Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Диверсификация ОПК

Опыт диверсификации
корпорации
"Проект-техника"

Поиск на сайте

Воспоминания владивостокского подгота. В.М.Ермаков. Часть 15.

Воспоминания владивостокского подгота. В.М.Ермаков. Часть 15.

Устьянцев Александр Михайлович



В дополнение к тому, что о подготе Устьянцеве, «Дяде Саше» из Гремихи было опубликовано ранее (см. Контр-адмирал Наумов Владлен Васильевич. Из "дизелистов" в "атомники". Командиры АПЛ 1-го поколения. Автобиография Наумова В.В. Часть 9.) приведем ссылку на очерк о нем, написанный его однокашником по ТОВВМУ им. С.О.Макарова - Впередсмотрящий. Капитан 2 ранга в отставке Анатолий БАТАРШЕВ. - Морская газета, 22.06.2006.

Хмелев Иван Константинович

Иван Константинович Хмелев - выпускник штурманского факультета ТОВВМУ им. С.О.Макарова 1953 года, участник первого в истории отечественного подводного флота похода за экватор, ПЛ Б-66 Камчатской военной флотилии под командованием Николая Ивановича Царева вышла в Южное полушарие в сентябре 1957 года.



ВПЕРВЫЕ НА ЭКВАТОРЕ. Капитан 1 ранга в отставке И. КАУТСКИЙ. - Морская газета. 7 сентября 2007 года. Санкт-Петербургские Ведомости - Память - Впервые за экватор

Хромов Николай Елизарович



Н.Е.Хромов - выпускник штурманского факультета ТОВВМУ им. С.О.Макарова 1953 года. Один из его сослуживцев: Наверное, Николай Елизарович запомнился лиепайским подводникам, как ни один другой начальник. Нечаянно наткнулся на интересный материал о нём. Во время моей службы его биография была для всех тайной покрытой мраком. - Возращенные бездной (записки подводников). Форум города Лиепая

Подводник от бога. «Честь имею! Литературная версия» - «Калининградская вечерка». 18.03.2006.

Вся жизнь вице-адмирала Николая Хромова связана с подводным флотом. Эта военная профессия считается элитной не столько из-за престижа. Только лучшие офицеры способны выдержать автономные плавания, затягивающиеся на полтора месяца, большая часть которых проходит под толщей воды.
Николай Елизарович всегда с удовольствием рассказывает о своей службе, о том, что ему дорого. Председатель Совета ветеранов-подводников до сих пор помнит, как он впервые вступил на борт субмарины:
- Меня поразило множество механизмов. Вся подводная лодка была заполнена приборами. Я подумал, как подводники осваивают эту сложную технику? Есть правило – прежде чем быть допущенным к самостоятельному управлению боевым постом, офицер должен сдать экзамен на самостоятельное управление. Когда я лейтенантом пришел на лодку, командир дал месяц на изучение всего корабля. После этого тщательно проверил мои знания.
Свое первое погружение Николай Елизарович тоже запомнил на всю жизнь, хотя было это полвека назад. Лодка готовилась к передаче дружественной республике и проходила ходовые испытания в Амурском заливе. В то время американские субмарины, вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами, уже целыми эскадрами размещались в бухтах Великобритании и Средиземном море. Разведку за действиями нашего флота они вели и в Северном, и в Баренцевом морях. Задачей советских подводных лодок было обнаружить лодки противника. В общей сложности Хромов побывал в девяти автономных плаваниях. Их продолжительность должна составлять 30 суток, но зачастую случалось так, что лодка была оторвана от базы все 45 суток. Подводники прекрасно понимали, выйди из строя любой механизм, никто уже не поможет. Потому надеялись только на себя.
- Были выходы из строя дизелей. Останавливались и ремонтировались по ночам. Пока шла зарядка аккумуляторных батарей, мотористы заменяли втулки. Эта работа, которая выполняется на заводе в течение 3 дней, в море занимала одни сутки, - вспоминает Хромов.



