Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Поиск на сайте

Перезагрузка

С первого дня похода в Средиземное море и в течение двух месяцев на борту тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вместе со штатными психологами в работу корабельного пункта реабилитации и психологической разгрузки включились специалисты Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины Министерства обороны РФ - полковник медицинской службы Юрий Бубеев и капитан медслужбы Эдуард Куюмчьян. Главная цель - оказать североморцам квалифицированную психологическую помощь в дальнем походе, поделиться с флотскими коллегами практическим опытом, исследовать негативное воздействие на психическое состояние летчиков и вертолетчиков корабельной авиации, моряков экипажа ТАВКР стрессов, сопутствующих длительному выполнению боевых задач в океане, и определить из числа уже имеющихся наиболее эффективные методы его корректировки.

Полковник медицинской службы Юрий БУБЕЕВ с помощью системы контроля стресса проводит коррекцию психического состояния члена экипажа авианосца

- В институте созданы технологии диагностики психического состояния личности, которые уже много лет используем в работе с представителями «опасных» профессий, участниками боевых действий, прошедших, например, две чеченские кампании, - рассказывал заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор полковник медслужбы Юрий Бубеев. - Нами отработаны методы точной диагностики психического состояния человека, его прогнозирования и коррекции. То есть главная задача - оценить «резервы» человеческого организма и максимально быстро их восстановить. Поэтому в основном работали с летчиками, наиболее подвергающимися при выполнении служебных обязанностей агрессивным факторам воздействия на их психику. В случае с корабельными истребителями - это взлет с «трамплина» и посадка на палубу, мгновенная реакция при оценке складывающейся ситуации и многое другое. Об этом говорит даже прошлое название нашего учреждения - Институт авиационно-космической медицины.

В частности, для предполетного осмотра «палубников» разработаны методы контроля стресса, оценки системы кровообращения, которые занимают по времени столько же, сколько и традиционный для авиации предполетный контроль, однако благодаря ноу-хау института врачи получают гораздо больше информации о человеке.

- С летчиками работать интересно, но сложно, - говорил Юрий Аркадьевич. - В отношении медицины они очень мнительные люди: не каждый здоровый человек, коими являются пилоты, по собственной воле обратится к врачу и поделится своими сомнениями, тревогами. В подавляющем большинстве случаев останавливает мысль: «А вдруг последствием этого визита станет то, что мне просто закроют дорогу в небо?» Наверное, сами представляете, что означает для летчиков остаться без полетов, пусть даже на короткое время. Личностная катастрофа!

И подспудный страх потерять любимую профессию, по словам полковника медслужбы Бубеева, имеет под собой реальное обоснование: да, был в истории развития отечественной авиационной медицины период, когда в работе тех же врачебно-летных комиссий главенствовал дисквалификационный принцип. И одной из основных задач, предписывавшихся им, было как можно раньше выявлять среди летного состава непригодных по состоянию здоровья для дальнейшей службы в авиации и отстранять их от полетов. В результате такого врачебного рвения «ячейки» сита становились все меньше и меньше, а в авиации родилось крылатое изречение: «Здоровыми остались только недообследованные пилоты».

Однако сейчас главная для авиационной медицины задача - не только отбирать в ряды Военно-воздушных сил наиболее крепких людей, но и делать все необходимое, чтобы уровень их здоровья при выполнении профессиональных обязанностей также оставался высоким.

- Поэтому один из подходов, - рассказывал Юрий Аркадьевич, - тонкая диагностика психической сферы человека. Человеческую психику со времен доктора Фрейда сравнивают с айсбергом, когда верхушка - это сознание, доступное пониманию и оценке самим же человеком. Все остальное скрыто под «водной поверхностью», причем на такой глубине психического «мироздания», о которой и современная медицина может лишь догадываться. Поэтому в экстремальных ситуациях разные люди ведут себя по-разному. Но по статистике только 15 процентов из них могут адекватно реагировать на конкретную стрессовую ситуацию: хладнокровно, выдержанно и так далее.

Хотя у летчиков эти волевые качества тренируются в процессе профессиональной деятельности, предвидеть психическую реакцию «палубника», например, при нештатной посадке, когда в считанные мгновения нужно принять решение, сложно. Поэтому в Государственном научно-исследовательском испытательном институте военной медицины Министерства обороны России разработали метод, который позволяет оценить потенциальную ненадежность летчика в ситуации стресса. Суть его заключается в том, что в подсознании есть некие зоны напряжения. И если их накапливается большое количество, то при ослаблении волевого контроля, когда человек, как говорят, находится «на нервах», это может проявиться и вызвать какие-то неадекватные действия в состоянии стресса. Но, оказывается, их можно определять. Более того, существуют методы психотерапии, с их помощью эти зоны напряжения реально минимизировать и, как следствие, повысить стрессоустойчивость пилота.

