Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Судовые системы электрообогрева для Арктики

Передовые решения
по электрообогреву
судовых элементов

Поиск на сайте

Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 9.

Юнги военно-морского и гражданского флота - участники Великой Отечественной войны. Часть 9.

Бабасов Виктор Ильич. Окончание.

На Днепровском машиностроительном заводе, где Виктор Бабасов работает бригадиром мотористов, комсомольцы распространили среди ветеранов войны анкету. В пункте 3-м поставлен такой вопрос: «Назовите памятный эпизод, событие, когда Ваша судьба наиболее переплелась с судьбой Родины?» Коротко, анкетно на него ответить было нельзя. И Виктор Бабасов решил встретиться с комсомольцами.
— 21 сентября 1946 года — памятный для меня день,— начал свой рассказ Виктор Ильич.— Наш тральщик с бортовым номером «435» занимался боевым тралением вблизи острова. Мин в этом квадрате моря было очень много. После каждого галса за кормой кораблей-напарников нет-нет да всплывет подсеченная мина — зловещая смерть для судов.
...С раннего утра погода была словно на заказ: тихая, солнечная.
Траление шло своим порядком. Слева, на траверсе, шел напарник, такой же тральщик — «стотонник». Корабли строго выдерживали заданный режим хода.
К Виктору Бабасову, стоявшему на юте, подошел боцман Вениамин Балыков, тоже воспитанник Соловецкой школы юнг, только годом старше; он уже носил две золотые лычки на погонах — старшина 2 статьи, но это не мешало им быстро найти общий язык, сдружиться.
— Как вахта? Не устал? — спросил боцман.
— Ничего, запас прочности надежный... В глазах иногда рябит: море и красные буи...
Красные буи, как дельфины, неудержимо прыгали за кормой тральщика. Над ними лениво летала одинокая чайка.
— Свежеет, быть шторму,— тихо сказал Балыков,— как бы не сорвалось траление...
Боцман ушел, стараясь не громыхать сапогами по металлической палубе. Бабасов давно заметил: когда за кормой работает трал, команда тихо ходит по палубе и разговаривает только вполголоса. Такая требовательная тишина не случайна, она никем не предписана сверху, просто у моряков установилась традиция: после команды старшины минеров «Трал поставлен!»—на корабле должна воцариться строгая тишина. Она — память о тех, кто погиб на тральщиках в войну, о тех, кто не вернулся с боевого траления в мирные дни.



Катер-тральщик в боевом походе. - Мудрак Ф. Б. На тральных галсах. — М.: Воениздат, 1980.

На тральщиках пробили склянки. Тридцать минут двенадцатого. Более трех часов несет вахту Виктор Бабасов, находясь на боевом посту у контроллера тральной лебедки.
Виктор посмотрел на стрелку динамометра: нагрузка перевалила за ноль. У Бабасова лихорадочно забилась мысль: «Отклонение стрелки прибора — первый сигнал, что мина затралена. Но почему же она не всплывает?!»
Виктор доложил на командирский мостик лейтенанту Комарову. Офицер дал указание застопорить машины, сам спустился на корму к тральной лебедке. Срочно были вызваны минеры. После короткого совещания со специалистами Владимир Комаров принял решение: на малой скорости выбирать трал. К Бабасову подошел старшина 1 статьи Евгений Биталев и сменил его с вахты.
Здесь уместно привести строки из воспоминаний Виктора Бабасова: «Едва я спустился в машинное отделение, как раздался оглушительный взрыв. Заглохли главные и вспомогательные двигатели. В машинном отделении стало темно. Я моментально врубил аварийное освещение. Все, кто находился в отсеке, стали осматривать друг друга. Убедившись, что раненых нет, мы выскочили на палубу. Далее я увидел такую картину: все, кто были на корме, в том числе и лейтенант Комаров, были выброшены взрывной волной за борт. Матросы спасли лейтенанта Комарова, командира нашего...»
В это время на корабле была объявлена аварийная тревога. Живучесть тральщика сейчас зависела только от людей. При взрыве мины кое-где в корпусе расползлись сварные швы. В трюмы поступала вода. Усилиями аварийной группы, в которую входил и электрик Бабасов, течь была устранена. Корабль обрел жизнь, он стойко держался на плаву, машины его могли работать», но тральщик не мог дать ход: его корма была силыно деформирована, заклинило и гребные валы... В базу тральщик «435» доставили на буксире.



Так рвутся морские мины. - Мудрак Ф. Б. На тральных галсах. — М.: Воениздат, 1980.

