Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Универсальный бронекатер

Быстроходный
бронекатер
для силовиков и спасателей

Поиск на сайте

ПОБЕДИТЕЛИ. Парад Победы 24 июня 1945 года. Сводный полк Наркомата ВМФ. Часть 26.

ПОБЕДИТЕЛИ. Парад Победы 24 июня 1945 года. Сводный полк Наркомата ВМФ. Часть 26.

Весть об их подвиге разнеслась по всей армии, по всей стране. Верховный Главнокомандующий приказал всех участников десанта представить к званию Героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство матросу Ефиму Митрофановичу Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5891).
После лечения в госпитале Павлов вернулся в свой батальон морской пехоты, в котором воевал до весны 1945 года.
После войны Е.М.Павлов в звании старшины демобилизовался. Жил в городе-герое Москве. После лечения в госпитале вернулся в свой батальон... После войны проживал в Москве, заведовал столовой на Волоколамском шоссе, рядом с большим зданием Гидропроекта. Столовая считалась образцовой, в нее приезжали за опытом многие кулинары Москвы того времени. Был женат, воспитал дочь. Является почетным гражданином Николаева.
Скончался 14 августа 1985 года. Похоронен в городе Москве на Ваганьковском кладбище (участок № 34).
В Николаеве в сквере имени 68-ми десантников установлен памятник. В посёлке Октябрьском на берегу Бугского лимана, откуда уходили на задание десантники, установлена мемориальная гранитная глыба с памятной надписью.
Награждён орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями. Удостоен звания "Почётный гражданин города Николаева."



Ваганьковское кладбище. Могила, в которой похоронен Павлов Ефим Митрофанович (1915-1985), старшина, Герой Советского Союза

Десантник из числа 68-ми Героев.

В ночь на 26 марта 1944 года в районе посёлка Богоявленского (ныне посёлок Октябрьский) отряд погрузился на лодки и прошёл 15 километров вверх по Южному Бугу, оба берега которого были в руках врагов. На рассвете он высадился в порту города Николаева. Отряду была поставлена задача: скрытно высадившись в тылу, нарушить коммуникации, посеять панику, сорвать намеченный на 26 марта угон мирного населения в фашистское рабство, нанести удар по немецкой обороне с тыла и содействовать наступающим советским частям в освобождении города.



Поставленную задачу будем выполнять до последней капли крови!

Бесшумно сняв часовых, десантники заняли круговую оборону в двухэтажном здании конторы элеватора (44 десантника), находящемся восточнее конторы деревянном домике (десять десантников) и каменном цементном сарае (девять десантников). Один матрос устроился в небольшом сарайчике. Вооружённые противотанковым ружьём и пулемётом в тридцати метрах юго-восточнее конторы, залегли на железнодорожной насыпи перед забором ещё четыре матроса. В главный опорный пункт превратили здание конторы элеватора. Матрос Павлов занял позицию в цементном сарае, находившемся ближе всех строений к городу. Здесь командиром "гарнизона" стал старшина 2-й статьи Бочкович. В стенах пробили бойницы, двери и окна заложили кирпичом, ящиками с песком.
Когда на дороге появилась телега с двумя гитлеровцами, и оба были ранены, Павлов сумел догнать одного фашиста и взять его в плен. Другому раненому удалось скрыться. На рассвете гитлеровцы обнаружили десантников и одну за другой предприняли три атаки. Вначале фашисты шли в рост. Подпустив их на близкое расстояние, Павлов и его друзья открыли огонь из автоматов и винтовок. Цепи гитлеровцев таяли на глазах.
Подтянув в район боя до полка пехоты с танками, миномётами и артиллерией, гитлеровцы в середине дня предприняли очередную попытку сломить сопротивление десанта. Фашисты начали методично обстреливать из пушек и миномётов постройки, где засели десантники. От рушившихся стен они получали ушибы, но продолжали вести огонь по наступающему врагу. В этом бою погиб пулемётчик Прокофьев, а матрос Хакимов из противотанкового ружья уничтожил один пулемёт и подбил один фашистский танк. Павлов вёл огонь по фашистам из автомата.



За Родину! 1943. А.А.Кокорекин.

