Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещение в судостроении

Как "Северная верфь"
решила вопросы
импортозамещения

Поиск на сайте

Жизнь в перископ. Видения реликтового подводника. Контр-адмирал А.Т.Штыров. Часть 61.

Жизнь в перископ. Видения реликтового подводника. Контр-адмирал А.Т.Штыров. Часть 61.



Принимая огромные массы воды, К-129 провалилась в океанские пучины, ибо не могла справиться с быстрой потерей плавучести. Столкновение произошло предположительно вечером 7 марта в поворотной точке маршрута Ш = 40°00' Д = 180°00'; подводная лодка должна была дать короткий сигнал о проходе контрольной точки в 0:00 8 марта, однако сигнал на ЦКП ВМФ не поступил. ПЛ К-129 легла на дно океана в точке Ш = 40°06' сев. Д = 179°57' на глубине свыше 5200 метров, при этом на ровном киле. Удаление от Камчатки около 1230 миль. В последующем эта точка фигурировала в официальных документах, как точка «К».
В последующем, когда тайное стало явным, представители ВМС США на брифингах упорно отрицали факт столкновения и удара своей ПЛА в корпус К-129. В позиции командования ТОФ США четко выявлялись три характерных аспекта:
- намеренное сокрытие факта и выгораживание командира ПЛА, которого специалисты и пресса могли обвинить в неоправданной лихости и безграмотном маневрировании: мотив «защиты чести мундира»;
- опасение обвинения мировой общественностью командования ВМС США в преднамеренном уничтожении нашей ПЛ в мирное время, что могло привести к очередному резкому обострению военно-политической обстановки;
- своеобразная реклама технических возможностей донных станций и гидроакустического наблюдения; в действительности они много хуже.
Бесспорен факт, что американцы знали место нашей погибшей ПЛ с точностью от 1 до 3 миль, что могла установить только ПЛА (каких-либо кораблей или судов в районе гибели ПЛ не было, что установлено совершенно точно).
В последующем, в период между 1968-1973 гг., американцы обследовали место, положение и состояние корпуса К-129 глубоководным управляемым батискафом «Триест-2» (по другим данным - «Мизар»), что позволило авторитетам ЦРУ сделать вывод о возможности подъема ПЛ, и это легло в основу замысла скрытной операции, получившей кодовое название «Дженифер».




Научно-исследовательское судно «Мизар» ВМС США

Главной целью операции «Дженифер» было - проникнуть в «святая святых» ВМФ СССР, в шифрованную радиосвязь. На морском жаргоне - «расколоть» шифры радиообмена, в частности в радионаправлении «берег- подводные лодки», которые считались «абсолютно стойкими».

Гибель нашей ПЛ соблазнила скорым решением этой задачи. Возникла идея - поднять ПЛ и извлечь шифрдокументы, боевые пакеты и аппаратуру радиосвязи. С помощью шифров «прочитать» весь радиообмен ВМФ СССР за несколько лет того периода, что позволяло вскрыть систему развертывания и управления военно-морскими силами Советского Союза.
А главное - найти ключевые основы разработки новых шифров с помощью логических ЭВМ и... найти «закон», позволявший вскрыть систему разработки шифров середины 1970-х годов. Что достигается этим, ясно и ребенку.
Следует иметь в виду, что описываемый период характеризовался жестким противостоянием двух систем (а в океане - ВМС США и быстро развивающегося ВМФ СССР).
Ну и конечно, американцы интересовались ракетным и торпедным ядерным оружием ПЛ.
Операция «Дженифер» носила глубоко секретный характер. Впоследствии стало известно, что в полном объеме с ее замыслом были осведомлены лишь три высокопоставленных лица:
- президент США Ричард Никсон;
- директор ЦРУ Уильям Колби;
- миллиардер Говард Хьюз, финансировавший операцию.




Ричард Никсон. Уильям Колби.

