Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Судовые системы электрообогрева для Арктики

Передовые решения
по электрообогреву
судовых элементов

Поиск на сайте

Податливая Стратегия

Валерий Вальков, редактор Центрального Военно-Морского Портала
09.06.2009

12 мая 2009 года Указом президента РФ утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. По словам президента, выступившего накануне на заседании Совета Безопасности, Стратегия является фундаментальным и комплексным документом, «который создавался на принципах преемственности государственной политики в сфере национальной безопасности и в полной мере отражает систему национальных приоритетов России». Главную идею Стратегии российский лидер определил как «безопасность через развитие».

По словам секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, работа над проектом новой редакции взамен действующей Концепции национальной безопасности РФ 1997 года (в редакции 2000 г.) началась в 2004 году, но разработка была приостановлена и продолжена с июня прошлого года по поручению президента России.

В Концепции национальной безопасности положения, характеризующие деятельность России в этой области, были представлены в более общем виде, а их детальная разработка в каждой сфере - экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других, - давалась в частных доктринах и концепциях, как например: Концепция внешней политики Российской Федерации от 28 июня 2000 года, Военная доктрина Российской Федерации от 21 апреля 2000 года, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 года.

В новом документе четко сформулированы интересы и основные приоритеты национальной безопасности, которых три: национальная оборона, государственная и общественная безопасность; к приоритетам устойчивого развития отнесены: повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнёрство. Цели и меры по реализации каждого из приоритетов раскрываются в отдельных разделах.

Как отмечено в документе, Стратегия национальной безопасности идет в комплексе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основами стратегического планирования - методологическим документом для реализации долгосрочных национальных приоритетов.

В области национальной обороны отмечено, что стратегические цели ее совершенствования «состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны».

В свою очередь, «стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств)».

Непосредственно военная безопасность, отмечено в документе, «обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов».

Наряду с достоинствами, новый документ сохранил черты ранних редакций. Одной из них является отсутствие четких ориентиров в отношениях с основным на сегодня центром геополитики – США. В Стратегии национальной безопасности отмечается, что Россия предпримет все необходимые усилия по поддержанию паритета с США. В то же время, но уже в другом разделе, читаем: «Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов».

Очевидно, что такая неопределенность не позволит четко определить ни масштабы развития военной организации, ни объем затрачиваемых на обеспечение военной безопасности ресурсов.

Так что же все-таки станет приоритетом – партнерство или паритет? И насколько возможно и то, и другое: в частности, в настоящих условиях паритет представляется возможным лишь во взаимодействии с государствами, чьи отношения с США не в полной мере можно отнести к «партнерским»?

Правда, принятая стратегия – не догма, а руководство к действию, и ее положения будут меняться в зависимости от изменяющихся условий – так считает сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.

Остается ждать, как сложатся дальнейшие отношения США и России после «перезагрузки» - вероятно, документ претерпит значительные изменения, а вместе с ним и Стратегия.


Главное за неделю