На главную страницу


№4 Почему на гюйсе три полоски?


   RSS
№4 Почему на гюйсе три полоски?
Почему на гюйсе три полоски? …Стояла темная ночь... Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме. - Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман. - Нет, не спится!; ответил юнга. - Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря! - Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк. Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс? Понурив голову, наш юнга нашелся: - Я его – постирал, сию минуту! Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс. - Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман - Я только слышал, что это – воротник.... А все же – что это, товарищ боцман? Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту. - Ну, садись поудобнее и слушай! Юнга весь обратился вслух. Вот что рассказал боцман: Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников. Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг. Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах. После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык. Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе. Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах - у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м. То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания. Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой! От нидерландского, “гюйс” - военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца.” - Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга - А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман. Он же вытащил флаг и показал юнге: - Товарищ бoцман, а как же – крепости? - А вот у военно-морских крепостей, есть свой гюйс, вот такой. Но именно этот гюйс был упразднён в 1992г. - Простите, но какое же отношение имеют Ваши флаги к воротнику?; недоумевал юнга - А такое, что не только корабли, крепости, но и каждый моряк носит на себе гюйс, или - морской флаг!; торжественно закончил боцман. - Надо же!; задумчиво произнес юнга. Не только корабли или крепости, но и каждый моряк носит на себе флаг! Как красиво! Герман Качуринер
Страницы: Пред. 1 ... 9 10 11 12 13 ... 19 След.
Ответы
Цитата
nick191: А то. Кстати, вполне перекликается с версией о "трех дивизиях гребцов".
кстати, что Вы думаете про эскадры?
Герман, извините за мою такую въедливую навязчивость. Но стоит серьёзно подумать больше не о трёх полосках, а о методах работы. Потому что эта каша-малаша уже просто раздражает. :) Пусть "первый блин комом". Но надо выработать принципы работы с информацией, которые позволят избежать неполноты, неточности и бесконечных споров с консультантами. Ведь это только начало. Меня это очень волнует, потому что есть желание в этом участвовать, может Вы меня поддержите?! Далее я буду продолжать, как говорят, неголословно.
Цитата
Герман Качуринер: Боцман продолжил свой рассказ: “У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом, ТРИ полосы стали означать особую приблежённость к ПЕТРУ I В 1862 году их обьединили,с тех пор это стало традицией Военно-Морского Флота! Или, другими словами, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии Флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья – красного. В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета, а летние хлопчато-бумажные форменки – белого цвета (с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета). Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.
Привожу вариант полноты и обобщения версий. В.А. Дыгало. Российский флот. Три века на службе Отечеству. Источник www.navy.ru Воротник пришел во флот из армии в царствование Павла I. В ту пору солдаты носили парики с косами, которые прихо­дилось мазать салом и припудривать му­кой — этого требовал устав. Такой туалет, естественно, загрязнял мундир, и солдаты стали неофициально подкладывать под косу кожаный воротничок, который затем, уже официально, вошел в форму одежды. После отмены париков и причесок с косами в матросской форме одежды со­хранился квадратный матерчатый ворот­ник, который в холодную ветреную пого­ду заправлялся под бескозырку и заменял башлык. Широко распространено мнение, буд­то названные полоски были введены в па­мять о трех победах русского флота: у Гангута (1714), Чесмы (1770) и Синопа (1853). Трудно установить, когда и как воз­никла эта, в общем-то, красивая и высо­копатриотическая легенда, но совершен­но бесспорно, что такое объяснение не имеет под собой реальной почвы. Дей­ствительно, почему мы должны хранить память о трех победах, тогда как в исто­рии русского военно-морского флота их насчитывается куда больше? Не менее славной была победа моряков под коман­дованием адмирала Ушакова при взятии французской крепости Корфу в 1799 году или победа, одержанная русской эскад­рой под командованием адмирала Сеня-вина