Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новые средства контроля радиационной обстановки

Новый измеритель ИМД-9
засечет любую
радиационную угрозу

Поиск на сайте

"Белеет парус одинокий..."

Валерий Вальков, редактор Центрального Военно-Морского Портала
15.02.2008

3 февраля корабельная ударная группа во главе с авианосцем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» завершила 2-х месячный поход в Атлантику и Средиземное море и вернулась в Североморск.

Руководитель похода – командующий Северным флотом – доложил на пирсе главнокомандующему ВМФ об успешном выполнении задач похода, закончив традиционно: «Матчасть в строю, личный состав здоров, готов к выполнению новых задач».

Основная цель похода, заявленная министром обороны президенту страны - демонстрация военно-морского флага России на просторах мирового океана - выполнена. Выполнены учебные ракетные и артиллерийские стрельбы, хорошо и много работали корабельные авиаторы, проведены тактические и оперативно-тактические учения с участием самолетов дальней авиации. Пусть всего по 5 самолетовылетов сделал каждый пилот с корабельной палубы, но и это есть неоспоримая хорошая практика. Даже с зарубежными партнерами провели совместные учения: обмен офицерами связи, взлет-посадка вертолета, совместное маневрирование. Заходы кораблей в иностранные порты неизменно привлекали внимание посетителей и прессы. Тысячи миль прошли моряки, выдержала техника, выстояли люди. За это – спасибо.

Вот только, случайно или нет, в период похода ударной группировки в Средиземное море подверглись нападению пиратов три российских судна. Зона, признанная ООН опасной от пиратов, находится не так далеко от районов, где планом похода были предусмотрены корабельные учения, официальные посещения портов и обмен сигналами с иностранными кораблями в ходе совместных маневров «по антитеррористической деятельности». Но корабли ВМФ оставались в благополучных водах Средиземного моря, предоставляя кораблям объединенных групп НАТО выполнять задачи охраны от пиратов коммерческих судов всех государств.

Что те и делали, как до, так и после похода российской КУГ: спешили на помощь гражданским морякам, рыбакам при получении тревожного сигнала (сейчас на всех судах установлена «тревожная кнопка»), спасали находящихся на воде, эвакуировали больных и раненых, сопровождали суда с грузами гуманитарной помощи.

Конечно, корабли НАТО находятся в «горячих точках» океана, прежде всего, для выполнения боевых задач, но они демонстрируют флаг (весьма часто!), спасая корабли и человеческие жизни. Или – приходят на помощь во время и после катастроф – цунами, землетрясений, ливней. Спасенные индонезийский рыбак, филиппинская крестьянка или пакистанский моряк навсегда запомнят и детям своим расскажут, что их вытащили из-под завалов, подняли из воды в катер) сильные руки американского (германского, английского) моряка, что на борту корабля под флагом (…) была оказана квалифицированная медицинская помощь, был накормлен, одет, обеспечен, доставлен на родину.

А где были русские в это время?

Наверное, такой вопрос задавали себе в Аденском заливе моряки российского ледового буксира «Свицер Корсаков», когда несколько утлых суденышек, набитых вооруженными полуголыми дикарями стремительно сближались с судном. Подними на буксире флаг, указывающий на принадлежность к могучей морской державе, и пиратов бы след простыл – они знают, что такое оружие боевого корабля или вертолета, приходящего на помощь по первому зову.

К сожалению, российское гражданство не изменило ни поведения, ни требований пиратов. Видимо, они просто не помнят флага ВМФ России, или не знают такой страны.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года определяет, что государства должны вести борьбу с пиратством. Этой же конвенцией каждому военному кораблю предоставляется право захватывать суда пиратов. Последняя Конвенция по морскому праву призвала государства, имеющие военные флоты, оказывать помощь судоходству для защиты от пиратов и морского грабежа. Россия – морская держава. Флот России вышел в океан - для чего? Чтобы оповестить корабли НАТО о захвате судна с российским экипажем?

