Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Диверсификация ОПК

Военные технологии
меняют
сельскую школу

Поиск на сайте

Еще раз о "пиджаках" и "военной косточке"

Валерий Вальков, редактор Центрального Военно-Морского Портала
21.07.2008

Реформа военного образования, похоже, набирает обороты: вслед за сокращением числа военных ВУЗов, военных кафедр гражданских ВУЗов стали формироваться УВЦ – учебные военные центры на базе институтов.

Как сообщил первый заместитель начальника Главного управления кадров Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Николай Васильев, Минобороны РФ внедряет новую систему подготовки кадровых офицеров. По его словам, подготовка офицеров в учебных военных центрах (УВЦ), созданных на базе гражданских ВУЗов, началась еще в 2004 году. С 1 сентября 2008 года УВЦ откроются на базе 37 ВУЗов России, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2008 года № 275-р "Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования". На текущий год предусмотрено 3 тысячи мест. Ожидается, что число УВЦ будет расти.

В рамках УВЦ Министерство обороны РФ предлагает выпускникам поступать в ведущие ВУЗы страны на специальности по отдельному конкурсу, бесплатно получить высшее образование, пройти в период обучения военную подготовку, а потом три года по контракту отслужить в Российской армии в звании офицера.

Подготовка в военных центрах осуществляется по инженерным, гуманитарным и юридическим специальностям. Обучение проводится за счет средств федерального бюджета.

Генерал-лейтенант Н. Васильев подчеркнул, что учебные военные центры не заменяют военные ВУЗы, а представляют собой новую форму подготовки граждан для прохождения военной службы.

Предполагается, видимо, что выпускники УВЦ не будут претендовать на «командирские» должности, которые достанутся воспитанникам военных ВУЗов. Так сказать, «пиджаки» и «военная косточка» - знакомая с прошлого века терминология.

Справедливости ради надо отметить, что заместитель начальника Главного управления кадров МО РФ ни словом не обмолвился о том, что внедрение новой системы подготовки кадров серьезно ударит по прежней, традиционной. Хотя этого следовало ожидать – при новых расходах на УВЦ надо чем-то пожертвовать, найти средства. Похоже, что такой жертвой стала система военных ВУЗов.

Известие о значительном (более чем на треть) сокращении набора в военно-морские учебные заведения пришло после окончания приема документов у абитуриентов. Так, Санкт-Петербургский военно-морской институт, куда в этом году подали заявления более 300 человек, вместо обычных 250 может предложить в этом году лишь чуть более 50 мест, остальные сто займут выпускники Нахимовского училища и кадеты.

В Нахимовском училище при расширении возрастного спектра абитуриентов до 7-го класса общеобразовательной школы общее число обучающихся оставлено прежним. Правда, Тихоокеанский ВМИ заявил о наборе девушек, но вряд ли это значительно изменит статистику поступления будущих командиров на флот.

Вспоминается один старый анекдот - как-то поспорили курсант и студент: где лучше поставлено обучение, в военном ВУЗе или в институте? И когда все аргументы сторон были исчерпаны, курсант выдвинул последний, неоспоримый довод: - А если вы такие умные, то почему вы строем не ходите и песен не поете?

При всей анекдотичности, этот довод замечательно просто отражает суть методологических различий традиционного военного и гражданского образований.

Казалось бы, задача высшего образования, и военного, и гражданского, одна – подготовка квалифицированного специалиста, отвечающего требованиям заказчика: инженера, «технаря», разбирающегося в сложных технических системах. Так ли?

Современное морское оружие - сложная организационно-техническая система, предполагающая коллективное применение. И современный бой ведется не героями-одиночками, а боевыми комплексами, требующими четкого взаимодействия на всех уровнях – от боевого поста, отсека, экипажа до корабельной группы, соединения, разнородного объединения.

Воспитание коллективизма отличало и отличает традиционное военное образование от гражданского; в военном коллективе каждый способен взять управление, а значит – ответственность, на себя, и опереться в выполнении принятого решения на остальных. Кстати, движение строем, с песней – лишь один из методов такого воспитания, а управление строем дает начальные командирские навыки.

Воспитание командира – еще одна задача, успешно решаемая системой военного образования, и совершенно не решаемая гражданскими ВУЗами. Автор книги «Верноподданный» (о подводной «холодной войне») О.К. Мешков рассказал на творческой встрече, что из 9 человек одной только учебной группы ВВМКУ им. Фрунзе, где он учился в 70-х, пятеро стали командирами подводных лодок. Причем пройдя последовательно все ступени (должности) корабельной службы, а не на основании «престижного» диплома.

Много ли послевоенных выпускников гражданских ВУЗов, одев погоны, стали командирами подводных лодок? Кораблей? Командовали соединениями?

Военные ВУЗы беспрекословно принимают все нововведения военной реформы, не просят помощи, оставаясь без денег и кадров, когда даже банальный ежедневный вывоз мусора может принять масштабы экологической катастрофы, а набор на вакантные должности служащих - проблемой. Командование и преподавательский состав военно-морских ВУЗов при всех трудностях сохраняют лучшие традиции военного образования, ежегодно выпуская сотни лейтенантов, среди которых – будущие командиры, командующие, главкомы.

Конечно, на корабле, в штабе всегда есть должности, для исполнения которых достаточно быть хорошим специалистом и не быть командиром. Как правило, это «первичные» должности, на которые назначаются все выпускники.

Конечно, на флоте всегда были, есть и будут офицеры, не стремящиеся управлять, командовать, руководить, брать на себя ответственность за принятое решение и организовывать его исполнение. Они в большинстве своем хорошие специалисты, но не прошедшие жесткий «естественный отбор» по командным качествам. Они остаются на «первичных» должностях до почетного выхода на пенсию в 40 лет в звании капитан-лейтенанта или продолжают службу по инженерным специальностям.

Насколько правильно заранее делить выпускников на «белых» и «черных», перспективных и неперспективных?

Ведь без командных качеств, командирских навыков, прививаемых традиционной военной системой обучения, стать офицером можно, стать командиром – нет.


Главное за неделю