"Дизельная подводная лодка выходит на задание" В.А. Печатин

У подводников нелегкая служба. И дело не только в том, что они обслуживают сложную технику, тяжелее находиться длительное время под водой. Поднять настроение помогала музыка. Самая любимая у Николая Елизаровича - песня Пахмутовой. Та, в которой поется: «На пирсе где-то в час ночной тебе известно лишь одной…».
- Жены не всегда знали, куда мы уходили и на сколько дней, - говорит бывший подводник. – Лодка приходит из таких походов не в лучшем виде, со следами ржавчины. И люди возвращаются уставшие. Физически и морально от разлуки с семьей.
В Кронштадте, где сегодня базируется соединение подводных лодок, есть собственная Аллея Славы. 10 гранитных обелисков посвящены героям Финской и Великой Отечественной войны. 196 боевых походов и 149 уничтоженных вражеских кораблей – это их вклад в Победу. Но не всегда Аллея Славы находилась на берегах Финского залива. Создавалась она в Лиепае, сразу после окончания Великой Отечественной. Там и застал памятник Николай Елизарович.
- Перед тем как отправиться на боевую службу, мы посещали мемориал и давали павшим обещание вернуться с победой. Когда Советский Союз стал разваливаться, было решено перевезти мраморные плиты в Кронштадт.
И после выхода на пенсию Николай Елизарович продолжает активную деятельность на благо подводников. Адмиралом запаса Хромов называть себя не разрешает. Общественную деятельность он сочетает с литературными занятиями. Из-под его пера вышли очерки, статьи в газетах и альманахах. Но венцом всему станет книга, посвященная делу всей жизни.

НИКОЛАЙ ХРОМОВ об А.И.Маринеско: «Получился конфликт между Маринеско и политработниками. Они считали, что он – пьяница и не достоин звания героя. А раз Маринеско не достоин, пришлось объективно замалчивать и подвиг самого экипажа».
Многие западные исследователи называют атаку века военным преступлением. Однако транспортное судно шло под фашистским флагом в сопровождении миноносца, к тому же с отличным вооружением, а значит, потопить его наши подводники были просто обязаны.

Н.ХРОМОВ. ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА 1906-2006. Калининград: ИЗДАТЕЛЬСТВО «КЛАДЕЗЬ», 2006.



Предлагаемая книга расскажет читателю об истории развития подводных лодок Балтийского флота от постройки «потаенного судна» Ефимом Никоновым в 1724 году до наших дней, когда 28 июля 2005 года была заложена на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге подводная лодка «Кронштадт». В книге отражены боевые действия подводных лодок в русско японской, 1 ой Мировой и Великой Отечественной войнах, а также послевоенного развития Подводных Сил Флота. Здесь нашли место вопросы создания 14 й эскадры подводных лодок Балтийского флота, работа ветеранской организации подводников и воспоминания ветеранов.

Чарный Борис Израилевич

Боря Чарный - мой одноклассник, начиная с "подгота".



Земляки о Б.И.Чарном: НЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ. Л. НИКОЛАЕВА. - Белгородская правда, 2007, № 37.

В наших сухопутных краях, наверное, не так много моряков-подводников, которые отмечают в этот день профессиональный праздник. Был в их числе недавно ушедший из жизни Б.И.Чарный - капитан первого ранга в отставке, двадцать лет прослуживший на подлодках, из них десять - в должности командира ПЛ.
А еще Борис Израилевич писал стихи. Их накануне праздника принесла в редакцию вдова капитана Тамара Васильевна. Эти строки посвящены героическому экипажу "Курска":

Мы их проводили в последний путь
С болью в сердце. У горла ком.
"Вам вечно земля будет пухом пусть, -
В минуту прощанья сказал главком. -
Герои "Курска", как прежде, с нами
Будут всегда и во всех делах,
Как и военно-морское знамя -
Гордый российский Андреевский флаг!".

Глоток забортной воды. Рекордный по длительности поход дизельной подлодки Б-866. В.И.Громак.