Одной из задач Военно-морского флота в мирное время является обеспечение национальных интересов в отдаленных районах океана. Эта задача выполнима при демонстрации не только флага, но огневой мощи плюс способности быть в «горячей» точке всегда, когда необходимо любое воздействие, способствующее достижению тех самых национальных интересов.

Корабль, как боевая единица, способен действовать автономно, выполняя задачи по предназначению. Тактическая группа кораблей создается для усиления и взаимодополнения боевых возможностей отдельных кораблей группы, и тоже представляет собой автономную боевую единицу, способную под единым командованием и по единому плану решить поставленную боевую задачу.

При одном условии: если задача сформулирована четко.

В состоянии ли наш ВМФ бороться с пиратами? Выполнять другие задачи мирного времени, как охрана судоходства, морской инфраструктуры, защита от терроризма?

В СМИ пишут, что, дескать, «Авианосцы, крейсера и БПК, палубные истребители и стратегические ракетоносцы – не тот «инструментарий», который может противостоять быстрым и внезапным атакам на торговые суда малазийских или сомалийских разбойников. Нужны высокоскоростные корабли с мощными двигателями, мощнее, чем у пиратов. Например, на подводных крыльях или на воздушных подушках, вооруженные скорострельным легким, но эффективным оружием. Вроде АК-630 или АГС-17 «Пламя». А еще приборы ночного видения, радары, системы разведки и целеуказания, информационно-управляющие комплексы». Но это – не аргумент. В составе объединенных корабельных групп НАТО, выполняющих те же задачи, корабли, во многом схожие с нашими и по вооружению, и по сроку службы. А кое в чем, и уступающие нашим по характеристикам.

Без сомнения, сегодня флоту необходимы новые корабли, а тем, что в строю - необходим ремонт, остро ощущается недостаток в летательных аппаратах и подготовленном летном составе, и можно бесконечно спорить о том, что надо строить – подводные лодки, авианосцы, корабли «дальней» или «ближней» морской зоны. Тем более расточительно растрачивать ресурс боеспособных «единиц» и «комплексов вооружения» на выполнение нечетких целей.

Возможно, корабли ВМФ возобновили присутствие в океане на постоянной основе (хотя, возвращение «Москвы» в Севастополь развеяло надежды). Другой вопрос – «где будут находиться все эти корабли между периодами патрулирования, предположим, Малаккского или Баб-эль-Мандебского проливов? Где станут отдыхать экипажи, бункероваться»? А что, Алжир, Сирия, Тунис, Черногория, даже Италия и Испания, королевство Иордания – разве порты этих государств закрыты для российских кораблей? Или не существует международной практики запросов о деловом заходе (у нас СМИ почему-то называют «неофициальным визитом»)? Страна, занимающая третье место по экспорту энергоносителей в мире, а в Европе - первое, должна быть способна договориться о благоприятном режиме плавания и снабжения своих кораблей, как умеет договориться о повышении закупочных цен на энергоносители. Выгоду господа предприниматели в этом случае не упустят, власть также получит желаемое, и простой российский морячок окажется защищен, будь то рыбак или «торговый» под флагом Либерии или Гренадин – без разницы, ему придет на помощь, в том числе и русский корабль, заслышав призыв на родном языке. Таким образом, «возобновление присутствия российских военных кораблей во всех регионах Мирового океана, особенно в районах интенсивного рыболовства и судоходства» остается и желательным, и возможным.

Причем, присутствие не одиночных боевых кораблей (хотя и этого достаточно, для защиты от пиратства), а полновесных корабельных соединений. Но это – уже для других задач по обеспечению национальных интересов России, оперативно-стратегического масштаба.

Поход корабельной группы в Атлантику и Средиземное море доказал, что флот сохранил и корабли, и командиров, и моряков, не забывших, как «далеко ходить», умело маневрировать и метко стрелять. Значит, ВМФ способен не только «демонстрировать флаг», но быть надежным инструментом для достижения национальных интересов великой морской державы – России.


Главное за неделю