Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Правильный моментный ключ

Как решить
проблемы
с обслуживанием
боевой авиации

Поиск на сайте

Чикваидзе Константин Ираклиевич. «От урочища до училища» (воспоминания нахимовца). - Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 92.

Чикваидзе Константин Ираклиевич. «От урочища до училища» (воспоминания нахимовца). - Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 92.

Редакция

В заключение приведем групповые фото выпуска 1948 года.



Фото 1945 года. Фотографировались в память об окончании семилетки.



Выпуск 1948 года. Фото на память с любимыми командирами и преподавателями. Все впереди...

ВСЯ ОСТАВШАЯСЯ ЖИЗНЬ

Грузинский Политехнический Институт я закончил в 1953 году, получив специальность инженера гидростроителя. Поехал строить Эзминскую ГЭС на реке Терек. Работал старшим прорабом станционного узла. Его хорошо видно, когда проезжаешь по военно-грузинской дороге мимо поселка Чми (Тергиспира). В 1954 году к нам прибыли на преддипломную практику студенты Московского инженерно-строительного института. Среди них оказалась Кротовская Зоя Мечеславовна, которая вскоре стала моей женой.



После пуска первого агрегата меня перевели на строительство Горьковской ГЭС начальником участка по сооружению крупной насосной станции по перекачке паводковых вод из реки Костромки в Волгу. Те, кто посещал Ипатиевский монастырь, непременно пересекали Костромку через верхнее строение нашей насосной, служившее одновременно автомобильным мостом.



По завершению строительства мы с женой перебрались в Москву. Здесь мне повезло. По судьбоносной для меня рекомендации заместителя главного инженера строительства (между прочим, по совпадению его фамилия была Михайлов) я был принят на работу в только что образованный Всесоюзный институт организации энергетического строительства «Оргэнергострой». Институт создавался с размахом, общей численностью около 5 тысяч человек, в том числе в научной части 1,5 тысячи человек, с филиалами в Ленинграде, Куйбышеве, Новосибирске, Одессе, Тбилиси, Талине и других городах. «Оргэнергострой» стал моим третьим и последним местом работы. Я проработал в нем 40 лет с 1957 года по 1997 год, из которых последние 24 года в должности заместителя генерального директора по научной работе. Закончил заочно аспирантуру в МИСИ и в 1970 году защитил там же кандидатскую диссертацию. В научном плане специализировался на проблемах строительства высоких бетонных плотин ГЭС. Пока не стал замом по науке, очень много времени находился непосредственно на объектах внедрения новой техники и технологии на строительствах Братской, Красноярской, Саяно-Шушенской, Зейской, Чиркейской, Ингурской и многих других ГЭС. Братская ГЭС – самая памятная. Здесь научился преодолевать настоящие трудности, приобщился к таежному и водному туризму, полюбил бардовскую песню и обрел самых близких друзей на всю оставшуюся жизнь.

Редакция

Указом Президиума Верховного Совета Грузинской ССР награжден 16 декабря 1960 года Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Грузинской ССР // Заря Востока. - Тбилиси, 1960. В 1969 году К.И.Чикваидзе защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование эффективности применения естественного льда для охлаждения бетонной смеси". Работал заместителем директора Всесоюзного института по проектированию организации энергетического строительства (Оргэнергострой) Минэнерго СССР.

За весьма долгую трудовую биографию К.И.Чикваидзе имеет целый ряд государственных наград и достижений:
- медаль "За трудовую доблесть" (За строительство Красноярской ГЭС)
- медаль "За долголетний и добросовестный труд"
- медаль "800 лет Москвы"
- серебряная медаль ВДНХ СССР
- звание и знак "Почетный энергетик" Минэнерго СССР
- почетные знаки "Ударник 10-й пятилетки" и "Победитель социалистического соревнования" (1973 г.)
-почетные знаки строителя "Братской ГЭС", "Красноярской ГЭС", "Саяно-Шушенской ГЭС", "Усть-Илимской ГЭС", "Токтогульской ГЭС", Зейской ГЭС", "Ингурской ГЭС", "Курпсайской ГЭС", "Каскада Нижненарынских ГЭС" (эти знаки - особая личная гордость нахимовца-энергостроителя!)
- имеет более 70 научных публикаций, 6 авторских свидетельств на изобретения. Один из авторов изобретения - Установка для приготовления полистиролбетона.

Несколько лет работал по совместительству генеральным директором совместного Советско-Американского предприятия. Намечались очень перспективные проекты по строительству в Москве и Подмосковье с использованием передовых технологий, но всему положил конец обширный инфаркт, настигший меня в августе 1997 года. С тех пор берегу здоровье и активно занимаюсь приусадебным садоводством и огородничеством на подмосковной даче. Крестьянские гены дают себя знать и у меня в теплице хорошо растут паслены и виноград, всегда на грядках тархун, реган, цицмада, кинза. Дети оборудовали мне в Москве Интернет, и стало совсем весело жить. Раньше с нетерпением ждал весны, а теперь не терпится в Москву к компьютеру.



