Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Секреты новой амфибии

Раскрыты секреты
новой амфибии
"Дрозд"

Поиск на сайте

Жизнь в перископ. Видения реликтового подводника. Контр-адмирал А.Т.Штыров. Часть 62.

Жизнь в перископ. Видения реликтового подводника. Контр-адмирал А.Т.Штыров. Часть 62.

А мы продолжали «ловить ситуацию». В течение марта-июня 1974 года удалось «выбить» у командования ТОФ три парных вылета самолетов дальней разведавиации Ту-95РЦ, которые могли достигнуть района по радиусу только на «укол». В условиях сплошной облачности самолеты могли подтвердить присутствие в точке только крупной радиолокационной засветки и... в базу.



Одновременно приходилось обращаться к начальнику Дальневосточного пароходства А.Бянкину с просьбой «довернуть в район точки "К" проходящие мимо суда-контейнеровозы ДВМП». Однако контейнеровозы, действовавшие на линии Лос-Анджелес-Иокогама - штуки валютные (каждая лишняя миля - в копеечку). Капитаны судов приказания начальника пароходства выполняли с зубовным скрежетом, но выполняли: «Прошел точку, обнаружил, да, стоит какая-то сволочь и что-то там делает», а уж вести слежение - извините, и далее по маршруту.
Естественно, все эти силы и средства могли только фиксировать нахождение объекта, интересующего разведку, в районе и ни в коей мере не могли противодействовать американцам.
В июле 1974 года я не выдержал и, оставаясь за начальника разведуправления, пробился на специальный доклад к командующему ТОФ:
- Товарищ командующий. По всем накопленным признакам, специальное судно «Гломар Эксплорер» завершает подготовительный цикл работ к подъему нашей ПЛ К-129. Как будут поднимать, неясно, но будут. Важнейший признак: изменение характера радиообмена судна - переход из радиосети фирмы на скрытые каналы спутниковой связи. Дайте боевой корабль!
- Лишних кораблей у меня нет, - отрезал комфлота. А если вы такой настойчивый, добивайтесь у Москвы разрешения переразвернуть из южной части океана разведывательный корабль «Приморье».
Следует пояснить, что большой корабль радиотехнической разведки (КРТР) «Приморье» относился к кораблям ТОФ, но действовал по плану ГРУ Генштаба (телеметрические засечки пусков БР с головной частью «Мирв» с мыса Канаверал США в районе атолла Кваджалейн.




Получив категорический отказ комфлота, я пошел ва-банк и за своей подписью настрочил шифровку в Москву:
«Начальнику разведки ВМФ. Анализ деятельности специального судна США "Гломар Эксплорер" в районе точки "К" Ш = Ш = 40°00' Д = 180°00' дает основание полагать, что некоторые ведомства США завершают подготовку и в ближайшие сроки могут предпринять подъем со дна Тихого океана советской ПЛ К-129, погибшей в 1968 году. Характерный признак - переход судна "Эксплорер" на скрытные виды радиообмена. В северной части Тихого океана кораблей флота нет, выделить корабли с развертыванием из баз ТОФ в настоящее время не представляется возможным. В настоящий период КРТР "Приморье" в районе атолла Кваджалейн выполняет задачи телеметрической разведки пусков МБР США с мыса Канаверал. Учитывая, что в программе пусков МБР США делают значительный перерыв, прошу Вашего разрешения переразвернуть корабль в район точки «К» с задачей слежения за действиями сил США в целях принятия немедленных решений. К началу выполнения второго этапа пусков МБР КРТР "Приморье" будет возвращен в район атолла Кваджалейн. ВРИО начальника разведки ТОФ Штыров».
Через два дня пришла ответная шифртелеграмма:
«ВРИО начальника разведки ТОФ. Обращаю ваше внимание на более качественное выполнение плановых задач. И.Хурс».
На бюрократическом языке штабов ответ означал: «Не лезьте со своими глупостями, лучше выполняйте те задачи, которые вам поставлены директивой на текущий год».