Перед пятой атакой фашисты подтянули шестиствольные миномёты и применили термитные снаряды. Они подожгли деревянный домик, где сражались десять десантников, задымился и цементный сарай. До конца первого дня обороны десантники отбили ещё три атаки пьяных, обезумевших гитлеровцев. Здания подверглись бомбёжке мелкими бомбами с воздуха, обстрелу нескольких танков. Во время восьмой атаки погиб матрос Миненков. К концу дня из девяти защитников цементного сарая в живых осталось семь человек. Были потери и в других точках обороны – в конце дня от нескольких танковых выстрелов рухнул горящий деревянный домик, погребя под руинами четыре матроса и пять сапёров. В здании конторы потерь не было, но многие были ранены.
Утром 27 марта 1944 года от прямого попадания снаряда обрушилась часть стены цементного сарая, после чего фашисты возобновили натиск на отважных десантников. Они вплотную подобрались к цементному сараю, где оборонялись Павлов и 6 его соратников. Начался довольно долгий гранатный бой. Стоявший на ящике Павлов бросал в фашистов гранаты, подаваемые другим бойцом, в результате чего гитлеровцы понесли потери и отошли.
Затем снова начался миномётный обстрел. Через некоторое время от разорвавшегося над головой снаряда Павлов и ещё два матроса были засыпаны обломками и контужены. После того, как их откопали, Павлов продолжил бой. Матрос Хакимов из противотанкового ружья подбил два артиллерийских орудия.
Фашисты применили огнемёты. В проломы сарая стали врываться струи огня. В ответ Павлов и другие бойцы посылали гранаты и вели огонь по пехоте. Бронебойщик Хакимов, прежде чем противотанковое ружьё окончательно вышло из строя, сумел уничтожить два огнемёта. В середине дня в одной из атак Павлов был ранен осколком разорвавшегося снаряда, но продолжал вести бой.
Гитлеровцы многократно пытались пробиться к основной группе десанта, расположившегося в здании конторы элеватора, но враг не мог пройти через маленькие «гарнизоны», расположенные в тридцати-пятидесяти метрах вокруг конторы. Когда у забора на железнодорожной насыпи погибли два десантника, а два, получив раны, отошли в контору, повалив забор, немцы устремились к конторе. Основной бой переместился туда.



Старшина 2-й статьи Бочкович Кирилл Васильевич, старший краснофлотец Миненков Василий Семёнович, краснофлотец Хакимов Михаил Кобирович.

Фашисты усилили артиллерийский и миномётный огонь. Враг стрелял по окнам и проломам. В комнатах было невыносимо жарко. Казалось, фашисты поставили перед собой задачу - сравнять с землей двухэтажное здание, сжечь его защитников. Моряки задыхались от едкого, удушливого дыма. Им приходилось не только отбиваться от врага, но ещё и вести борьбу с огнём, который возникал то в одной, то в другой комнате. Люди гибли от пуль, осколков снарядов и мин, от камней, то и дело отскакивавших от стен. И как бы ни было тяжело, никто не помышлял о сдаче на милость врага. Десантники стояли насмерть. Двое из них, жертвуя собой, бросились с гранатами под танки.
Ко второй половине дня 27 марта практически все, оставшиеся в живых, были ранены. Фашисты ворвались в здание конторы, и там возникла рукопашная схватка. Все фашисты были уничтожены. Но и число десантников с каждой атакой сокращалось. Вечером в последней восемнадцатой атаке гитлеровцы применили отравляющие вещества и огнемётные танки.
В цементном сарае у семи десантников, отбивших восемнадцать атак, стали заканчиваться боеприпасы. Павлов предложил ночью пробраться в здание конторы и принести оттуда боеприпасы. Под покровом ночи двое товарищей пробрались в здание конторы и никого там живыми не нашли. Фашисты сожгли их термитными снарядами. Вернувшись в сарай, десантники поклялись живыми в плен не сдаваться и взяли каждый себе по последней гранате.
Утром 28 марта фашистские автоматчики стали пробираться к конторе. Но из развалин застрочил одинокий пулемёт! В это время в порт прорвались передовые отряды советских войск. Навстречу им из развалин сарая вышли 5, в том числе и Павлов, и из конторы один десантник. Двоих раненных вынесли из сарая и отправили в госпиталь. В развалинах конторы нашли ещё четверых живых израненных и отравленных газами десантников, трое из которых скончались на руках советских бойцов, а один в госпитале 10 апреля.

