Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Универсальный сваебойный агрегат УСА-2М

Военным показали
универсальный
агрегат для забивания свай

Поиск на сайте

Обзор выпуска 1952 года. Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 137.

Обзор выпуска 1952 года. Страницы истории Тбилисского Нахимовского училища в судьбах его выпускников. Часть 137.

Сафонов Игорь Борисович



Игорь Борисович Сафонов - сын легендарного летчика.

Валентин Владимирович Максимов: в 1945-1946 учебном году с нами учился Сафонов, награжденный медалями, помнится, "За оборону Заполярья" и "За Победу над Германией", сын морского лётчика дважды Героя Советского Союза Сафонова, погибшего в Великой Отечественной войне. К сожалению, затем случился какой-то мальчишеский конфликт (увы, деталей не помню!), с нами он уже не выпускался.

Игорь Борисович Сафонов стал офицером, отправился служить в Заполярье. Там все напоминает ему отца: и свято сберегаемые летчиками сафоновские традиции, и памятники отцу. Многие годы живет Игорь Борисович на улице имени Сафонова, в доме напротив того, в котором всей семьей они жили до войны, а родители — в первые ее годы. Каждый день видит он мемориальную доску на том доме и разбитый перед ним отцовский сквер.
В этом городе, на этой же улице выросли дети Игоря Борисовича — третье поколение Сафоновых. - Хаметов М. И. В небе Заполярья. — М.: Политиздат, 1987.



Четырежды асс. К.Осипов. - Смена № 5, март 1943 г.
174-й Гвардейский Краснознаменный Печенгский ИАП имени Сафонова Б.Ф.

Стараюсь уберечь имя отца от всего наносного. Хочу сказать одно: он был человеком, который любил Родину, свою землю, верил в строй, который защищал до конца.
Он был страстным охотником и великолепно стрелял навскидку. Из того далекого детства память сохранила образ отца взвешивающего на аптекарских весах порох, собирающего ружье.
Запомнилось, как он катал меня на велосипеде по тропинке.
Смутно помню минуты расставания. Когда началась война, отец отправил нас с мамой к себе на родину в Тульскую область.
Мама имела медицинское образование. Она окончила стоматологическое училище в Витебске. Кстати, с отцом они там и познакомились. После окончания военной школы пилотов в городе Каче он служил в Белорусском округе. Есть там такой городок Улла.
По семейным легендам отец должен был ехать в Испанию, драться с франкистами. Плохих пилотов в Испанию не посылали. Но в последний момент было принято решение не посылать туда больше добровольцев. Затем отца перевели в состав ВВС ВМФ. Он был назначен командиром звена истребителей 72-го САП СФ.
С первых дней он вступил в войну. Как известно, уже 24 июня, вечером, в воздушном бою, отец уничтожил вражеский самолет Не-111.
Должен сказать, что по рассказам тех, кто с ним летал, в тактике ведения боя у отца было что-то от его охотничьих качеств. Еще до войны, выполняя учебные стрельбы по полотняному конусу, буксируемому другим самолетом, он, как правило, в несколько раз перекрывал нормативы стрельбы на "отлично".
Как говорил один из ветеранов, который служил вместе с отцом, вероятнее всего в последнем бою его подвела техника. Не верить ему, нет оснований. Я перечитал немало исторической литературы, это помогло мне лучше узнать о майских событиях 1942 года. Это был очень трудный период для советских войск. Карельский фронт и Северный флот проводили наступательную операцию, а из английских портов в Мурманск и Архангельск шли союзнические караваны. По поводу проводки и мер обеспечения их безопасности со стороны СССР И.В. Сталин в течение мая 1942 года четырежды (!) обращался к У. Черчиллю. Авиация прикрывала суда с воздуха. Летчикам приходилось по несколько раз в день подниматься в небо. Для отца последний вылет был первым после перенесенной им операции аппендицита. На союзническом самолете, на котором вылетел отец, была одна особенность: подшипники были залиты серебреным сплавом. Видимо, они расплавились и заклинили. Отец уже ничего не смог сделать".


Таранцев Константин Петрович



После окончания Тбилисского Нахимовского училища поступил в ВВМУ подводного плавания. Проживал в Москве , умер в 2002 г.
По доброму сохранились в памяти командир роты Шейхетов Борис Владимирович, офицеры-воспитатели Ченчик Николай Филиппович, Садков Борис Константинович. С ним поддерживал контакт К.Таранцев.


Таранцев Костя - светлый парень-
Нас собирал в московской суете.
Характер четкий, будто сточен камень.
Остался верен он нахимовской мечте...


(Эпиграмма В.Ганича)

Тетрадзе Георгий Александрович



После Тбилисского нахимовского училища Георгий Александрович Тетрадзе закончил в 1956 году Балтийское ВВМУ.



