УДК могут в зависимости от обстановки использоваться в трех вариантах : 1. Десантный. Предполагает загоризонтную высадку десанта на вертолетах, боевых машинах морской пехоты (БММП), доставку на плавающих средствах на берег тяжелой техники и материальных средств. На УДК должны размещаться боевые, транспортные (транспортно-боевые) вертолеты и возможно СУВВП (с функциями ПВО и боевой поддержки). 2. Экспедиционный (предыдущий вариант техники с возможными отличиями). 3. Противолодочный (истребительно-противолодочный). Предполагает вооружение УДК вертолетами противолодочными, искателем мин, тральщиком и ДРЛОиУ. В случае разработки и принятия на вооружение СУВВП с ударными функциями и функциями ПВО (возможно ДРЛОиУ) такой самолет также может быть размещен на корабле. УДК с такими ЛА может использоваться для повышении устойчивости: а) РПКСН, МЦАПЛ, НК; б) РА и ПЛАРК (совместно с АВ частично сняв с него функции ПЛО и, тем самым, увеличив количество истребителей на нем). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ многофункционального УДК: Имея один корабль мы можем выполнять с его помощью 2-3 функции: 1. В мирное время – экспедиционные. 2. В военное время: в условиях угрозы начала боевых действий (БД), в их начале и ходе БД - повышение устойчивости РПКСН, РА и ПЛАРК, МЦАПЛ. Именно в это время все силы (АВ, вертолетоносцы, УДК, НК, ПЛ и т. д. ) должны быть направлены на выполнения этих задач, на недопущение господства противника на море. 3. Впоследствии УДК могут так же выполнять и десантную функцию. В последнем случае противолодочные вертолеты заменяются на боевые, транспортные (транспортно-боевые) и продолжают свои действия по защите РПКСН с берега или базируются на других НК. Корабль с 2-3 функциями значительно дешевле, чем 2-3 корабля с одной функцией.
Такое применение УДК имеет ряд НЕДОСТАТКОВ: 1. Корабль можно одновременно использовать только в одном варианте – остальные варианты при этом невозможны. Экспедиционный вариант в наших условиях используется только в мирное время. Десантный вариант накануне войны и в её начале в условиях выполнения флотом оборонительной задачи по недопущению противником господства на море маловероятен. В этих условиях УДК должен применяться для повышения устойчивости РПКСН или РА и ПЛАРК, МЦАПЛ. 2. Требует подготовки экипажа в 2-3 вариантах действия. Ввиду действий экипажа с разными вариантами техники, в разных условиях ее применения степень обученности л. с. будет ниже, чем при действиях только в одном варианте. 3. Наличие практически двух комплектов ЛА (десантный и противолодочный) приводит к удорожанию корабля. 4. Имея один корабль с 2-3 функциями, мы ограничиваем применение каждой из этих функций. Например, в истребительно-противолодочном варианте не будет использоваться часть помещений для десантных кораблей и десантируемой техники, материальных средств. Практически вместо них можно размещать БПЛА, беспилотные надводных и подводных аппаратов, различныегрузы. Просто надо при проектировании и при подготовке к БД продумывать возможности их размещения и перемещения (логистику). Эти недостатки несколько снижают эффективность УДК, но, при правильной и интенсивной боевой подготовке, позволят ему выполнять поставленные задачи. Даже такое количество недостатков не перевешивает огромный плюс – В ОТСУТСТВИЕ АВИАНОСЦЕВ МЫ ИМЕЕМ ПОЧТИ ПОЛНОЦЕННЫЙ ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ. Напомню, главная задача ВМФ – НЕ ДОПУСТИТЬ ГОСПОДСТВА ПРОТИВНИКА НА МОРЕ. Все должно быть направлено на выполнение именно этой задачи. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ ВТОРОСТЕПЕННО. В ТОМ ЧИСЛЕ И ВЫСАДКА ДЕСАНТОВ. УДК ДОЛЖЕН ОБЕСПЕЧИВАТЬ УСТОЙЧИВОСТЬ РА, ПЛАРК, МЦАПЛ, РПКСН.
Если в ближайшее время начнется строительство пары УДК, то в конце 20-х годов ВМФ сможет иметь один АВ (Кузнецов) и два УДК. Мало, но хоть что-то, будет для повышения устойчивости РПКСН, РА и ПЛАРК, МЦАПЛ. А надо иметь четыре авианесущих корабля. Поэтому после спуска на воду второго УДК следует закладывать третий (или классический вертолетоносец). Тогда в начале 30-х годов на Флоте будет один АВ, три УДК (один вертолетоносец). Это минимум, который мы должны иметь к этому времени. В дальнейшем следует продолжить строительство вертолетоносцев (УДК). Ориентировочно к 2037-2040 годам мы будем иметь один построенный АВ и 50-тилетний Кузнецов (будет списан примерно в это время). И только к 2060-2065 годам все четыре АВ должны быть в строю (при условии включения в планы строительства и выделения финансовых средств). Все это время (до 45 лет) их надо будет заменять вертолетоносцами (УДК), авиацией берегового базирования. Поэтому уже сейчас необходимо начать строить вертолетоносцы с противолодочными вертолетами (ДРЛО) и если получится, то и с СУВВП. Если не будет такой возможности - строить УДК для их замены. Для повышения эффективности этих кораблей необходимо создавать СУВВП. Эти ЛА могут быть также использованы в ВКС (обеспечив значительное расширение аэродромной сети), для поддержки морской пехоты. В случае, если будет построено только 0-1-2 АВ, то вертолетоносцы и истребители берегового базирования должны нести основную нагрузку в повышении устойчивости группировок ВМФ.
ВЫВОДЫ: 1. Для повышения устойчивости корабельных и авиационных группировок ВМФ нужно иметь четыре авианесущих корабля. Оптимально – четыре средних АВ. 2. В отсутствие классических АВ вертолетоносцы и/или УДК смогут, хоть как-то, повысить устойчивость группировок РПКСН, РА, ПЛАРК, МЦАПЛ, НК. Поэтому строительство вертолетоносцев (УДК) безальтернативно.