Валерий Иванович Громак

Почти четверть века назад на ракетном подводном крейсере стратегического назначения (РПК СН) проекта 667-А я впервые вышел в море.
Как и положено при первом погружении, хлебнул из плафона забортной воды, получил специальное свидетельство.
Потом были неоднократные выходы в море на других, более современных атомоходах.
Но неизгладимое впечатление произвело плавание на дизельной подводной лодке. По сравнению с атомоходами, это был кромешный ад.
Видимо, после плавания на "дизелях" и появилась крылатая фраза: "Если голова и живот в тавоте, значит служишь в подводном флоте".
И потому, слушая своих собеседников - контр-адмирала в отставке Анатолия Петрова и контр-адмирала запаса Валерия Шестакова об их походе тридцатитрехлетней давности на дизельной подводной лодке в район экватора, рассматривая альбомы, я живо представил, в каких условиях несли эти люди боевую службу.

ЗААРКАНЕННАЯ СУБМАРИНА.

Сегодня с многих событий нашего прошлого сходит хрестоматийный глянец, обнажая шероховатый слой неприглаженной действительности.
Где-то с середины шестидесятых годов боевая служба дизельных подводных лодок приняла, если так можно выразиться, явно демонстрационные формы.
Лодки Тихоокеанского флота несли боевую службу в составе 8-й оперативной эскадры в западной части Индийского океана, а подводные лодки Северного и Балтийского флотов в составе 5-й оперативной флотилии - в восточной части Средиземного моря.



Проект АВ611 ДПЛ "Zulu 3"...уникальная фотография: в ограждении рубки видны люки ракетных шахт.

Скрытые походы в северные части Тихого и Атлантического океанов совершали лишь дизельные лодки - носители баллистических ракет с ядерными головными частями большой мощности.
Отсюда, из районов боевого патрулирования, наше оружие в случае необходимости гарантированно достигало бы до наземных объектов США и стран НАТО.
Американцы, видя такое положение, спешно начали развертывать глобальную систему противолодочного наблюдения "SOSUS".
Ее важнейшими компонентами являлись донные гидрофонные системы дальнего обнаружения и развернутая сеть аэродромов базовой патрульной авиации дальнего действия.
В связи с этим для несения боевого дежурства нашим подводным "ракетовозам" понадобились новые районы.
Начиная с 1968 г. отдельные (дооборудованные) большие дизельные подводные лодки выполняли эпизодические дальние походы с военно-научными целями, в основном для маршрутных съемок гравиметрического поля Земли, а также для изучения водных толщ по программе международного геофизического года.
29 октября 1969 г. из Владивостока в море вышел отряд в составе танкера "Дунай", теплохода "Урицкий" и подводной лодки Б-866 (проект 611), которой командовал капитан 3 ранга Евгений Плаксин.
Второй экипаж подводной лодки находился на теплоходе и им командовал доселе опальный капитан 2 ранга Борис Чарный.
Как вспоминает исполнявший в то время обязанности начальника штаба бригады подводных лодок в звании капитана 2 ранга Анатолий Петров, за неделю до выхода в море от должности отстранили командира второго экипажа Б-866 (до переименования в 1970 году Б-66) капитана 3 ранга Королева. Вместо него в море срочно и пошел Борис Чарный.
Опыт подобных походов у этого командира уже был. Правда, опыт неудачный. В 1968 г. подводная лодка Б-62, которой командовал капитан 2 ранга Борис Чарный, совершала плавание в северной части Тихого океана.



ПЛ Б-62 пр.611 ZULU-I (вторая в серии) на государственных испытаниях (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)

Поход едва не закончился трагически: севернее Гавайских островов на лодке вышел из строя первый дизель, у западного побережья США - второй, южнее Алеутской гряды - третий (последний). Подводная лодка, лишенная хода, с разряженной батареей беспомощно штормовала в океане.
Спас Б-62 один из советских теплоходов, буквально заарканив ее за боевую рубку и прибуксировав в Авачинскую бухту. Как считают специалисты, одной из предпосылок аварии был пресловутый дефицит сил и средств, выделяемых на обеспечение похода, а также ошибки планировавших поход штабов.
В последующем походы на "гравиметрию" совершались двумя сменными экипажами с использованием зафрахтованных пассажирских судов.

Окончание следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю