На главную страницу


Боевые корабли маскировались ослепительной живописью



Что это там в "полосатом купальнике"? Французский крейсер Gloire (фото с сайта GoTouring.com).

Прямо не верится, что военные корабли могли выглядеть так. Кажется, что их раскрасили клоуны, отставшие от бродячего цирка. Полная асимметрия, полоски и клетки. Неожиданные диагонали и разные яркие цвета. Но оказывается, что без малого 100 лет назад суда маскировали именно таким образом.

Во время Первой Мировой англичане и американцы, да и французы тоже оказались перед серьёзной угрозой немецких подводных лодок, которые с завидным успехом разрушали и топили корабли союзников.

Все попытки замаскировать суда в море терпели неудачу, поскольку приспособить тот или иной камуфляж к постоянно изменяющимся воде и небу не удавалось. Любое сочетание цветов, скрывавшее в одной ситуации, выдавало с головой в других.

И тогда британский художник и офицер военно-морского флота Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson) изобрёл новую схему маскировки, которая была основана на модных направлениях изобразительного искусства того времени, прежде всего — кубизме.


Автор идеи "ослепляющей раскраски" Норман Вилкинсон (фото с сайта GoTouring.com).

Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно — "разбивать" корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее.

Идея была взята на вооружение. Британцы назвали инновационную технику маскировки "ослепляющей раскраской" ("Dazzle Painting"), а американцы — "суматохой" или "кутерьмой" (Razzle Dazzle). И это сработало.


Впечатляющий снимок. Американское торговое судно USS Mahomet (фото с сайта GoTouring.com).

Дело в том, что немецкие подводники должны были находить противника визуально и целились не в само судно — оно ведь двигалось — а старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется в момент прибытия снаряда. Слишком ранний или поздний пуск обозначали промах.


Моряки пытаются разглядеть, что это там такое. Где у виднеющегося вдали судна нос, действительно непонятно (фото с сайта geocities.com/SouthBeach/Marina/8163).

Соответственно, капитану подлодки было необходимо с максимальной точностью определить курс и скорость цели, но по тому, что он видел в перископ, было трудно даже понять, где у этого судна нос, сколько этих носов, и что это вообще такое.

Силуэт просто расплывался. Судно могло казаться меньше, чем на самом деле, частично сливалось с водой, "соединялось" с небом и так далее. Короче говоря – чёрт знает что.


Тип стандартной раскраски корабля за номером 24. Это одно и то же судно, только с разных сторон (фото с сайта GoTouring.com).

Следует отметить, что для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный "кубический" окрас, причём нередко рисунки на разных бортах сильно отличались.

В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда.


Цветных фотографий нет, но сохранились эскизы. Представляете, как судно "War Clover" выглядело в действительности? (иллюстрации с сайта GoTouring.com).

К величайшему сожалению, не сохранилось цветных фотографий тогдашних кораблей, а ведь они не были "зебрами" — их маскировали в разные, и порой очень яркие цвета. Говорят, в море конвой из этих "судов-попугаев" выглядел просто ошеломительно.

С окончанием Первой Мировой войны завершилось и массовое использование "ослепляющей живописи" на флоте. На то было несколько причин.

Так, появилась эффективная авиация — с воздуха раскрашенные корабли были очень хорошо заметны. Кроме того, самим морякам никогда особо не нравилась покраска их судов таким "невоенным способом".


Корабль SS Melita — хоть сейчас в музей Маяковского (фото с сайта GoTouring.com).

ВМС США, как и англичане, пытались вернуться к "суматохе" в конце Второй Мировой — после того, как уничтожили японскую авиацию. И действительно защищали "живописью" свои суда от вражеских субмарин (кстати, проводились опыты с танками и джипами; несколько фотографий кораблей — здесь).

Однако третьего пришествия не случилось — усовершенствованные радары, сонары и другая техника, в конечном счёте, устранили необходимость в визуальном обнаружении целей.


Пассажирское судно Mauretania. Цветное изображение взято с рекламного плаката тех лет — яркий был кораблик (иллюстрации с сайта GoTouring.com).

Таким образом, военные корабли быстро перекрасились в свой нынешний, "туманно-серый" цвет, а кубизм вернулся туда, откуда его взял Вилкинсон.

Источник: Membrana.ru


Copyright © 1998-2024 Центральный Военно-Морской Портал. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Редакция портала, его концепция и условия сотрудничества. Сайт создан компанией ProLabs. English version.