Офицеры 62 Отдельного дивизиона сторожевых катеров на спардеке плавказармы, пришвартованной к отвесной скале в бухте Тихая. Слева направо: Бурков Борис, Белоусов, Петров Юрий Сергеевич, Гаврилов Вадим, Чеботенко Дмитрий, Зинченко Иван Петрович, Бессарабов Василий Фёдорович (замполит), Левин (дивизионный штурман), Плахотный Юрий Васильевич (командир дивизиона), Ламакин Николай Дмитриевич, Тетрадзе Георгий, Суслин Григорий (дивизионный минёр), Трошнев Николай, Харькин В.П., Агронский М.Д. Город Полярный 1961 г. - Агронский М.Д. Записки морского офицера.

ЗУБ ПОЛИТРАБОТНИКА. - СБОРНИК ВОСПОМИНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ БАЛТИЙСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА 1956 ГОДА. Калининград-Санкт-Петербург. 1956-2006 гг.

Командир СКА Жора Тетрадзе уселся на сидушку и ждал, когда радиометрист устранит неисправность, и радиолокатор заработает. Больше он не мог сделать ничего. Катер лежал в дрейфе, главные двигатели были остановлены. Зима, темнота, мороз около 20 градусов и совершенный штиль. Неизвестно откуда навалился туман. Парение от воды добавило плотности туману, и Георгий с трудом мог рассмотреть с мостика силуэт носовой пушки. Радиометрист доложил, что неисправность в одном из приборов в агрегатном отсеке и обещал по возможности быстро устранить неисправность.
Как только погас экран выносного индикатора, Жора доложил о неисправности командиру поисково-ударной группы (ПУГ) и застопорил машины. Преследовать лодку в таком тумане с неработающим радиолокатором было невозможно. Три катера ПУГ продолжали поддерживать контакт, периодически атакуя ПЛ, и смещались к норду полигона, а СКА Жоры остался в южной части полигона и дрейфовал, подавая туманные сигналы.




МАЛЫЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ (МАЛЫЕ ОХОТНИКИ ЗА ПЛ) Проект 199

Это была обычная противолодочная учебная задача, и замполит навязал Жоре на выход инструктора политотдела на «проветривание». С самого выхода и до сего момента Жора его не видел и, честно говоря, не скучал по этому поводу. Боевой листок выпускать некому, все заняты, для политинформации тоже время не подходящее. Жора скучал и одновременно отдыхал на мостике, краем уха слушая переговоры по УКВ из динамика на мостике. В основном, это были команды и доклады кораблей его ПУГа о контакте с лодкой, команды на наведение и атаку.
Тем временем инструктор политотдела отоспался, вернее, его разбудило отсутствие гула от главных двигателей. Возможно, он решил, что уже «приехали», и по этой причине решил посмотреть, что делается наверху. С заспанной рожей, он вылез на мостик и спросил у Жоры: где мы и что случилось. Жора ему объяснил, что катера преследуют лодку, а у них поломка радиолокатора. Политработник потоптался на мостике, а переговоры на УКВ из динамика продолжаются, и тут он задал Жоре вопрос, который Жору ввел в ступор. «Ты же слышишь их, так почему не идешь на голос?» Стоит Жора и думает, что ответить, а в это время на мостик поднимается очередная смена, рулевой и сигнальщик, и, как положено, спрашивают у командира разрешение зайти на мостик. Жора, конечно, разрешил. А затем обратился с речью к политработнику. Сказал, что времени на объяснение ему основ физики и радиотехники у него сейчас, к сожалению, нет и, как должен был заметить политработник, на мостик корабля заходят только с разрешения командира, а без разрешения могут зайти только командир дивизиона и командир дивизии. В заключение своей речи он порекомендовал ему спуститься вниз и попросить у помощника корабельный устав. После прочтения этого бестселлера он согласен продолжить беседу на военно-морские темы.
На ближайшее время эта стычка Жоры с руководящей и направляющей силой осталась без последствий, однако, года через два я встретил Жору в Чалм-Пушке на судоремонтном заводе. Он командовал торпедоловом, и стоял в СРЗ в ремонте. Замечу, что в те времена командовать торпедоловами доверяли подготовленным мичманам из сверхсрочников.


Титоренко Николай Никифорович



Титоренко Николай Никифорович, капитан 1 ранга запаса. Родился в 1935 году. В 1953-1957 гг. учился в Высшем военно-морском училище подводного плавания имени Ленинского комсомола (минно-торпедный факультет). Служил на Тихоокеанском флоте - от командира боевой части (БЧ-3) подводной лодки до начальника отдела штаба ТОФа (отвечающего за эксплуатацию торпедного оружия подводными лодками и надводными кораблями). Имеет почти 40-летний опыт эксплуатации торпедного оружия.
В 1983 году уволился в запас. Имеет 16 наград.
Высказал свою версию
гибели Курска.
Автор несколько книг, в том числе - "Личный враг Адольфа Гитлера", о А.И.Маринеско, за которую получил премию Союза журналистов России. В 2004 году Воронеже вышел его документальный роман «За тех, кто в море!» Это произведение является своеобразным ответом на некорректный выпад американских писателей Шерри Зонтаг и Кристофера Дрю в бестселлере «Блеф слепого» против Советского ВМФ в годы «холодной войны».


Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru

С вопросами и предложениями обращаться fregat@ post.com Максимов Валентин Владимирович


Главное за неделю