- Летчики практически никогда не распространяются о личных проблемах, - делился Бубеев. - Поэтому наша работы предполагает абсолютную анонимность диагностики, при которой утечка информации исключена полностью. Если что-то, связанное с нестабильным психическим состоянием, увидели, то рекомендации выдаем конкретно этому пилоту. Кроме этого, у нас с собой комплекс аппаратуры для психокоррекции, в которую вложены наиболее эффективные методы, использующие биологические обратные связи, и компьютерные психотехнологии, воздействующие на человеческое подсознание. Есть также физические коррекционные методы. Кстати, один из них вы только что наблюдали...

Буквально за несколько минут до моего прихода в пункт реабилитации и психологической разгрузки авианосца на приеме у полковника медицинской службы Бубеева находился летчик, у которого возникли проблемы с позвоночником. Юрий Аркадьевич объяснил, что, как известно, «палубники» при посадке испытывают сильные перегрузки, вследствие чего пилоты и получают микротравмы позвоночника: диски у всех находятся в несколько изношенном состоянии, а соответственно появляются боли в спине. Поэтому в подобных случаях медики пользуются методами быстрого восстановления организма и снятия спинной боли микростимуляцией. Для этих целей на «Кузнецове» использовали комплексный прибор отечественной разработки, который воздействовал на болевые очаги в организме магнитным полем, светотерапией, электропунктурой и акустически. Более того, его воздействие вызывало релаксацию, снимало стресс и улучшало сон пациента. Каждую коррекционную процедуру, а их более пятидесяти заложено в компьютере, подбирали под конкретную проблему.

Практический же итог - снятие у человека необоснованных страхов, неуверенности в себе, снижение уровня тревожности перед ответственным заданием, в частности у летчиков перед полетом с авианосца. Метафорически можно сказать, что, по аналогии с компьютером, при воздействии этого прибора происходит своего рода «перезагрузка» человеческого подсознания.

- Речь идет о быстрой зачистке вредоносных «программ», негативно влияющих на психическое состояние летчика, - говорил Бубеев. - Также для этого применяем еще одну уникальную методику, в которой используем полностью безвредный для человеческого организма инертный газ ксенон. Он в небольших концентрациях вызывает мощную релаксацию, быстрый отдых и, образно говоря, вытаскивает человека из какой-то проблемы. Оборудование для применения такой технологии находилось в корабельном лазарете «Кузнецова». И, кстати, оно уже успешно опробовано на участниках боевых действий: после сильнейшего стресса люди, участвовавшие в кровопролитных боевых столкновениях, с помощью ксенонового «коктейля» в кратчайшие сроки восстанавливались и возвращались к активной служебной деятельности.

Более того, со временем летчики сами стали интересоваться результатами обследования, которые связывали с той либо иной конкретной ситуацией. Также интересно было анализировать показания датчиков, закрепленных на теле у «палубников» при полетах на так называемой спарке Су-25УТГ: психическая реакция на одну и ту же ситуацию у двух летчиков, находившихся в кабине учебно-тренировочного самолета, была зачастую разной.

Что же касается практической помощи столичных военных медиков конкретно экипажу «Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова», то за время похода на обследование к ним по направлению психолога корабля пришло порядка 150 матросов с недостаточным уровнем психической адаптации к условиям корабельной службы. Общаясь с ними, врачи выявляли конкретные скрытые неблагоприятные мотивационные моменты: склонность к агрессии, опыт употребления психоактивных наркотических препаратов и так далее. По мнению полковника медицинской службы Юрия Бубеева, именно такая психодиагностика просто необходима на кораблях, уходящих в дальний поход, чтобы вовремя выявлять группы риска и с ними уже целенаправленно работать. Более того, если это необходимо, то проводить быструю коррекцию психического состояния военнослужащих.

Как уже отмечалось, работали на «Кузнецове» представители Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины Минобороны РФ с первого дня выхода корабельной ударной группы Северного флота в океанское плавание. За это время через них прошли практически все летчики корабельного истребительного авиационного и корабельного вертолетного противолодочного полков ВВС СФ, технический состав авиагруппы. В экипаже авианосца просто консультацией московских специалистов воспользовались десятки моряков.