Время подготовки и проведения операции заняло почти 7 лет. Затраты на операцию составили... около 350 миллионов долларов.
Для подъема корпуса ПЛ К-129 технические исполнители спроектировали два специальных судна «Эксплорер» и доккамеру НСС-1 с раздвигающимся днищем, на котором были расположены гигантские клещи-захваты по форме корпуса ПЛ. Оба судна изготовлялись по частям на разных судоверфях Западного и Восточного побережий США. Характерно, что даже при окончательной сборке инженеры не могли понять назначение столь странных судов. Для этих судов по специальному найму с подпиской о полном молчании (в Америке, как известно, и молчание оплачивается) были скомплектованы команды. Характерно, что самый низкооплачиваемый член команды «Эксплорера» (из «цветных») - шкипер самоходной шлюпки получал 260 долларов ежесуточно. Но это детали.
Специальное судно «Гломар Эксплорер» представляло собой плавучую платформу водоизмещением свыше 36 000 тонн. Основные элементы судна:
- подруливающие роторные двигатели с дистанционным управлением, осуществляемым с автоматического координатора, использующего спутниковую систему точной ориентации «Транзит-С» (в те годы носившую в ведомствах США степень высокой секретности). Эта система позволяла «Эксплореру» отыскивать нужную точку в океане и удерживаться над ней с точностью до 10 см. Никакого тяжелого рейдового оборудования «Эксплореру» не требовалось;
- «колодец» в средней части судна с ажурными конструкциями типа нефтяных плаввышек, а также набор навинчиваемых труб из не установленного материала. Каждая труба длиной по 25 метров, отдельные пакеты труб с разной раскраской;
- набор индикаторов - радиометрических, телевизионных, магнитометрических и т.п., опускаемых с помощью столба труб на дно.




Специальная доккамера представляла собой погружаемое самоходное судно с раздвигающимся днищем и специальными гидравлическими упорами для подныривания и жесткой постановки на стопора под днищем «Эксплорера». Скрытая судоподъемная операция предположительно проводилась в три этапа:
- первый (1973 г.) - базовая подготовка специальных судов и направление в район точки «К» судна «Гломар Челленджер» фирмы «Гломар», имеющей международный статус, - по-видимому, для имитации океанологических работ. Предположительно, судно «Гломар Челленджер» (а фирма имела 9 таких судов), специализировавшееся на бурениях морского дна в пределах прибрежных шельфов, использовалось «втемную», с целью «приучить» службы наблюдения нашего флота и никакого отношения к скрытной операции ЦРУ не имело (метод «подставы»);
- второй (вторая половина 1973 г.) - подмена «Челленджера» «Эксплорером» и производство тренировочно-подготовительных мероприятий к скрытому судоподъему;
- третий (1974 г.) - судоподъем в кратчайшие сроки (и обязательно при отсутствии следящих сил нашего флота).


II

В середине 1973 года я лично (тогда первый заместитель начальника разведки Тихоокеанского флота, непосредственно курировавший направление «подводной разведки» на ТВД), анализируя обстановку на обширном пространстве Тихого океана, обратил внимание на необычное появление «Челленджера» и продолжительное его «топтание» в центре северной части океана, выделив его из огромного потока судов. Дело в том, что суда указанной фирмы периодически отмечались в районах шельфов близ Филиппин, Австралии и т. п., то есть в пределах 200-метровых глубин, и специализировались на подъеме донных конкреций и бурении дна на нефть, но не в центре океана (с глубинами до 6 км - никогда). Радиосвязь судна с фирмой «Гломар» была взята под особый контроль, но ничего особого не принесла. Судно устойчиво пеленговалось в указанном районе, а по истечении полутора месяцев убыло из района и занялось своими специфическими делами.
Спустя примерно два месяца в этом же районе появилось судно с радиопозывными «Гломар Эксплорер» и вело устойчивый «производственный» радиообмен в радиосети фирмы «Гломар». Я перепроверил международные справочники: судна с таким названием фирма «Гломар» не имела. Сразу возникло подозрение в «подставе». Как бывший командир ПЛ, я сразу ассоциировал два разновременных события, первым из которых являлась гибель ПЛ К-129 в северной части Тихого океана. По моей просьбе командный пункт флота затребовал из архива материалы поисковой операции по К-129 1968 года. Раскрыл карту и... сразу понял: район действий «Челленджера» и сменившего его «Эксплорера» и центр района поиска ПЛ К-129 силами флота совпали.




Виктор Александрович Домысловский. - Знаменитые люди Тихоокеанского флота. Биографический справочник. В.М.Йолуховский.

