Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Поиск на сайте

Громкая "подстава"

15.01.10
Текст: НВО, Николай Шадрин, военный журналист, письмо в редакцию
Фото: НВО, Александр Шалгин

Анатолий Сердюков нашел главных виновников в ульяновских взрывах.
Полтора месяца минуло с того дня, как 24 ноября 2009 года президентом России – Верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ было принято решение об увольнении начальника Инженерных войск Минобороны генерал-лейтенанта Юрия Балховитина и начальника Главного ракетно-артиллерийского управления МО генерал-майора Олега Чикирева, а также временно исполняющего обязанности начальника вооружения, заместителя командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа по вооружениям генерал-майора Вячеслава Халитова и такого же врио начальника инженерных войск ПУрВО полковника Александра Бобракова.

Дмитрий Медведев также поручил принять решения по увольнению командования 2-й общевойсковой армии и руководства 31-го арсенала в Ульяновске, где произошли взрывы боеприпасов, в результате чего погибли люди, был нанесен немалый материальный ущерб и государству, и городу, и его жителям. Причем предпринятые президентом меры вызвали в основном одобрительные отклики общественности, которая и по сей день не сомневается: все было сделано правильно, так этим генералам и офицерам и надо. Лишь немногие представители верхов российского военного сообщества, в том числе генерал-полковник Леонид Ивашов, усомнились в справедливости наказания. Он, в частности, отметил: "Возможно, я чего-то не знаю в реформируемой армии, но не могу понять: при чем здесь начальники Инженерных войск ВС РФ и округа и какое отношение имеет к взрыву на арсенале, подчиненном непосредственно Минобороны, начальник вооружения округа?"

Добавим: при чем здесь также командование 2-й армии? Ведь ФГУП "31-й арсенал ВМФ" прежде всего подчинен командованию Военно-морского флота. И если после взрыва 13 ноября объяснения давал главнокомандующий ВМФ РФ Владимир Высоцкий, который заявил при этом о "серьезной компенсации" пострадавшим, то после второго взрыва 23 ноября адмирал словно воды в рот набрал и быстренько отдрейфовал в сторонку.

Между тем по закону полное "фирменное" наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное государственное предприятие" и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Наименование взрывоопасного ФГУП имеет такое указание: его собственник – ВМФ. Почему же адмиралов прикрыл своей грудью министр обороны? С чего вдруг?

К слову сказать, государственные унитарные предприятия являются одной из организационно-правовых форм коммерческих организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 2 ст. 50 ГК РФ). То есть работают не без выгоды для собственника. Наиболее активно ФГУПы стали появляться в ВС РФ с приходом "эффективного менеджера" Анатолия Сердюкова. Однако по большому счету принадлежность того или иного ФГУП флоту или авиации является лишь технологической, служебно-должностной, реальный же собственник имущества – Минобороны.

Нам, "неэффективным менеджерам", трудно представить себе, какая может быть прибыль от ФГУП, которое создается на условиях заведомо нерыночной деятельности: например, при "необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации" или ввиду "необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий". Но это нам трудно, а "эффективный менеджер" сообразит, как и козла выдоить...

Вот и множатся всевозможные ФГУПы военного ведомства, правда условия работы (в том числе по безопасности) на них и зарплата сотрудников не прибавляют ни в качестве, ни в количестве. То есть для себя ФГУП работал бесприбыльно по минимуму, установленному Минобороны. Впрочем, экономической стороной дела должна заниматься Генпрокуратура или Счетная палата.

Но та же Генпрокуратура должна была остановить министра и Главковерха: отвечать должен тот, кто записан – пусть даже как номинальный собственник – в полном наименовании фирмы, а это ВМФ! И значит, по закону ему и нести ответственность. Но может быть, после первого взрыва (13 ноября) 31-й ФГУП сменил собственника? Тогда почему же Минобороны не дало разъяснений: из-за чего вдруг и как произошла смена и кто же в действительности является главным ответчиком за взрывы в Ульяновске?


Главное за неделю