Таким был ответ Виктора Бабасова на вопрос анкеты заводских комсомольцев.
Сошел на берег парень в матросском бушлаге. Не в увольнение, не в отпуск... Это — расставание с морем насовсем. И уйти от моря было так же непросто, как oт чего-то очень дорогого и близкого: не хочется расставаться, а пришло время. Шутка ли сказать, от звонка до звонка — восемь лет. По нынешним временам — четыре солдатских срока службы.
Но море не понимало этого, дышало спокойно и ровно. Будто и не качало матроса на своих волнах, не испытывало его мужества, не учило стойкости.
— Как сказал поэт: «Прощай, свободная стихия»...— невесело пошутил боцман Балыков.— У моря свои дела, у нас — свои.
Виктор Бабасов уезжал из Днепропетровска мальчишкой, а вернулся бывалым моряком.
Перед ним не стоял вопрос о выборе: куда идти работать? На Урале он приобрел специальность электрослесаря, был некоторое время помощником мастера. На тральщике закончил службу командиром отделения электриков. А как известно, парней с флота берут без всяких проволочек.
Виктор стал работать в бригаде Павла Васильевича Прядко. Моряк, оказалось, не только сноровист, но и башковит. Стоило мастеру раз показать какую-то операцию, Бабасов тут же в точности повторял все движения своего наставника. Разве что немного медленнее. Ритмичность в работе приходит с опытом. Глядя на парня в такие минуты, Павел Васильевич убеждался, что выйдет из моряка толк.



Василий Сумарев. Учитель и ученики

Тепло вспоминает Виктор Ильич о своем первом мастере:
— Учить человека можно по-разному. В труде, как и в спорте. Один тренер головы не повернет от сознания своей значимости. Учеников-то вон сколько, а я, мол, один. А мой первый наставник Прядко имел педагогический такт. Иногда, засучив рукава, вместе с тобой может часами работать рядом. Если видит, что зашился,— подбадривает. «Попробуй-ка сделать еще вот так,— говорит,— может, хорошо получится». Все это он делал по-отечески, просто, деловито.
Минуло много лет с той поры. Теперь Виктор Ильич сам учит молодежь. Ведь в учениках — слава рабочего, продолжение его дела. Свою профессию он считает призванием. И не только считает, а доказал всей своей жизнью: любая работа красит человека, если полюбишь ее, овладеешь ею в совершенстве. Виктор Бабасов — один из тех людей, кто умеет творить чудеса, кто ломает нормы, удваивает их выполнение.
Причем успех его не сиюминутный — нет, он работает так из года в год...
Часто спрашиваю себя: откуда у этих людей, бывших фронтовиков, такая отдача всех сил, стойкость, жизнелюбие? Ищешь ответа, но не всегда сразу его находишь. А он, оказывается, тут — сам собой напрашивается. Он заключен в словах майора Клыкова, начальника штаба стрелкового полка; провожая Виктора Бабасова на Урал он говорил ему: «Помни, жизнь твоя Родине нужнее, чем смерть. Конечно, жизнь яркая, светлая, чистая».
Такая сложилась она — жизнь у Виктора Бабасова, бывшего юнги, а ныне Героя Социалистического Труда, и мне подумалось о том, как посчастливилось людям, которые работают рядом с ним.

Байкин Виль Зулькарнеевич



Вожак соловецких юнг. Сказ о Виле Байкине. - “Молодежь Татарстана”. 08.2009.

В последнее воскресенье июля в России отмечается День Военно-морского флота. Среди тех, что считает эту дату своим профессиональным праздником, есть и юнги, наравне со взрослыми прошедшие все тяготы Великой Отечественной войны.

В казанской гимназии №94 37 лет назад был создан совет ветеранов и музей Боевой славы бывших юнг Соловецкой школы. Во дворе гимназии также установлен памятник юным морякам, а одна из улиц Московского района названа в честь соловецких юнг.
Много лет подряд бывшие юнги в День ВМФ вместе с подшефным классом выходят на катерах на Куйбышевское море и возлагают венки. Более тысячи из 4111 выпускников Соловецкой школы юнг погибли, сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками на Севере, Балтике, Черном море и на Волге. 360 из них - представители нашей республики.
Всего две недели не дожил до нынешнего праздника бессменный руководитель школьного совета ветеранов Виль Байкин, бывший юнга, радист легендарного крейсера Черноморского флота. Кто же он, вожак юнг Виль Зулькарнеевич Байкин?