Хурс Иван Кузьмич

Предметный урок был усвоен. Повторная инициатива исключалась. И судно «Эксплорер» примерно в течение месяца оставалось вне слежения.
И вдруг! Сенсационный взрыв в иностранной прессе: «Соединенными Штатами поднята со дна Тихого океана затонувшая советская подводная лодка». С немыслимой оперативностью все ведущие агентства мира начали выбрасывать гейзеры сенсационной информации, так что наши телетайпы вошли в перегрев. Советская же печать хранила гробовое молчание.
Работали в этом направлении, однако, не мы одни. Как стало известно впоследствии, до скрытного подъема ПЛ некое пожелавшее остаться неизвестным лицо подсунуло в Вашингтоне под дверь посольства СССР записку примерно следующего содержания: «В ближайшее время спецслужбы США предпримут действия по скрытному подъему советской ПЛ, затонувшей в Тихом океане. Доброжелатель».
Содержание записки посол СССР в США А.Добрынин шифром передал в МИД СССР, откуда копия телеграммы поступила Главнокомандующему ВМФ С.Горшкову, а копия копии легла в сейф командующего ТОФ Н.И.Смирнова. Но хитрый комфлот предпочел не проинформировать собственную разведку. Чем руководствовался он при этом, остается на его совести. И он, оглядываясь на Москву, оставлял руки себе развязанными.




Герой Советского Союза Смирнов Николай Иванович. с 1969 года командующий Краснознамённым Тихоокеанским флотом, в 1974-1988 гг.

В дальнейшем события развивались в духе американских «вестернов» и не представляли интереса для разведчиков-профессионалов. Однако кое-что заслуживает внимания.
В телевизионном шоу, «любезно» переданном Е. Киселевым по НТВ 9 марта с.г., показаны «подлинные кадры», как ФБР США повязало группу гангстеров, вспоровших сейф в офисе Говарда Хьюза. Так сказать, «мордами в пол, руки в наручниках за спину». Все это, мягко говоря, не соответствует истине. В противном случае документы по сверхсекретной операции ЦРУ «Дженифер» никак не могли бы попасть в руки репортеров. Дело в том, что у заветного сейфа Хьюза столкнулись две конкурирующие банды гангстеров, между ними завязалась форменная битва за обладание «тайной». ФБР и ЦРУ США постыдным образом все это промухали и первыми к месту схватки проникли вездесущие репортеры. Один из них овладел папкой «Дженифер», ускользнул от преследования агентов, забаррикадировался в какой-то телефонной будке и успел передать основное своим боссам. Дальнейшее - дело техники.
Однако вернемся к самой операции. Как стало известно, специалисты ЦРУ США подняли не всю подводную лодку: то ли из-за трещины в одной из клешней, то ли из-за недостаточной «центровки груза» при подъеме корпус ПЛ разломился по линии трещины в центральном посту. Кормовая часть ПЛ, включая - 4-8-й отсеки, вывернулась из клешней и опустилась на дно океана. Таким образом, в обжиме клешней остались 1-й, 2-й и часть 3-го отсеков ПЛ К-129. Однако, учитывая, что интересующие спецслужбы США вещи - шифрдокументы, аппаратура ЗАС-связи, боевые пакеты и пр. находятся, как на всех подводных лодках, в командирском (втором) отсеке, руководители операции, по-видимому, сочли главную часть работы выполненной.




Американское судно «Гломар Эксплоурер» захватывает советскую подводную лодку К-129 на глубине 5200 м. А.Н.Лубянов.

«Эксплорер» с доккамерой под днищем ушел в район Гавайских островов (о. Мауи), где в закрытом для плавания всех судов районе в действие вступили боевые пловцы ВМС США. Из носовой части ПЛ были извлечены тела до 60 погибших подводников, за семь лет совершенно не тронутых тленом (так писали американские газеты 1974 года): на таких глубинах кислород отсутствует. Некоторые из них настолько хорошо сохранились, что «можно было различить возраст, степень физического развития и даже национальность подводников. Это количество дает основание полагать, что на ПЛ в момент катастрофы проводилось какое-то «мероприятие» (возможно, киносеанс) и лодка управлялась одной боевой сменой по «готовности 2 подводная».
Извлеченные тела подводников (числом 6) были перезахоронены в море по принятому в советском ВМФ ритуалу - накрытые нашим Военно-морским флагом, под звуки гимна Советского Союза. Этот процесс был заснят на цветную кинопленку, которая была запрятана в сейфы ЦРУ.
Однако до настоящего времени неясно: куда делись остальные извлеченные из корпуса ПЛ тела?
В последующем, когда тайное стало явным и между МИД СССР и Госдепартаментом США начали выясняться «отношения», эти предусмотрительные действия ЦРУ сыграли свою роль.
МИД СССР направил первую ноту США: ваши-де службы тайно, в нарушение норм международного морского права (то есть по-воровски) подняли наш корабль. Ответная нота Госдепартамента США гласила: а вы не объявляли о гибели своей ПЛ. Следовательно, по нормам международного права - это ничейное, бросовое имущество.