Были подготовлены соответствующая карта обстановки и обоснование того факта, что американцы «занялись районом лежащей на дне океана ПЛ». Мы (начальник разведки В.А.Домысловский, ваш покорный слуга и группа аналитиков, так называемых «гениев поневоле») вторглись в кабинет командующего ТОФ адмирала Н.И.Смирнова. Оценив важность информации, командующий ТОФ (сам бывший подводник) пришел в крайнее возбуждение и... приказал - «в кратчайший срок подготовить и в условиях полного радиомолчания "погнать"» в район точки «К» быстроходный разведывательный корабль, что и было выполнено. Через несколько суток в район был направлен РЗК «Пеленг», начиненный специальной разведаппаратурой. К сожалению, указанный корабль не имел штатных средств гидроакустической разведки. Спустя две недели РЗК «Пеленг» прибыл в район, обнаружил странной конструкции судно «Эксплорер» и начал за ним непосредственное слежение. Американцы сделали вид, что не замечают этот корабль и деятельно демонстрировали навинчивание и прогонку вниз труб и последующий их подъем, за сутки прогоняя столбы труб до 1,5 км. Штанов они при этом не снимали и голых задниц нашим мореплавателям не показывали (как это расписали в 1990-х годах досужие писаки из российской «желтой» прессы).




Наш корабль ежесуточно доносил: «Действия американцев непонятны, но все признаки на поиск нефти». Таким образом, мы истинный смысл действий «Эксплорера» тогда не вскрыли. Спустя полторы недели «Эксплорер» дал ход и направился курсом в Гонолулу (о. Оаху). В преддверии Рождества (25 декабря 1973 года) судно вошло в порт Гонолулу, а наш корабль занял линию подвижного дозора вне территориальных вод. Мы знали, что всю рождественскую неделю американцы будут «просаживать доллары» в кабаках и притонах. Между тем наш корабль донес: «мои запасы топлива на исходе». Дозаправлять корабль в море в те времена мы не имели возможности, - пришлось отозвать корабль во Владивосток. Отозвать - это три недели перехода в условиях непрерывных штормов.
Следует отметить, что РЗК «Пеленг» был внепланово вырван из общего плана-графика походов разведывательных кораблей ТОФ на год и Главный штаб ВМФ (в Москве) отнесся к нашей «затее» резко отрицательно. Начальник же разведки ТОФ В.Домысловский (вскоре ставший контр-адмиралом), уловив настрой вышестоящего начальства, быстро понял, сколько хлопот доставит ему (и нам) эта инициатива, и в последующем «участвовать в этой затее» отказался, переложив всю возню на меня: «Ты затеял, ты и расхлебывай все это».
Командующий ТОФ адмирал (впоследствии адмирал флота) Н.И.Смирнов также уловил скепсис ко всему этому со стороны московских структур и предоставил нам самим «разгрызать орешек» общепринятым «хозспособом», не желая без приказаний ГК ВМФ связывать себе руки. Во всяком случае, выделить боевой корабль флота (а в условиях океана обязательно с танкером) он наотрез отказался.
Между тем в середине января 1974 года «Эксплорер» вновь был запеленгован в районе точки «К». Пришлось «улавливать ситуацию».




Краснов Энгельс Яковлевич. Кобзарь Владимир Иванович.

В феврале 1974 года мной был «уловлен» КИК (корабельно-измерительный комплекс) «Чажма», возвращавшийся из южной части океана (после обеспечения запуска космонавтов) к месту постоянного базирования на Камчатку. Командиру КИК (капитан 1-го ранга Краснов) была подсунута за подписью НШ ТОФ задачка: «Следовать в точку "К", обнаружить и вести слежение за судном США "Эксплорер" с задачей выявления характера его действий и т. д.». При этом я лично информировал по средствам ЗАС-связи командира КИК «обратить особое внимание на признаки работ с погибшей ПЛ В.Кобзаря».
Командир КИК (а это был опытнейший моряк, лично знавший Владимира Кобзаря) тем не менее доносил то, что по всем признакам американцы «осуществляют прогонку труб на нефть»... КИК вел слежение в течение 10 суток и по остатку топлива также был направлен в базу.




Наблюдение за деятельностью судна «Гломар Эксплорер» ведет контрольно-измерительный комплекс (КИК) «Чажма»

В целях продолжения слежения за «Эксплорером» мы добились у командования ТОФ решения направить в район точки «К» океанский спасательный буксир Камчатской флотилии МБ-136 с группой наблюдения. МБ вел наблюдение в течение 10 суток, не выявив ничего нового. Вскоре по расходу запасов МБ также был возвращен в базу.
На этом наши возможности были исчерпаны. Безусловно, все это докладывалось в Главный штаб ВМФ, который продолжал относиться скептически ко всей этой возне, не вмешиваясь в «блажь» тихоокеанцев, но и не ставя каких-либо задач. Командование флотом, в свою очередь, заняло соответствующую позицию: предоставить разведке флота сомнительную возможность решения проблемы своими силами.


Продолжение следует.


Главное за неделю