…Осенью 1943 года, в самый разгар сражений за освобождение городов Черного моря, на одном из причалов города Поти, который тогда был главной базой флота, появился невысокий морячок с лихо сдвинутой на затылок бескозыркой, на ленточке которой золотом горели «Школа юнг ВМФ». Он был назначен радистом на легендарный крейсер «Красный Кавказ».
- Вскоре наш крейсер в составе эскадры вышел в море, - часто вспоминал Байкин о своем первом боевом крещении при встречах с молодежью. - Эта была настоящая дуэль с вражескими артиллеристами, которые вели огонь в основном по самому крупному из кораблей эскадры - нашему крейсеру. Бой шел уже более двух часов, корабль постоянно менял свою позицию, чтобы избежать прямого попадания снарядов, когда по корабельной трансляции раздался голос старпома: «Юнгам Байкину и Стеблову, на мостик!» Мы бегом поднялись наверх, а там старпом показывает на оборванную антенну и приказывает срочно восстановить ее. Зацепив за ремень конец запасной антенны, мы стали карабкаться на мачту по скобтрапу, а потом, оставив Стеблова, я один пополз по рее, добравшись до фарфоровых изоляторов, крепко закрепил конец антенны. Только после этого я нечаянно глянул вниз, и меня охватил страх: оказывается, нахожусь на страшной высоте! К тому же ощутил, что мачта описывает большую дугу от качки, кругом взрываются снаряды. Я крепко обхватил рею, замер. Что же делать? Вдруг слышу спокойный голос старпома, усиленный мегафоном: «Юнга, вниз!» Долгим и опасным был обратный путь по рее к мачте, а когда уж ступил на мостик, посмотрел в глаза командира. «Молодец!» - похвалил он…
В марте 1944 года, узнав, что готовится крупная операция, Виль подал рапорт с просьбой включить его в число десантников, и был назначен радистом на МО-011- морской охотник за подводными лодками. Во время операции на подступах к румынскому порту Констанцы отряд был атакован немецкой подводной лодкой. Первая же торпеда попала в сторожевик «Взрыв», на котором находились семь соловецких юнг, с которыми Байкин встречался накануне. Из команды спаслись лишь единицы.
Морские охотники бросились в атаку, вспаривая глубины бомбами, отогнали лодку. Отряд ускорил ход и на рассвете ворвался в порт, захватив четыре эсминца, несколько сторожевиков. За эту операцию Байкин был удостоен ордена Красной Звезды. Спустя год, когда на Черном море установилось относительное спокойствие, Байкин попросил, чтобы его перевели на тральщик, и несколько лет, до самой демобилизации, занимался очищением прибрежных вод от мин, оставленных войной.
В 2007 году в совете ветеранов крейсера «Красный Кавказ» вспомнили о юнге-радисте Байкине и от имени командующего Черноморским флотом пригласили на празднование Дня Военно-морского флота, где ему было присвоено очередное воинское звание капитана 3 ранга с вручением офицерского кортика...

Комментарии (5)

Татьяна Персиянова пишет августа 21, 2009 в 9:04 Да… для  94 гимназии и для меня лично это действительно большая потеря. Виль Зулькарнеевич всегда приходил на наши школьные мероприятия, интересовался нашими успехами, не забывал ни о ком. Его безграничная душевная доброта всегда нас согревала, заставляя не забывать ни о чём… Сколько у него было идей! Что он только не планировал, сидя вместе со мной в нашем небольшом, но таком родном музее! И знаете, я всегда ему поражалась: как в уже не молодом человеке помещалось столько силы воли, столько энтузиазма и веры во всё! Последний раз, когда я с ним разговаривала, было 9 мая. Я звонила, чтобы поздравить его с Великой Победой. После слов благодарности за победу над фашизмом, мы снова вернулись к теме музея. Виль Зулькарнеевич в очередной раз дал мне указания, которые я всегда выслушивала и старалась выполнить по максимуму. Дело касалось естественно ремонта, замены некоторой “открытой”, так сказать, информации и о многом другом. В конце обычная фраза: “Созвонимся Танечка ещё потом и ты доложишь мне обстановку”… Так и не созвонились… а доложить есть о чём. В музее у нас полным ходом идёт ремонт. Работы ещё много, но мы всё успеем и у нас всё получится. Жаль только что Виль Зулькарнеевич этого не увидит.. но я уверена, что память о нём будет сохранена в лучших традициях нашей гимназии.

Макс пишет августа 28, 2009 в 11:33 Светлая память человеку. Искреннее уважение и любовь. Хочется быть достойным памяти таких людей. С уважением, Макс.

Итоги "Дней дарений" в Национальном музее РТ - - Новости и афиша музеев России - - www.Museum.ru

74 дарителя из Казани и республики сдали свыше 600 предметов. В их числе люди разных профессий: пенсионеры и научные работники, представители творческой интеллигенции, общественные деятели, домохозяйки.



Как всегда, активны участники Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза Сабир Ахтямович Ахтямов передал в дар музею кортик и фотоаппарат, фотоснимки военных лет. Виль Зулькарнеевич Байкин принес китель гвардии-капитана III ранга гвардейского крейсера "Красный Кавказ", свои военные награды.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru
0
Перфильева Ольга Владиславовна
09.05.2010 09:51:18
Вы ошиблись при публикации в инициалах.Сафонов Г.А.-это мой дедушка.Правильные инициалы Сафонов Георгий Алексеевич,инженер-капитан 2ранга,командир БЧ-5.
Обидно... :(  
Ссылка 0
0
09.05.2010 11:10:54
Просьба.
Пожалуйста, уточните причину своей обиды. В цикле сообщений о юнгах нет упоминания фамилии Сафонов. С ув., КСВ.
Родитель Ссылка 0


Главное за неделю