Тогда МИД СССР направил вторую ноту: вы-де надругались над вечным покоем наших погибших подводников, нарушили их братскую могилу. Госдепартамент США ответил: ничего подобного. Ваши моряки перезахоронены в море по всем правилам, принятым в ВМФ СССР, соблаговолите получить копию киносъемки.
Наши дипломаты замолчали, ибо крыть было больше нечем...
Освободившись от погибших подводников, «Эксплорер» убыл на Западное побережье США (в район Сан-Франциско, тщательно охраняемую бухту Редвуд-Сити, а не в Лос-Анджелес, как утверждает г-н Киселев), где в обстановке абсолютной секретности из носовой части ПЛ было извлечено оборудование (в том числе две торпеды с ЯГЧ). Обследован корпус, - некоторые технические решения американские специалисты нашли «весьма интересными».
Но главного (шифров) они не нашли. Причина оказалась весьма неожиданной, как все курьезы русской действительности. Дело в том, что командир ПЛ капитан 1-го ранга В.Кобзарь был высокого роста и всегда мучился в тесной и короткой каюте. В период ремонта ПЛ (1966-1967 гг.) в Дальзаводе он, в отступление от проекта, упросил главного строителя, и тот за корабельный спирт перенес шифр-рубку в четвертый (ракетный) отсек. Мы нашли этого строителя (к тому времени вышедшего на пенсию), и он клятвенно подтвердил, что перенес шифр-рубку в ракетный отсек. Это подтверждается и тем, что в последующем, несмотря на разразившийся скандал, ЦРУ США собиралось поднимать и кормовую часть ПЛ.




Кобзарь Владимир Иванович.

Когда же разразился международный скандал вокруг операции ЦРУ США «Дженифер», Главнокомандующий ВМФ СССР С.Горшков был вызван в ЦК КПСС, где получил хорошую головомойку. Возвратившись в Главный штаб ВМФ и донельзя разъяренный, он вызвал на связь командующего ТОФ. В это время мне случилось быть в кабинете командующего флотом по неотложному докладу. Я стоял у двери с папкой, - в телефонную трубку был хорошо слышен соп и астматическое дыхание Главкома. Обычно весьма сдержанный, как все обладающие огромной властью люди, на этот раз Главком С.Горшков не стеснялся в выражениях:
- Ну что, товарищ Маслов? Прос...ли подводную лодку?
- Никак нет, товарищ Главнокомандующий. Я только что принял флот и ко всему этому никакого отношения не имею.
- Это что же? По-вашему, я прос...л подводную лодку?..
И так далее. Заслышав оное, я выскользнул из кабинета (от греха подальше). Однако на лестнице меня догнал адъютант:
- Вернитесь, комфлот требует...
Я снова возник в дверях кабинета. Командующий ТОФ адмирал В.П.Маслов долго рассматривал меня, как редкостное насекомое, и, повторяя все интонации Главкома, произнес:
- Ну, что, разведка? Прос...ли подводную лодку?
- Никак нет, товарищ командующий. Мы не прос...ли подводную лодку. Мы принимали все зависящие меры по своей части. И не наша вина, что ни командование, ни вышестоящие штабы не приняли мер по противодействию американцам. К тому же это дело уже не по нашей части, а операторов и командования.
- А чем вы можете это подтвердить?
- Да у нас материалов целая папка!
- А ну, мигом сюда свою папку!




Маслов Владимир Петрович. Командир 3 ДиПЛ. Командующий Тихоокеанским флотом в 1974-1979 гг.

Продолжение следует.


Главное за неделю