над турками в Афонском сражении в 1807 году. Каково же объяснение появ­ления трех белых полос на форменном во­ротнике? Вся история трансформации формен­ного воротника тесно связана с появлени­ем во флоте фланельки, или фланелевки, — широкого покроя рубахи из синей плот­ной фланели с вырезом на груди и ласто­вицами под мышками. Первые фланеле­вые рубахи появились в русском флоте в 1840 году для команд пароходо-фрегатов Черноморского флота, который в те вре­мена делился на три дивизии. В 1843 году специальным приказом к фланелькам гребцов на катерах впервые был введен воротник, который закрывал собою пле­чи по всей их ширине. Полосок на нем не было. Поскольку воротники носили ис­ключительно с фланелевками, которые одевались лишь в холодную погоду, это объясняет их практическое назначение — предохранять гребцов от холода и про­студных заболеваний. В 1850 году для гребцов корабельных шлюпок ввели разноцветные воротни­ки — синие, белые и красные, по которым можно было легко установить, к какой дивизии они принадлежат. На белых и красных воротниках, которые и так резко выделялись на синем фоне фланелевок, никаких полосок не было, а на синих во­ротниках, сливавшихся с фланелевкой та­кого же цвета, по краю делалась одна бе­лая полоса (или, как ее тогда называли, кант). Синий воротник с несколькими бе­лыми полосками появился в 1851 году у гребцов корабельных шлюпок, при этом количество полосок было различным. Гребцы 1-й дивизии имели одну полоску, гребцы 2-й дивизии — две, и гребцы 3-й дивизии — три полоски. Долгое время по­лоски на воротниках носили только греб­цы корабельных шлюпок. В 1881 году были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвар­дейского флотского экипажа. А в следую­щем, 1882 году, этот воротник был распро­странен на весь флот. Таким образом, несомненно, что ко­личество полос не имеет никакого отно­шения к победам русского военно-морс­кого флота. Просто при выборе рисунка возобладала чисто эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказал­ся наиболее красивым и имеет простую законченную форму. Летом моряки наше­го военно-морского флота носят полотня­ную белую форменную рубаху с тем же привлекательным синим воротником, об­рамленным по краям тремя белыми по­лосками. Эти же три полоски имеются на синих обшлагах этих рубах. В зимний или осенний сезон поверх белой форменной рубахи моряки раньше надевали темно-синюю шерстяную рубаху одинакового покроя с фланелевой, а воротник белой рубахи выпускали наружу. Сейчас, как правило, носят шерстяную рубаху без бе­лой с таким же отдельно сшитым ворот­ником, который пристегивается к ней в нижней части разреза ворота. Форменный воротник, своим внешним видом напоми­нающий синие морские просторы, всегда выглядит нарядно.
У меня теперь на заметке, -"Азбука матроса" Александра Козлова как источник, которым нельзя воспользоваться, не проверяя -www.navy.ru "Честь мундира", как отправная точка для исследования, хочу напомнить, что в течении всей дискуссии в-с-е-м-и использовались другие источники, для поиска материала, который есть в этой статье.
Ещё раз вернёмся к Петру и эскадрам. Подберём официальные источники, сперва Морской Устав Петра I (1720 г): "Книга Уставъ морской. О всемъ, что касается къ доброму управленiю въ бытности флота на моръ" О ФЛОТЕ Флот слово есть французское. Сим словом разумеется множество судов водных вместе идущих, или стоящих, как воинских, так и купецких. Флот военный аще многое число кораблей, разделяется на три главные или генеральные Эшквадры; первая Кордебаталия, вторая Авангард, третья Арьергард и сии паки делятся, каждая на три партикулярные дивизии, яко следует. Кордебаталии белого Флага, авангард белого Флага, арьергард белого Флага. Кордебаталии синего Флага, авангард синего Флага, арьергард синего Флага. Кордебаталии красного Флага, авангард красного Флага, арьергард красного Флага. Если же меньшее число кораблей, то и Эшквадр меньше. И понеже имеем три флага, того ради командовать имеют по сему. Генерал Адмирал всем Флотом и партикулярно Кордебаталией. В его эшквадре три партикулярные дивизии. Первая его Кордебаталия. Вторая Вице-Адмирала от белого Флага, яко его Авангардия. Третья Шаутбейнахта от белого же Флага, яко его Арьергардия. Ежели когда сего чина Генерала Адмирала нет, тогда Адмирал от белого Флага сие место имеет. Адмирал от синего Флага, имеет командовать Авангардией, также на три партикулярные дивизии раздробленной, имея в тех же местах Вице Адмирала и Шаутбейнахта от синего Флага. Адмирал от Красного Флага имеет командовать Арьергардией на столько же дивизий разделенной, имея также Вице Адмирала и Шаутбейнахта от Красного Флага. Капитаны Командоры, при числе полном Флагманов, Эшквадр не имеют; разве с какой частью посланы будут. При недостатке Флагманов, вместо них Эшквадрами командуют.
