашивал: мол, против кого вы собираетесь воевать, если все Причерноморье представлено в программе БЛЭКСИФОР? А Турция далеко не самый последний участник Североатлантического блока. Все непросто на берегах моря, некогда звавшегося Русским. И еще, несколько лет назад вряд ли кто-нибудь мог даже представить недавних противников,  чье соперничество уходит в века, в едином ордере боевых кораблей, пусть и натовского стиля.
Вторая активация, многоплановые учения в море – сегодня страничка недавней истории. Черноморская военно-морская группа, международная программа сотрудничества моряков разных государств продолжила свою деятельность. Будущее покажет, насколько удачным окажется принятое тогда на самом высоком уровне решение о создании объединенной эскадры.
Фото:


Главное за неделю