Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
КМЗ как многопрофильное предприятие

КМЗ:
от ремонта двигателей
к серийному производству

Поиск на сайте

К вопросу о дедовщине на флоте

Разговоры о дедовщине не прекращаются никогда, особенно среди молодых людей призывного возраста и их родителей. Многие говорят, что все это - выдумки, кто-то считает, что дедовщина - реальная болезнь армии. Ведутся дискуссии на ТВ, на кухнях, но дискутируют, как правило, люди командного состава. Я решил расспросить о дедовщине, когда встретил своего старого знакомого, только что вернувшегося со срочной службы на Черноморском Флоте.
Его служба как раз пришлась на период изменений, связанных с военной реформой. Он рассказал, как реформа выглядит «изнутри», как она видится глазами матроса. Каково это - жить в меняющемся кардинально мире? То, что я услышал, удивило меня. И это касалось в основном реалий введения контрактной службы на флоте.

В каждом отделении после прохождения определенного времени 10 человек должны обязательно «уйти на контракт» – это норма, которую должен выполнить каждый офицер. Ситуация контролировалась сверху, поэтому требовалось добиться этих цифр любыми способами: или подписанный договор, или выговор от командования. (Замечу – так выглядит ситуация глазами «срочников»). Для агитации проводились постоянные «беседы», в которых рассказывалось о преимуществах контрактной службы.

Надо сказать, что преимущества действительно были: после 17 часов и до 7 утра служащий по контракту был предоставлен сам себе, он получал увеличенный паек и деньги, перспектива тринадцатой зарплаты тоже была достаточно большим плюсом.

Но такого количества контрактников на все отделение достичь удавалось не всегда. Зачастую люди, решившие подписать контракт, отказывались в последний момент. Через какое-то время, чтобы избежать конфликтов с командованием из-за невыполнения норм, была введена система анкетирования: каждый прослуживший больше года заполнял анкету, состоящую из 30-40 вопросов, которая являлась письменным основанием отказа от службы по контракту – или же, наоборот, подтверждением этого желания.

Я спросил, почему при явных плюсах контрактной службы и при нынешнем кризисном раскладе рабочих мест, молодые люди, проходящие срочную службу, не хотят подписывать контракт.

И вот тут я услышал историю, которая и побудила меня написать этот материал. Срочнослужащие не хотели идти на контрактную службу, видя «мучения» контрактников. Считается, что на флоте дедовщина не принимает таких серьезных форм, как в других видах войск. Многие считают, что появление дедовщины на флоте вызвано сокращением службы и падением престижа службы как таковой. Действительно, дедовщины на том корабле, где служил мой приятель, не было. Но зато там было совершенно непонятное для меня явление - срочнослужащие не давали спокойно служить контрактникам.

Реформа стала причиной другого переворота – люди, прошедшие срочную службу и служащие по контракту, оказывались под давлением только что пришедших из «учебки».

Но почему это происходило? Дело в том, что на флоте действительно серьезно следят за тем, чтобы дедовщина не появлялась. С личным составом экипажа с определенной периодичностью работает прокуратура, и если обнаружатся следы побоев, или кто-то пожалуется на притеснение – тут же будут приняты меры и проведено расследование. Но это касается только матросов-«срочников». Ведь служащий по контракту может находиться вне корабля с 17 часов и до утреннего построения, следовательно, любые повреждения могут быть получены и вне корабля.

Таким образом, хорошая работа прокуратуры дала возможность срочнослужащим чувствовать себя безнаказанными по отношению к своим сверстникам, служащим по контракту: избивать, забирать деньги, посылать за спиртным… В положении «обиженных» оказались теперь уже контрактники, что само по себе удивительно – ведь это старшинский состав.

Любая попытка ответить силой грозила попаданием под следствие и статью – прокуратура тщательно «оберегала» срочнослужащих от дедовщины. Конечно, каждый новый «срочник» узнавал от увольняющихся, что контрактники - «лохи» и с них можно безнаказанно требовать все что угодно. Ситуацию спасло то, что прошла одновременная демобилизация тех, кто призывался на два, полтора и на год. В данный момент это явление фактически сведено на «нет».

А, может, в каких-то частях еще и присутствует, надо бы обратить внимание, товарищи офицеры.

Автор: Алексей Бондарчук, корреспондент Центральный Военно-Морской Портал, фото с сайтов arms-expo.ru, chelyabinsk.ru, gorobzor.ru. 14.07.09


Главное за неделю