Сигнальные флаги и вымпелы Русского Военного Флота по Морскому Уставу 1720 года
flot-signal-0-1.gif (10.76 КБ)
Сигнальные флаги и вымпелы Русского Военного Флота по Морскому Уставу 1720 года
Это имел ввиду Александр Козлов? вглядитесь в вымпелы не слишком ли большая претензия? тогда можно оставить для версии и "Первые вымпелы русских военных кораблей (1697-1700) были трехполостными бело-сине-красными с двумя косицами. Такими были вымпелы на корабле "Крепость", отправившемся в Стамбул в конце XVII века. Вероятно, такими же они были на первом русском военном корабле "Орёл". мы пишем о гюйсах-флагах? или о гюйсах-воротниках?
Что я нашла о трёх победах, надеюсь связь все увидят, увидят как рождалась легенда: 1. Из биографии Горацио Нельсона: "Последний в шеренге прекрасных флотоводцев эпохи парусного флота, Нельсон стал легендой еще при жизни. Вернон, Энсон, Хок, Родней, Худ и Хоу завоевали для Британии господство на море, которое унаследовал Нельсон. Однако все их победы имели ограниченное значение. В эпоху парусного флота решающие победы на море были очень редкими. Зато Нельсон выиграл сразу 3 таких сражения: Абукир в 1798, Копенгаген в 1801 и Трафальгар в 1805 году." 2. Во время Крымской войны в Синопской бухте под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова 18 - 30 ноября 1853 г. произошло последнее морское сражение эпохи парусного флота между русскими и турецкими эскадрами. Победой в Синопском сражении русский флот завоевал господство на Чёрном море. Как принято считать жирную черту под эпохой парусного флота поставили русские моряки. Романтическая эпоха паруса осталась в истории. 3. В 1944 г. учреждена медаль Нахимова участникам ВОВ. На обороте медали парусный линейный корабль подобный тем, который принимал участие в знаменитом Синопском сражении. Лента - три белые полоски на голубом фоне, подобные тем, которые носят на своих воротничках матросы.
032.jpg (21.78 КБ)
......
032_2.jpg (20.54 КБ)
Цитата
INTERVENT: Герман, извините за мою такую въедливую навязчивость. Но стоит серьёзно подумать больше не о трёх полосках, а о методах работы. Потому что эта каша-малаша уже просто раздражает. Пусть "первый блин комом". Но надо выработать принципы работы с информацией, которые позволят избежать неполноты, неточности и бесконечных споров с консультантами. Ведь это только начало. Меня это очень волнует, потому что есть желание в этом участвовать, может Вы меня поддержите?!
Я, разумеется, согласен. Однако в истории всегда существуют неточности ;) Беру еще 24 часа на редактирование. Приношу свои извинения.
Страницы: Пред. 1 ... 9 10 11 12 13 ... 19 След.



Copyright © 1998-2024 Центральный Военно-Морской Портал. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Редакция портала, его концепция и условия сотрудничества. Сайт создан компанией ProLabs. English version.