- В основном занимались повышением психической устойчивости и диагностикой состояния военнослужащих, - рассказывал Юрий Аркадьевич. - И здесь наблюдал принципиально разные модели стрессов: у авиаторов это предельный уровень стрессовой нагрузки, безусловно, связанной с полетами над морем; у корабельного состава - сильное утомление после несения вахты у действующих механизмов, особенно в электромеханической боевой части, и прочее. То есть на лиц с различными уровнями психической устойчивости влияли разные модели стрессов. Понятно, что палубные летчики - элита, специально отобранная из десятков и сотен претендентов, а вот моряки, особенно проходящие службу по призыву, - это, образно говоря, достаточно разношерстный в психологическом аспекте контингент. Поэтому двухмесячное плавания - это, с одной стороны, даже с медицинской точки зрения сложный поход, с другой - возможность объективно оценить эффективность наших методов реабилитации и психокоррекции личности.

В предыдущий раз врачи института выходили в море на «Кузнецове» в 2004 году. В сравнении с тем плаванием, по словам полковника медслужбы Бубеева, сразу была видна позитивная динамика изменения условий корабельной службы. Например, спортивный зал на авианосце хороший сделали. Кубрики моряков отремонтированы, стали уютнее, насыщеннее различной бытовой техникой. Но чего, по мнению Юрия Аркадьевича, все же не хватало, например, корабельному центру реабилитации - так это массажной кровати, что в принципе актуально для летчиков палубной авиации с их «позвоночными» проблемами. Деньги-то нужны мизерные по сравнению с финансами, которые затратили на подготовку к этому походу. И чтобы пресловутый человеческий фактор все эти усилия в одночасье не обесценил, о нем никогда не нужно забывать: человек с его жизненными проблемами всегда должен находиться в поле зрения командиров, офицеров-воспитателей и корабельных психологов.

- Юрий Аркадьевич - один из разработчиков комплекса системы контроля стресса, - рассказывал психолог авианосца капитан 3 ранга Олег Тужилков. - Его присутствие на корабле во время дальнего похода - это один из редких случаев, когда при помощи его методики можно было обследовать выявленную в экипаже группу динамического наблюдения. Окончательно определиться, что в конечном итоге представляют собой эти люди, насколько мы сами глубоко вскрыли и правильно оценили их психическое состояние. Благодаря полковнику медслужбы Бубееву мы располагаем дополнительной информацией, из которой очень много полезного черпаем для себя. В основном по прогнозированию дальнейшего поведения оказавшихся в ГДН военнослужащих. Потому что врачи с подкорки их головного мозга «снимали» информацию, которую мы анализировали и решали, что дальше делать с этими моряками.

Кроме этого, просто матросу также было реально обратиться к психологам за квалифицированной помощью. Ведь в жизни всякое бывает: нелады дома либо переживания за больных родителей, а может, перед выходом в море получил нехорошее письмо от любимой девушки и так далее. Мало ли существует предпосылок для нервных стрессов?

- Составили план совместной с московскими медиками работы, - рассказывал психолог авианосца. - В нем определили дни, когда я буду приводить к ним на консультацию личный состав, определенный в подразделениях заместителями командиров по воспитательной работе. Увидели, например, у матроса либо старшины признаки нервно-психической неустойчивости - стал раздражителен, лезет на рожон или, наоборот, замкнулся в себе, ни с кем из сослуживцев не общается и так далее. Парня сразу же брали на заметку, я приводил его в корабельный пункт реабилитации и психологической разгрузки к полковнику медицинской службы Юрию Бубееву и капитану медслужбы Эдуарду Куюмчьяну. Те его досконально обследовали и ставили диагноз психического состояния военнослужащего. После этого уже начиналась психотерапевтическая работа.

По словам полковника медицинской службы Бубеева, научный материал, накопленный за время похода, послужит дальнейшему исследованию психических возможностей летчиков палубной авиации и плавсостава. Кроме того, врачи планируют подготовить рекомендации для медслужбы ВМФ по оптимизации регламента служебного времени и отдыха во время длительных океанских плаваний, организации системы реабилитации после вахт в корабельных условиях. Потому что человеческая психика - все-таки хрупкая вещь, а в экстремальных условиях - особенно.

Источник: "Красная звезда", автор: Сергей ВАСИЛЬЕВ


Главное за неделю