С мамой, дочерью Ириной и внучкой Машей

У нас двое детей Ирина 1956 года рождения и Георгий 1962 года рождения. Оба в детстве проводили каждое лето в Грузии. Три внучки Маша (1985 г.), Аня (1986 г.) и Таня (1989 г.) мечтают попасть в Лагодехи. В этом году 19 июля 2010 года у нас появилась правнучка – Лейла.
Моя мама Михайлова (Чикваидзе) Евгения Николаевна умерла в 1988 году и похоронена в Москве. Из четвертого поколения Михайловых в живых остался я один.

ЛАГОДЕХИ МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ


С 1945 по 1953 год, будучи воспитанником ТНВМУ, а затем студентом ГПИ, я использовал каждую возможность побывать в Лагодехи. Иногда это удавалось на зимних или на летних каникулах. Потом в конце пятидесятых я приезжал показывать Лагодехи своей молодой жене. А уже потом Лагодехи осваивали мои дети, где-то с конца шестидесятых, когда мама вышла на пенсию и брала их к себе на лето. Хочу рассказать об одном очень памятном для меня визите в Лагодехи.

ПЕШКОМ В ЛАГОДЕХИ



С сыном Георгием.

В 1970 году сын как обычно проводил лето в Лагодехи, а мне предстояло забрать его из Тбилиси в Москву. Мама должна была доставить его в Тбилиси в конце августа, а я самолетом в Москву к 1 сентября. В это время я спланировал командировку в наш Тбилисский филиал, который в то время курировал. Неожиданно возникла необходимость срочно выехать на строительство Чиркейской ГЭС в Дагестане. Мы с коллегой и другом Женей Уженковым отправились туда с намерением после завершения дел на ГЭС добраться до Тбилиси самолетом или автобусом из Махачкалы. Завершив дела на ГЭС, мы приехали к моему брату Володе Калишук, который после демобилизации обосновался в Махачкале. Здесь нас ждала оглушительная новость, что Грузия, в связи со вспышкой холеры, закрыта на карантин. Тбилисский аэропорт работал только на транзит, в город никого не выпускали.
При обсуждении сложившейся ситуации на семейном совете у Калишуков, я посетовал: «Ну, надо же, как обидно! Сын рядом, за бугром, и ничего сделать нельзя. Хоть пешком иди». На что Вова, который заведовал гаражом и ремонтом почтовых машин, отреагировал: «А почему бы и нет? Я точно знаю, что из Тляроты в Лагодехи местные ходят. До Тляроты я вас доброшу, а дальше язык до Киева доведет».
Смотрю вопросительно на Женю, один я, честно говоря, на такую авантюру не рискнул бы. А он в ответ: «Ираклич, хорошо бы пару рюкзачков раздобыть». Раздобыли и рюкзачки, и палатку на двоих и, конечно, одежонку «с миру по нитке», и даже туристический топорик. Затолкали цивильные шмотки и трехдневный запас провианта в рюкзаки и улеглись спать.

День первый

Рано утром Володя усадил нас в почтовый крытый грузовик. Устроились полулежа на каких то туго набитых мешках и отправились в Тляроту. По дороге водитель калымил, поэтому в кузове было, то густо, то пусто. Дорога – сплошной серпантин и все время в гору. Во второй половине дня добрались до аула Советский, где нас поджидал очередной сюрприз. Выяснилось, что где-то на полпути до Тляроты селевой оползень засыпал дорогу и расчистка займет не менее двух дней.
Приняли решение пройти до Тляроты пешком (где то 35-40 км.), а заодно и втянуться в предстоящую работу по восхождению на хребет. После ужина в местной кафешке, заночевали в домике для приезжих.

День второй



На месте оползня

Отправились рано утром. Дорога вдоль Аварского Койсу. Места суровые – горы, скалы, ни одного деревца и мутное шумящее Койсу слева по борту. На аварийном участке работал один бульдозер и, кроме бульдозериста, еще пара мужичков. Работы было невпроворот. Убедились, что правильно поступили и отправились далее, тем же аллюром. Была надежда, что за завалом может оказаться какая-нибудь автомобильная оказия, но, увы…
К вечеру доплелись до Тляроты и разыскали стоянку топографов, к которым нам, еще в ауле Советский, рекомендовали обратиться. На месте оказался один топограф, который сам в Лагодехи не ходил, но, по рассказам коллег, знал, что вначале надо двигаться по тропе вдоль речушки, впадающей в Койсу в Тляроте. Дальше будут озера, а за ними пастбища, где чабаны укажут дальнейший путь следования.



Мост через Койсу

Топограф любезно предложил переночевать у них в домике, но мы отказались и немедля пошли по тропе вдоль левого берега речушки. С наступлением темноты поставили палатку, перекусили, запивая бутерброды родниковой водой, и «отрубились» до рассвета.

День третий



На фоне Тляроты.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru

С вопросами и предложениями обращаться fregat@ post.com Максимов Валентин Владимирович


Главное за неделю