Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Системы обогрева для флота

ВМФ предложили
системы для подогрева
палубы

Поиск на сайте

Еще раз об авиации - Сообщения с тегом "Авиация"

  • Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30          

Слава забытых побед: T-4 “сотка”.

“...Для полного счастья человека необходимо иметь славное Отечество!”
Симонид Киосский, Vв. до н.э.

Всегда считалось, что самые быстрые самолеты – истребители, летающие на скоростях, в два раза превыщающих скорость звука.
Бомбардировщики, по определению, по сути, должны летать медленнее.
Но четверть века назад, у нас была построена огромная машина, за которой не могли угнатся даже истребители. Она обгоняла звук в три раза. В секретных документах ее называли “изделие 100” или просто – “сотка”.



Закончив институт, Наум Семенович Черняков мечтал работать у авиаконструктора Лавочкина. Но, арестовали отца его жены, и дорога в секретное КБ была для него закрыта. Однажды его вызвали в Моссовет и сказали: “Если ты собираешся строить самолеты, значит сможешь построить и троллейбус. Нам нужен троллейбус! Сделаешь – будешь у Лавочкина!”

И он сделал первый советский цельнометаллический троллейбус. Это было через год после Победы.
Потом был Лавочкин и крылатая ракета “Буря”. Потом их обоих не стало – Лавочкин умер, а “Бурю” закрыли навсегда. Он не хотел работать без Лавочкина. Так Черняков оказался в КБ Сухого, учителем которого, а вернее, руководителем дипломного проекта был знаменитый А.Н.Туполев.
Вот тогда, на радость или на беду, пересеклись их судьбы.

Сухой долго работал у Туполева. Триумфы экипажей Чкалова, Громова и других, это ведь и его триумфы. Их знали все. Его не знал никто. Они получали Звезды Героев, он – скромный Орден Знак Почета. Главным конструктором он стал на 45-м году жизни.
Все главные авиаконструкторы были генералами, a он оставался человеком штатским, да еще и беспартийным.
Слава пришла к Сухому не на фронтах войны Отечественной, а на фронтах войны Холодной, когда воздушные бои сменились не менее драматичными поединками конструкторской мысли, когда шла ожесточенная битва за сверхзвук. Многие его истребители считались лучшими в мире. Им принадлежали рекорды высоты и скорости.
Но в конце 60 – х, нужны были не истребители, нужен был бомбардировщик, способный нести ядерное оружие.
Главным конструктором этого проэкта Сухой назначил Наума Семеновича Чернякова.
Он вспоминает: “Туполев очень отрицательно отнесся к такому факту, он безусловно – ревновал, и конечно не хотел выпускать из рук такое задание”.
“Добро” от Хрущева, все-таки, поступило для КБ Сухого. Все понимали: такой самолет необходим для нашей страны. Понимали, что американские авианосцы господствуют в Мировом океане. Понимали, что у них уже есть новейший разведчик SR-71. Всё у них есть.

На Тушинском машиностроительном заводе в Москве стали создавать несравненно более могучего соперника для SR-71. Это был уникальный случай в самолетостроении, потому что у американцев есть такое правило: если в самолете есть 50% новизны, такой самолет не строится. Это – величайший риск.

Здесь было – 100% новизны. Все – впервые. Фюзеляж из титана и стали, электроника, новые принципы управления, уникальное вооружение.

Летом 1972 года, научить летать новый бомбардировщик должны были В.Ильюшин и Н.Алфёров.



После успешного испытательного полета, мог ли кто подумать тогда, что такая победа, такая радость очень скоро обернется поминками этого самолета.
После 10 успешных полетов, поступил приказ: “Полеты прекратить”. Больше “сотка” никогда не взлетала. Почему? Тогда этого не знал никто.
В.С.Ильюшин, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации, прокомментировал так:
“Очевидно, это так и останется тайной, потому что те, кто принимал решение, я думаю, не осталось в живых уже никого. Может быть, когда-нибудь, найдут какие-нибудь документы. Вряд ли”.

А все-таки, версии и документы – есть. Вот одна из них: в 1993г. американский авиакосмический журнал опубликовал фотографию “сотки” и сообщил, что самолет был отстранен от полетов в результате подписания между СССР и США договором о сокращении стратегических вооружений.
Вот еще один комментарий Виктора Суходрева, дипломата и личного переводчика Брежнева на всех переговорах по разоружению:
“Я вообще, впервые слышу об этом самолете. Забыть его, если бы он упоминался, я не мог. Я не знаю, что знали американцы с помощью своей разведки, но я повторяю, что никакого самолета под названием “сотка” ли, “Т-4” или “Т-100” не было никогда речи на переговорах”.
А.Ф.Добрынин, наш тогда посол в США, тоже сказал, что никогда не знал о существовании такого самолета. “Зная о таком, я бы мог совершенно иначе вести переговоры”.

А может быть, не надо мутить воду высокой дипломатией? Может, все гораздо проще?
Наконец, в архивах нашли Приказ, подписанный Министром авиапрома Дементьевым.



Приказ о создании Ту-160 одновременно требовал о прекращении работ на Т-4 “сотка”.
Ради самолета Туполева, которого даже еще тогда не было, закрывали самолет, котрый уже летал и не имел аналогов в мире!
Оказалось, не американцы боялись нашей “сотки”, у нас ее боялись. Туполев боялся, что может потускнеть его заслуженная слава патриарха авиации. Дементьев боялся за свое министерское кресло.

После того, как “сотку” закрыли, Черняков получил Орден Знак Почета и инфаркт.
Он скончался в январе 1998г.

Глядя на судьбу такого человека, невольно восхищаешся: как же ты богата, земля русская, такими талантами, и как же бездарно ими распоряжаются!

Итог жизни Чернякова трагичен: забытый троллейбус, несостоявшаяся “Буря” и загубленная “сотка”.



ТТХ самолета:
http://airbase.ru/hangar/russia/soukhoi/t/4/index.htm

(По материлам из фильма "Тайны забытых побед. Трагедия русского чуда."


Главное за неделю