ПАНКИН Игорь Семенович



Род. 28.02.1916 в Москве. Окончил ФЗУ. До 1937 работал слесарем на заводе ТИЗПрибор.
В 1937 призван в ВМФ. С авг. 1937 по июнь 1938 — ученик радиста. С июня 1938 по янв. 1939 — радист гидроотдела ТОФ, с янв. 1939 по нояб. 1943 — радист отдельной бригады торпедных катеров ТОФ. С нояб. 1943 по 9 мая 1945 — радист отдельного отряда торпедных катеров Дунайской военной флотилии ЧФ. Участвовал в освобождении гг. Керчь, Севастополь, Одесса, Варна, Вена и др.
С дек. 1945 — в запасе. С 1946 по 1952 работал в системе Министерства связи в должности техника, старшего техника и инженера. В 1952-1954 был в командировке по линии нефтяной промышленности в Монголии. С 1955 по 1974 работал в Министерстве связи. Последнее место работы — НИИДАР. С 1974 на пенсии.
Награжден медалями.

Плакунов Капитон Андреевич

Интервью с Плакуновым Капитоном Андреевичем разведчиком отряда особого назначения под командованием Ц.Л. Куникова. Интервью и лит. обработка: В. Сидоров. - Воспоминания и дневники ветеранов Великой отечественной войны :: Электронное периодическое издание "Открытый текст".



Плакунов Капитон Андреевич после парада Победы

Плакунов Капитон Андреевич родился 25 августа 1922 года. Член КПСС с 1943 года. До 1941 года работал на Свердловском промкомбинате в должности слесаря-механика по ремонту счетно-пишущих машин. Четырнадцатилетним он впервые переступил порог промкомбината, и единожды выбранной специальности остался верен на всю жизнь, проработав там 52 года. Вместе с другими комсомольцами Плакунова перевели на завод, спешно переоборудованный на военное производство. Наложили бронь. Капитон Андреевич проявил настойчивость и добился, чтобы его взяли на фронт.
В сентябре 1941 года он был направлен в 31-ю стационарную батарею Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота. С сентября 1941 по сентябрь 1942 года проходил службу в должности пулеметчика, зенитчика. С сентября 1942 по август 1943 года служил в отделении разведки диверсионной роты Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота, разведчик отряда особого назначения под командованием Цезаря Львовича Куникова, связной комиссара отряда Героя Советского Союза Николая Васильевича Старшинова. С августа 1943 по март 1947 года служил в 393-м Новороссийском стрелковом батальоне Севастопольской бригады морской пехоты разведчиком, оружейным мастером.
Участник боев на Малой земле, десантов в Новороссийск и Керчь, участник освобождения Крыма. Войну закончил в Румынии. Капитон Андреевич участник парада Победы в составе парадного полка военно-морского флота.
Награжден орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны I-ой и II-ой степени, орденом Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и 6-ю медалями за освобождение городов.

- Вы готовились к военной службе?
- Мать одна нас с братом воспитывала. На улице все ребята знали друг друга. Конечно, хулиганили немного, но все было в норме.



До войны вышла большая кинолента «Мы из Кронштадта», «Чапаев» и много других картин о Гражданской войне. Все детство с этим прошло, мы на этом и воспитывались. В общем, подготовка у нас была хорошая.
- Как проходила Ваша служба на батарее?
- На Перекоп не было пути, там немцы уже были, и нас перебросили на Ростов и затем в Новороссийск. Там прошли распределение, для прохождения курса молодого краснофлотца. Люди с мысхакской крупнокалиберной батареи нарыли землянки, а кубрики нам отдали как молодым. И началось раз-два, не без этого, оружие: винтовку, пулемет ручной ДП изучали. Потом люди с пушек ушли на фронт, а мы молодые их стали пополнять. Я посмотрел на снаряд в тридцать с лишним килограмм и двадцатикилограммовый заряд, сколько сил нужно, чтобы их таскать! В батарее было четыре пушки. Под каждой пушкой находился каземат и никакого приспособления, чтобы поднимать снаряды. Мы сами бегали. В одну сторону пустые люди бегут, в другую с грузом. Я решил схитрить.
У меня отец рассказывал о Первой мировой войне, тоже с немцами. Он там пулеметчиком был. И мне запомнились его рассказы, да еще Чапаев тоже на пулемете был! И я попросился в пулеметчики.
Матчасть на зубок все знали. Даже сложный замок разбирали и собирали. Сначала я был пятым номером на счетверенной установке. Сидел в углу под пулеметами и крутил ручку, которая подавала воду на стволы. Потом старшие мужики ушли. Все с желанием уходили на фронт. Я с пятого номера перешел на один ствол, который стоял на треноге. В виду того, что многие ушли на фронт, нас в отделении было четыре человека и пятый старшина, который командовал, а не семь, как должно быть.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю